Как шанс создал Мастера
Олег KALANOV
Неудачник не тот, кого рок грызёт
И соседки пальцем тычут, судача.
Неудачник тот, кому повезёт,
А он не сумеет сдержать удачу.
В. Маяковский
— Стас, как и почему Вы оказались в Париже?
— Приехал в Париж в 2001 году. В то время у меня была заветная мечта — сделать персональную выставку в этом великом городе. Приехал наобум, ветреным и амбициозным художником, которому казалось, что обратить на себя внимание и завоевать мир — это пара пустяков.
Быстро сказка сказывается, но не скоро дело делается. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Эти и ещё масса житейских мудростей, которые я знал, но пренебрёг ими — в силу своей молодости. Чувствовал себя несгибаемым и окрылённым. Но всё оказалось не совсем просто, а точнее, совсем непросто.
Художников в Париже — несметное количество. Как правило — это лубочно-коммерческая живопись, которая создаётся умельцами всех мастей только для того, чтобы иметь булку с маслом и бутылку бордо на ужин.
В поисках своего лица много работал в разных техниках живописи. И очень быстро понял, что первоклассные художники с прекрасными полотнами остаются невостребованными. Не хотелось пополнять ряды неудачников, идти проторенной колеёй в никуда. Поиски были долгими и мучительными. Наряду с творческой неудовлетворённостью — вечное безденежье, отсутствие жилья, мастерской. Не сдаваясь на милость судьбы-злодейки, работал, где придётся, но недолго, только бы на краски хватало и всё. Остальное время — творчеству. В Париж приехал не деньги зарабатывать, а постигать секреты живописи.
Ища новые пути в изобразительном искусстве, много экспериментировал. Как-то раз пришла в голову мысль — писать реалистичную живопись или сюрреализм на выпуклых поверхностях, тем самым создавая эффект трёхмерного пространства. Пытался выгибать доски, использовал подручные, уже изогнутые предметы: плафоны, крышки от коробок, даже лыжи! Перепробовал всё.
И вот однажды нас с приятелем попросили разобрать архив одного безвременно ушедшего соотечественника: журналиста, писателя, художника, коллекционера. Пришлось ехать далеко за город, в небольшой, очень старый замок. Погода прескверная. За окном уже третий день моросил дождь. В доме тоже мрачно и сыро. Только островок света и тепла, вырываемый у непогоды жарко натопленным камином, оставался обитаем. На нём-то мы и сгрудились с ящиками, коробками и прочими предметами, порой непонятными и загадочными.
В одной из коробок красного дерева, уже изъеденной жучками-древоточцами, переложенная полуистлевшей соломой, лежала старая рассохшаяся скрипка. Боже мой!! ЭВРИКА!!! Восхитительно, эротично, обворожительно, притягательно, идеальные пропорции женского тела! Даже без рисунка не пройдёшь мимо, задумаешься. Она ведь тоже рождает — звук. Озарило. Это мой выбор, моё открытие, моё направление! К тому же, из скрипки, точнее, из её двух дек, верхней и нижней, можно сделать два «objet d’art», то есть два произведения искусства — живопись и скульптуру. Два в одном.
Наклеил холст на деку, загрунтовал и начал писать. Прямо здесь, на месте, в замке. Далеко от Парижа под сенью вековых дубов и каменных сводов родилась моя первая «скрипка» — моё детище. Много в мире неизведанного. Не знаю, может, ещё не вознёсшийся дух безвременно ушедшего мастера передал свой секрет, выбрав меня преемником.
— Может, просто случай? Выпал шанс?
— Просто слепой случай, говорите Вы? Случаев много, и шанс выпадает почти каждому. Но зерно должно упасть на благодатную, подготовленную, возделанную почву. Перед этим нужно много трудиться, да и после, не покладая рук. Иначе случай пройдёт незамеченным, а шанс так и останется шансом. Я свой не упустил. Со временем расписал все струнные музыкальные инструменты, создал и запатентовал своё направление в современной живописи. Процесс идёт. Работа продаются. И теперь я мастер. И как говорят сейчас в России, весь «в шоколаде». Вуаля (voila).
Справка
Стас ДЫШЛОВ. Художник. В Париже и Марселе можно посетить персональные выставки. Приобрести картины. Заказы по электронной почте: stasparis@rambler.ru. Сайт: stasart.com