Home » N.B! Тема » «ЛиК» обезличенный
Кинотеатр Победа во время фестиваля

«ЛиК» обезличенный

артисты Театра на Литейном

Не думаю, что режиссёр открытия 28-го кинофестиваля «Литература и кино» имел в виду что-нибудь конкретное по отношению к нынешнему кинофоруму, когда показывал на сцене актёров в таких изломанных позах. Как говорится, «только творчество и ничего личного».

Но у зрителей сложилось впечатление, что режиссёр знал о непростой ситуации, сложившейся с гатчинским фестивалем, что его именно так «крючит» и «колбасит», как это показали артисты «Театра на Литейном». Но закончилась театральная постановка, в общем-то, на оптимистичной ноте. Зрители, так или иначе, оказались в зале для того, чтобы  повторить вслед за Юрием Левитанским: «Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса /заставляет меня плакать и смеяться два часа,/быть участником событий, пить, любить, идти на дно…»

Представление театра на Литейном

История с 28-м кинофестивалем, как и представление открытия, можно сказать, закончилась на оптимистичной ноте, потому что фестиваль всё же открылся. Чего нельзя было уверенно сказать ещё пару месяцев назад. Если о смене директора и смене формата фестиваля в 2021 году говорили и писали много, и охотно, то о фестивале нынешнего года информации не было вообще. Как сейчас модно говорить «от слова совсем». Появлялись «кулуарные» сведения о том, что «неладно в Датском королевстве»: «предыдущее руководство расплатилось не со всеми субподрядчиками», «министерство культуры отказало нашему фестивалю в деньгах», «комитет по культуре не может найти нового директора фестиваля», «фестиваль будет делать питерская компания «Городские проекты» и т.д., но официальных заявлений  по поводу кинофестиваля не делал ни комитет по культуре Гатчинского района, ни попечительский совет кинофеста.

Первая информация о фестивале появилась в группе ВК форума в середине августа. Гатчинцы, которые любят и ждут свой кинофестиваль, увидев афишу, наряду с радостью, испытали культурологический шок. Привыкнув за долгие годы к элегантному стилю «ЛиКа», созданному главным художником фестиваля Виктором Каралкиным и  дизайнером Фёдором Полевым,  завсегдатаи фестиваля содрогнулись, увидев розовое безголовое «безобразие».

28-ой Кинофестиваль ЛиК

У знатоков символов и архитектуры Гатчинского дворца сразу возник вопрос, почему на плакате в одном ряду с символами Гатчины Коннетаблем, Приоратским дворцом, Большим дворцом, статуей Павла I красуется аллегория «Бдительность»? А у журналистов возник вопрос, кто автор такой презентации кинофестиваля? И представьте, автор нашёлся. Стоит уточнить, что предполагаемый автор. Этот человек охотно взял на себя «ответственность» за новый образ кинофестиваля, но документально это не подтверждено, поэтому имени его пока называть не будем. Так вот, некто «К» рассказал, что он лет 10 назад предложил новую концепцию оформления, но тогда его вИдение пришлось не ко двору. Но в анналах фестиваля эскиз, как видно, остался. И дождался своей очереди. На вопрос о статуе «Бдительность» в центре головы кинематографичной девушки, «К» ответил: «Там пустовало место, а эта статуя заметная, её знают все, кто бывал в Гатчинском дворце, она стоит у входа».

Но там есть ещё и «Осторожность». Почему не она?

«К» пожал плечами. Похоже, и здесь «только творчество и ничего личного».

Вся надежда была на пресс-конференцию. Журналисты хотели познакомиться  с директором кинофестиваля и поговорить с организаторами.

Пресс-конференция 28 ЛиК

Но немногочисленную журналистскую братию в пресс-центре ждала встреча с членами жюри и президентом «Литературы и кино» Владимиром Литвиновым. Владимир Устинович был элегантен, энергичен, прекрасно отвечал на общие вопросы и высказывал блестящие сентенции. Например, Владимир Литвинов уверен, что «есть великая русская литература и великое советское кино». А вот отвечая на вопрос, кому и за что будут давать «Приз попечительского совета имени Генриетты Ягибековой», Владимир Устинович был не так уверен, даже можно сказать, что он был растерян и, явно, не владел информацией. Кроме того, что приз будут давать «за душевные качества, которые были у Генриетты Карповны», он ничего сказать не смог. И даже не решился предположить, кому будут его вручать, кинематографистам или нет.

Владимир Литвинов

Владимир Литвинов

Владимир Устинович, как Вам новый дизайн фестиваля? Гатчинцы считают, что «Литературу и кино» обезличили.

