Олег KALANOV

Замок

Олег KALANOV

В мире существуют уголки, где нет места тупой посредственности. Один из них — долина реки Луары. Непременной особенностью любого французского пейзажа всегда были возвышающиеся на скале сказочные замки, стражи ушедшей эпохи, переносящие любого из современных созерцателей на страницы рыцарских романов, сказок и легенд трубадуров. Они встречаются взору изумлённого путешественника повсюду, но особенно много их в долине реки Луары.

Говаривают, что в недалёком прошлом их насчитывали до полутора тысяч, но безжалостное время, подъедая остатки древности, оставило от многих лишь развалины, но они не теряют утончённого шарма, а память о былой славе и ныне живёт в рассказах жителей окрестных городов и деревень. Почти каждый имеет свою легенду, своё романтическое придание. Таинственные руины, останки зубчатых стен и башен хранят память о былых узниках и страшных казнях, о рыцарских турнирах и прекрасных дамах, о пирах и королевских охотах.

Но не всё подвластно разрушающему потоку времени. Наиболее значимые знаки прошлого были сохранены силами французского правительства и органами местного самоуправления. Таких вырванных из зубов безжалостного времени шедевров только в долине Луары насчитывается более 120(!). Из замка в замок можно бродить бесконечно. Выслушать в каждом неповторимую, только его легенду, встретиться со штатным привидением разной степени свирепости, восхититься неповторимой архитектурой. Но сегодня я расскажу о замке замков – ШамбОре. Выстроенным французским Давидом-строителем – королём Франциском Первым – в качестве охотничьей резиденции.

big-57b3116bff9367346b0d05fa-57b83c1f7ba6a-1brgf0v

Сам король за всю жизнь провёл в стенах замка всего несколько месяцев, отвлечённый от своего детища не менее крупными и значительными проектами, но замок, задуманный и спланированный им вместе с гением всех времён и народов, великим Леонардо, остался в наследство потомкам.

Великий инженер не дожил до начала строительства всего лишь четыре месяца. Работы возглавили Франсуа де Понбриан и Жак Сурдо, но идеи Леонардо сильно воздействовали на строителей замка и в первую очередь – на короля. Самые необычные из них: винтовые лестницы, по которым одновременно  спускающиеся и поднимающиеся не видят друг друга,  система дымоходов, световых окон, вентиляционных труб, выстроившихся на крыше в хоровод шпилей и башен.

Замок поражает не только архитектурными изысками, вобравшими в себя элементы поздней готики и итальянского Возрождения, но и своими размерами. К гигантской каменной цитадели примыкает лесопарк в 5500 гектаров с оградой длиной в 33 километра. За годы своего существования замок переходил из рук в руки, то подвергаясь полному запустению, то вновь наполняясь бурлящей жизнью. В 1930 году замок был выкуплен государством и стал народным достоянием.

Много тайн и легенд хранят его стены. Много заговоров и интриг повидали они. Понятно, что в таком древнем уголке не могло не завестись привидение. И оно есть. Очевидцы рассказывают, будто в ненастную погоду, когда молнии разрезают ночное небо, а в дымоходах протяжно завывает ветер, в лесу можно встретить необычного всадника, несущегося во весь опор через чащу на чёрном коне. Это призрак графа Тибальда, обитающего в замке и выезжающего поохотиться в Шамборском лесу в ненастные ночи.

История призрака загадочна и противоречива: кто-то рассказывает, что граф погиб в лесу во время страшной внезапно разразившейся грозы, кто-то говорит, что был растерзан свирепым вепрем, кто-то утверждает, что он пал жертвой дворцовых интриг и предательски был убит на охоте… Говорят, что сам призрак не опасен, однако его внезапное появление из темноты и мчащийся напролом силуэт может здорово напугать вас. А может, и нет. Если вы решились прогуляться в грозовую ночь в Шамборском лесу, то вас уже ничто не устрашит. Вуаля (voilà).