Центр Помпиду
Олег KALANOV
«Я страшно горжусь, что у нас в Париже самый необычный и самый большой в мире музей современного искусства. Ни разу там не был, но всё равно горжусь». (Сергей Довлатов)
Я, в отличие от Довлатова, бывал там сотни раз. Бывал, когда хотел насладиться импрессионистами. Бывал, когда пытался разгадать тайны современного искусства: что есть загадочного и прекрасного в композиции из писсуаров – может, я чего не понимаю. Бывал, когда водил туда друзей прикоснуться к прекрасному, но не вечному, например, на выставку инсталляций из упаковочных картонных ящиков. И всегда посещали меня смешанные чувства: необычно — да, красиво — вряд ли. Скорее, нелепо и не очень соответствует изысканно вычурному стилю Парижа. Но если учесть, что центр находится вблизи бывшего «Чрева Парижа», где столетиями царила грязь и вонь, то вполне приемлемо. Инициатором строительства был бывший президент Франции Жорж Помпиду (1911-1974), страстный любитель современного искусства. Он хотел построить в сердце Парижа большой центр искусства и культуры. В конкурсе, на который было подано 680 проектов со всего мира, победили двое молодых архитекторов — Ренцо Пиано и Ричард Роджерс. Они хотели построить не храм культуры, который бы давил на посетителей, а нечто воздушное и просторное, то, что не мешало бы посетителю напрямую общаться с искусством и постигать его тайны. И затея удалась.
«Здание без кожи» — так окрестили новый музей обыватели. Все коммуникации — вентиляция, канализация, водоснабжение, даже один из лифтов — вынесены за пределы здания и ничем не прикрыты. Только выкрашены в разные цвета, согласно ГОСТу, а стальные опоры в виде строительных лесов поддерживают всю эту «незавершёнку». Но внутри — храм. Просторные помещения позволяют размещать самые громоздкие и самые нелепые экспозиции. Некоторые критики назвали центр «маслозаводом в центре города».
Как бы то ни было, сам Помпиду не смог ни порадоваться, ни огорчиться плодам своего замысла. К моменту открытия 31 января 1977 года его уже не было с нами, и центр назвали в его честь. Кроме музея, который часто называют Бобур (по названию улицы, на которой находится здание) в нём ещё есть огромная публичная библиотека Франции, Bibliothèque publique d information. С самым большим в Европе лингафонным учебным кабинетом на 200(!) человек. Библиотека бесплатна. Доступ открыт всем. Пропуск и читательский билет не требуется. Несмотря на тысячу восемьсот мест в читальных залах на трёх этажах, библиотека всегда переполнена и перед входом выстраивается длинная очередь.
Но центр — это не только музей и библиотека, это действительно ЦЕНТР. Здесь находится и ресторан «Жорж», с чьей террасы открывается красивый вид на квартал Бобур, и масса арт-бутиков, где продаются копии экспонатов на память, и, в довершение ко всему, кинотеатр. Да и сам музей Musée National d Art Moerne, конечно, не самый большой в мире, но коллекция его весьма значительна. Она содержит почти 53 тысячи предметов искусства, из которых на постоянно обновляющихся выставках может экспонироваться лишь небольшая часть. Но есть и постоянная экспозиция, включающая произведения Матисса, Пикассо, Барка, Дали, Кандинского, Мадельани, Шагала и других мэтров. После открытия центр приобрёл популярность, на которую создатели и не рассчитывали. Ежедневно там стало бывать 25(!) тысяч человек. И после двадцати лет жестокой эксплуатации здание были вынуждены закрыть на реконструкцию. Были перестроены внутренние выставочные площади. Музей расширили в два раза, библиотека занимает теперь три этажа и имеет отдельный вход. После двухгодичной реконструкции центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду открылся точно к началу нового тысячелетия.
Несмотря на такое привлекательное содержание, многие приходят не в сам Центр, а на площадь перед ним. Здесь царит удивительная атмосфера. Архитекторы ставили перед собой цель создать открытую и живую площадь в центре города по образцу пьяца дель Кампо в Сиене. Летом на «пьяца» всегда что-то происходи: рисуют художники, выступают жонглёры, мимы, шпагоглотатели и уличные музыканты. Никто ничего не планирует, все импровизируют, не редко в представлениях принимает участия публика.
А рядом — «фонтан Стравинского». Фантазии на тему произведений Игоря Стравинского. Вот где чудо! Действительно, самый необычный фонтан в мире. Но он вполне вписывается в архитектурный ансамбль. Это не обычный Париж, и его тоже стоит увидеть.
Вуаля (voilà).