Home » Колонки » Наши люди в Париже » Плоды демократии
Олег KALANOV

Плоды демократии

Олег KALANOV

 Что такое демократия? «Демократию по-русски», к сожалению, мы все знаем. И не буду сейчас углубляться в подробности, иначе меня найдут и в Париже. Демократия  «по-французски», как и демократия вообще, вещь занимательная и неоднозначная. Да как же всё-таки у них, за бугром? А вот как: Франция – страна демократическая. Поэтому каждый может делать всё, что хочет. При условии, что остальные не возражают.

На бытовом уровне демократия выражается в том, что никто никого не поучает, не делает замечаний. У нас в России только и слышишь: «Вы что, не видите, что вы мешаете людям? Отойдите в сторонку и там разговаривайте!»; «Куда прёшь?»; «Куда ты машину ставишь? Ослеп что ли? Здесь стоянка запрещена!»; «Нельзя ли потише?»; «Здесь не курят!».  И даже если вы вообще никому не мешаете, вы можете услышать: «Ну и вырядилась! Ты не могла юбку ещё короче надеть?»; «А ну, встань, уступи бабушке место! Не приучили тебя родители к вежливости!»; «Намалевалась!»; «Понаехали!» — и ещё массу советов, полезных сведений и всяческих наставлений можно услышать на улице, в транспорте, в учреждении иногда просто потому, что вы чуть-чуть не так одеты, как другие, или потому, что у кого-то плохое настроение.

На улицах Парижа 2 марта 2019

Во Франции можете одеваться, как угодно, никто вам слова не скажет. Иногда  даже обидно, а ведь так старался.:-) Эпатаж не проходит. Можете остановиться посреди улицы, поболтать с приятелем, прохожие будут обходить вас, но ничего не скажут. Можете сидеть на лестнице целой компанией, никто ничего не скажет. Если  кому надо пройти по этой лестнице, он извинится: «Пардон! Разрешите?» Даже если на улице много народу, например, во время ярмарки,  никто не толкается, не работает локтями. Кто спешит, просто пойдёт по другой улице. Иногда видишь картину: в проходе между прилавками встретились две женщины, обе с детскими колясками, остановились и болтают. С той и с другой стороны  целая толпа, все ждут, чтобы пройти, но никто не толкается и даже ничего не говорит. Тот, кто спешит, переходит на другую сторону улицы. То же можно увидеть где-нибудь в центре города.

Бомж на улице Парижа

На людном тротуаре спит пьяный бомж. Толпа обтекает горемыку. Никто не ругается, не пинается. Человек не добрался до цели. Сил не хватило. Бывает. Если где-нибудь в компании, в обществе один человек говорит, никто не старается заткнуть ему рот: «Ладно тебе! Хватит!» или « Не стыдно тебе об этом говорить?». Каждый отвечает за себя. И если вы слышите злобное шипение, даже на французском: «Достал!»; «Запарил!»; «Расселся!»; «Места другого не нашёл?»; «У нас бы запинали!» -знайте: рядом притаился соотечественник.

 Во Франции каждую проблему, пусть даже совсем пустяковую, решают демократическим путём. То есть все могут высказать своё мнение. Например, надо построить дорогу. Всем ясно, что дорога нужна. Но никто не хочет, чтобы она проходила через его поле возле его дома. И тут начинается: жители города доказывают, что от шума машин все они сразу заболеют и помрут. Показатели рака, энуреза и диареи вырастут в разы. Экологи доказывают, что именно там, где должна пройти дорога, находится уникальный природный ансамбль, и водится такой жук, которого больше и во всём белом свете не сыщешь, и наша задача сохранить, защитить  etc… Выдвигается новый проект. Дорога пройдёт через другой город. Теперь мобилизуются жители соседнего города и доказывают, что… Вопрос решается годами. И так везде и во всём. С дорогами, аэропортами, атомными электростанциями. Даже для переноса окна в школьной или университетской аудитории собирают массу собраний, делают кучу согласований. В конце концов вопрос решается, но остаётся много недовольных, и они свои эмоции выражают забастовками, митингами и демонстрациями протеста.

IMG-20190302-WA0018Во Франции все имеют право на забастовку. Бастуют непрерывно. Нет дня, чтобы по радио и телевидению не сообщили об очередной забастовке. Но пользуются этим правом далеко не все, а только те, кто может как следует, причём совершенно безнаказанно, досадить окружающим ни в чём не повинным людям.  Мелкие предприниматели и те, кто у них работают, не бастуют. Себе дороже. Потерял рабочие дни, потерял клиентов – и конец. Бастуют чаще те, кто работает на крупных предприятиях. Часто бастуют шофёры грузового транспорта. Я не хочу сказать, что они не правы: условия труда у них хуже, чем у многих французов, а зарплата почти что минимальная. Вот они и бастуют. Но как! Мало того, что их грузовики стоят: они блокируют дороги, бензоколонки, строят баррикады. Тут уж и весь другой транспорт стоит. И те шофёры, которые вовсе не хотели бастовать остаются без бензина, а это – национальная катастрофа. Причём бастует всегда очень небольшое количество людей, но они вынуждают других остановиться. Свои и иностранные грузовики со скоропортящимся грузом стоят на дорогах. Подумаешь, протухнет! В результате несколько сотен человек чего-то добиваются (или не добиваются), а многие тысячи несут убытки, и немалые. Это расценивается как победа демократии.

IMG-20190302-WA0029

Бастуют авиаторы, железнодорожники, почта, студенты, пенсионеры. Бывают забастовки пожарных, врачей, но самое эффектное – забастовка мусорщиков. Этого не описать,  это надо видеть. Над городом стоит смрад. Отходы рыбных и овощных лавок валяются на тротуарах. Горы коробок и ящиков в торговых районах поднимаются до второго этажа и загромождают улицы. Под ногами трещат всякие неопознанные разлагающиеся объекты. В воздухе кружатся пластиковые пакеты всех цветов радуги, клочья бумажной упаковки и ещё неизвестно что. В общем, апокалиптическое видение: город,  погребённый под собственными отбросами. Те, кто пережил это событие, до конца дней будут вспоминать о нём с содроганием. И все молчат, уважая чужой интерес. Это называется – демократия.

В последнее время бастуют и устраивают демонстрации протеста даже те, кто не имеет французского гражданства, то есть «бездокументные» нелегалы. Хотел бы я посмотреть, как в России забастовали гастарбайтеры из стран Ближнего зарубежья (если бы, конечно, нашлись желающие). Чтобы от них осталось! А тут они  устраивают голодовки, демонстрации протеста, занимают церкви и требуют (не просят, а требуют!),  чтобы дали французское гражданство и, следовательно, взяли на полное обеспечение всех, кто этого желает…

Теперь вы знаете о демократии многое, почти всё. И вы по-прежнему не оставили мечту ехать во Францию и жить в этом кошмаре? И хотите полной и безоговорочной победы демократии в России??! ХОТИТЕ??!!!

И вы правы. «Демократия – это самый скверный способ управления государством. Но пока ничего лучшего человечество не придумало», — любил говаривать старина Черчилль. Вуаля (voilà).


От редакции: Текст написан в 2011 году, а фотографии сделаны 2 марта 2019 года.