Ну не все же гатчинцы так считают? Я вообще человек консервативный, но меня на Попечительском совете убедили, что нужно вносить что-то новое, более дерзкое. Мне розовый цвет нравится, и мне кажется, что оформлению он не повредил.

На вопрос журналистов, почему их не знакомят с Александрой Хачатрян, нынешним директором кинофестиваля представители пресс-службы ответили, что познакомимся на открытии. Но и на открытии Александра представлена не была.

Журналисты на пресс-конференции

Все, кто, так или иначе, интересуется фестивалем «Литература и кино», наслышаны о непростой кадровой и финансовой ситуациях, сопровождающих фестиваль последние годы. И «скромность» нынешнего кинофорума, скорей всего, продиктована именно этими фактами. Так почему честно не поговорить об этом с журналистами? Недомолвки и попытка держать «хорошую мину при плохой игре» порождают больше всего слухов и досужих разговоров. И бросать на амбразуру пресс-конференции, пусть прекрасного, но всё же «свадебного генерала» Литвинова, это как-то не комильфо.

С микрофоном - Михаил Кураев

С микрофоном — Михаил Кураев

Заканчивая пресс-конференцию, модератор спросила у членов жюри, что они ждут от кинофестиваля. На «оригинальный» вопрос последовали такие же «оригинальные» ответы. Все ждут открытий. А вот председатель читательского жюри Михаил Кураев выбился из общего ряда, ответив, что он ждёт не столько от фестиваля, сколько от журналистов: как они будут освещать фестиваль, как будут писать о кино. И вот тут он, как в воду глядел, в том смысле, что писать о кино никто не будет. И в лучшие «тучные» времена журналисты, коих было немало, больше писали о гостях и околофестивальной жизни. В прошлом году организаторы придумали неплохой ход, как сподвигнуть журналистов на просмотр фильмов и написание статей о кино. Был учреждён приз для журналистов, пишущих о кино. Идею такой номинации одобрили и поддержали известные кинокритики страны: Сергей Шолохов, Кирилл Разлогов, Пётр Шопотинник, Антон Долин, Даниил Сегаль. Сергей Шолохов, который в прошлом году оценивал работы журналистов, написанные о фильмах 27-го кинофестиваля, и вручал приз победителю, сказал, что он готов хлопотать, чтобы этой премии было присвоено имя известного кинокритика.

Прекрасная идея отмечать во время кинофестиваля не только тех, кто делает кино, но и тех, кто о нём пишет. Мне кажется, что это первый случай в кинофестивальном движении, заметил Сергей Леонидович. У кинофестивалей есть хорошая традиция присваивать премиям имена людей, которые достигли особых успехов на данном поприще. Я думаю, что будет правильно, если такая уникальная премия получит имя Майи Туровской.

К сожалению, организаторам нынешнего фестиваля эта идея не показалась столь же замечательной, и они, ничтоже сумняшеся, её отменили. Разумеется, без объяснения причин. Да, к тому же, не исполнив призовые обязательства перед победителем гатчинской журналисткой Юлией Лысанюк, написавшей блестящий материал о фильме «Мой Набоков»: великий выход в бессмертие» (режиссёры М. Труш и В. Самородов). Всего журналисты написали и опубликовали материалы об одиннадцати фильмах фестиваля прошлого года.

Открытие кинофеста 2022

Между тем, обсуждая церемонию открытия 28-го кинофестиваля, о которой в анонсе говорилось: «Фабула мероприятия опирается на эстетику фильмов режиссёра Дэвида Линча, с творчеством которого, разумеется, хорошо знакома кинематографическая аудитория фестиваля. Три сезона культового телесериала «Твин Пикс» известны широким массам зрителей и, конечно, людям, чья профессия синема», зрители не были единодушны в своих высказываниях. Кто-то уверял, что «это про что угодно, но не про гатчинский фестиваль», кто-то честно признавался, что совсем ничего не понял, кто-то говорил: «стильно, свежо, интересно», кому-то не хватило праздничности, и вся эта история в гостиничном номере показалась будничным проходным сюжетом. Но в одном достоинстве этому действу точно нельзя отказать оно было непродолжительным. Раза в два короче того, что обычно представляют во время открытия фестиваля. И это позволило многим зрителям остаться смотреть фильм открытия «Велга» режиссёра Анастасии Нечаевой, снятый по мотивам одноимённого рассказа Ивана Бунина. Зал, как-никогда, был практически полон. И вот в оценках фильма зрители были единодушны: «Прекрасный фильм! Обязательно нужно смотреть!»

Алёна РЫБАКОВА

Фото: Николай ГАТКО, Сергей КОВАЧЕВ, Григорий КОТОВ

Альбомы с фотографиями: https://vk.com/album-29998172_286751668 

                                                    https://vk.com/album23924407_285586366