Home » Колонки » Наши люди в Париже » Пирамиды, Ника и Венера     
Олег KALANOV

Пирамиды, Ника и Венера     

Олег KALANOV                                                                        

 Когда меня спрашивают, что лучше посмотреть в Лувре за один день, я  отвечаю: «Лучше не ходите». Ведь если посвятить каждому экспонату хотя бы минуту, то там нужно будет провести 3(!) месяца чистого времени, не отлучаясь даже в туалет.

Что можно увидеть в знаменитом музее за один день? Да ничего. Как невозможно рассказать в газетной статье и о тысячной доле собранных сокровищ. Но есть особо известные экспонаты, после созерцания которых каждый может сказать: «Я был в Лувре». И не советую вам, если у вас единственный визит, обращать особое внимание на что-либо другое. Ведь, если вы начнёте рассказывать о единственной картине Босха или Сандро Боттичелли, и не сошлётесь на сублим, как говорят французы, вам никто не поверит, что вы там были.

Пирамида

Вот и сегодня я хочу рассказать о самом замечательном, о том, чего нельзя не заметить. Начинать нужно прямо у входа, возле нелепого сооружения —  стеклянной пирамиды, никак не вписывающегося в архитектурный ансамбль дворца. Придумано и построено это стеклянное чудище американским архитектором китайского происхождения Йо Минг Пеем, а подарено Парижу социалистическим правительством Франсуа Миттерана и вошло в так называемый «перечень больших подарков».

Всё, что делали социалисты для Франции, всё, что дарили ей, было громоздко, нелепо и неповоротливо. Все «большие подарки» — Опера Бастий, музей современного искусства «Бобур», или, как его ещё называют, Центр Помпиду, пирамида Лувра — всё стало уродливыми бородавками на прекрасном лице города. Но время шло, глаз присмотрелся, замылился, и эти ужасные новшества стали такими же достопримечательностями и памятниками архитектуры, как Эйфелева башня — символ Парижа, изначально считавшаяся монстром, уродующим архитектуру. Вот и наша пирамида со временем стала такой же законной частью Лувра, как прилегающий к нему сад Тюильри, площадь Карусель с одноимённой аркой посередине.

Перевёрнутая пирамида

В довершение ко всему вы должны знать, что пирамида не одна, там целое семейство, и за основной прячется ещё три маленьких. Сейчас это излюбленное место отдыха очумевших от обилия впечатлений туристов. Кроме того, пирамида избавила почётный дворец-музей от громадных очередей и расширила его внутреннее пространство. К тому же, пирамида потрясающе выглядит в ночное время, когда яркий золотой свет заливает её изнутри, делая похожей на воздушно-золотой конус мистического сооружения древности.

Наконец, оторвавшись от этого монументального строения, вы войдёте внутрь и слегка опешите, поняв, что чудеса начались — и вас преследуют призраки. Ваш взгляд неминуемо упрётся в другую «перевёрнутую» пирамиду (La Pyramide Inversèe), она как бы врастает в землю неподалёку от основной, в центре круга Луврской карусели. Но вы не сразу поймёте, что это родная сестра верхней, как бы заглянувшая во внутренние покои дворца. Тридцатитонной громадиной из стекла и стали свисает она над маленькой подземной пирамидкой, как бы указывая на неё. В сумерках эта чета подсвечивается прожекторами и зеркалами, превращаясь в загадочную комбинацию геометрических фигур, созданную гигантским алхимиком-чародеем, ищущим секрет мирозданья.

Ника из Лувра

Но у нас недостаточно времени для спокойного осмотра музея и, чтобы не бегать «галопом по Европам», выберем те экспонаты, без которых Лувр не является Лувром в сознании обывателя, и твёрдой походкой направимся к ним.

Невозможно пройти мимо статуи Ники Самофракийской, греческой крылатой богини победы, венчающей Большую Лестницу. Вечером, подсвеченная снизу богиня, парящая над головами посетителей, кажется почти прозрачной. К сожалению, археологам не удалось найти голову богини, обнаруженной на острове Самофракия в 1863 году, также не удалось обнаружить руки. Однако мастерство античного скульптора настолько велико, что зритель и не замечает недостающих частей, завороженный волшебной пластикой, оживающей на глазах, скульптуры.

Венера Милосская

Другим бесценным сокровищем Лувра является знаменитая Венера Милосская — хоть и лишённая рук, тем не менее, являет собой воплощение истинной красоты, женственности и лиризма. Эту статую в искусстве Древней Греции называют «вершиной классического периода». Она была обнаружена крестьянином на острове Милос в 1820 году. Говорят, что греки не желали терять прекрасную богиню и вступили в ожесточённую схватку и перестрелку с увозящими её французами. Более того, очевидцы утверждают, что на тот момент она была с руками, а в руках держала яблочко. Якобы, руки богиня потеряла как раз в этом неравном бою. Захватчики оказались сильней, хитрей и изворотливей. Венера всё-таки покинула родной остров, чтобы оказаться вечной пленницей французского монарха и великого музея.

Во время Второй Мировой войны она, как и все экспонаты, ненадолго покидала стены своего узилища. Сдавая Париж, французы ни на минуту не могли представить, что они навсегда расстанутся с коллекцией любимого музея. Упаковав её в 6000 тысяч деревянных ящиков, вывезли подальше от стратегических пунктов и военных дорог, спрятав под развалинами старинных замков далеко в сельской местности. Немцы искали коллекцию, объявив баснословное вознаграждение. Но не нашлось ни одного человека, пожелавшего стать новоявленным Иудой и продать за 30 сребреников гордость нации. Хотя о её месте нахождения знали многие. Шесть тысяч ящиков не иголка. К тому же, картинам необходимо дышать. И их периодически выносили из тёмных склепов на свет божий, чем немало удивляли местных крестьян.

Ну, а куда отправилась и как жила все эти пятьсот с лишним лет самая известная в мире картина, я постараюсь рассказать в следующий раз.

Вуаля (voilà).