Home » N.B! Тема » Парк культуры, отдыха и созерцания
Гатчинский парк

Парк культуры, отдыха и созерцания

С приходом тепла Государственный музей-заповедник «Гатчина» возобновил работы по воссозданию исторического облика Дворцового парка. О сути происходящих изменений рассказала заведующая отделом сохранения и современного использования историко-культурных ландшафтов ГМЗ «Гатчина» Александра Алексеева.

— Александра Николаевна, многие слышали выражение «ландшафтный дизайн». Насколько оно применимо к Вашей работе при воссоздании пейзажного парка?

Александра Алексеева

— Понятия «ландшафтный» и «пейзажный» парки используют как синонимы. Здесь сложно провести чёткую границу. Пейзаж, скорее всего, тяготеет к анализу картин, это видоизменение среды для своих эстетических задач, что происходит не в каждом парке. А ландшафт — это переработка всей окружающей среды: выкопали озёра, насыпали холмы, создали свою собственную картину. Это если рассматривать понятия терминологически, но фактически они являются синонимами.

Также существуют понятия «ландшафтная архитектура» и «ландшафтный дизайн». Ландшафтная архитектура работает с очень крупными объектами и строит среду, эти задачи решает ландшафтный архитектор. Это довольно ёмкое понятие, и лично мне ближе французский вариант названия профессии — «пейзажист-концептуалист». Оно очень точно отражает суть работы человека, который создает парк и занимается садово-парковым искусством. А ландшафтный дизайнер сосредоточен на небольшом объекте, он не может преобразовать всю среду в целом, работает как бы на поверхности, по сути, он – декоратор. Образно говоря, ландшафтный архитектор «шьет платье», а дизайнер «создает пуговицы».

Есть разница и между ландшафтным архитектором и просто архитектором. Садово-парковое искусство — это пространственно-временной вид искусства, и его художественные приёмы как раз лежат не в плоскости суждений о форме, что делает архитектор или скульптор, создавая свои творения, а в плоскости сочинительства, если угодно. Он придумывает маршрут – «сценарий проходки», говоря профессиональным языком. В свою очередь, работу ландшафтного архитектора оценить сложно, она не зависит от того, сколько он выкопал или насыпал. Он вовлекает вас в область переживаний, он строит маршрут путём перемещений объектов, посадок, устройства световых окон, движения теней, оптических иллюзий и так далее. Самое главное для ландшафтного архитектора в парке — создать запоминающийся сценарий, маршрут, пройдя который, человек сможет сделать для себя определённый вывод.

Парк в Гатчине

— Соответственно, пейзажный парк — это…

— Пейзажный парк обращён к зрителю, это путешествие к глубинам его внутреннего мира. В глубину вас – каждого посетителя, реципиента. Пейзажный парк создаёт среду для того, чтобы вы в ходе прогулки осознали себя и узнали своего собеседника. Здесь существует «проводник» и его «гость». Парк транслирует художественную программу, и подготовленный посетитель воспринимает ее с помощью ассоциаций, которые использовались при создании парка — путём культурных кодов и ключей. Это, знаете ли, такие интеллектуальные шахматы (улыбается).

Парк заставляет задумываться об истинных ценностях, о любви, о месте человека в мире, о смысле и итоге его жизни. И для этого он создаётся. Особенно наш, Гатчинский парк, который очень тяготеет к романтизму, к познанию и испытанию чувств — будь то радость или меланхолия. Раньше чувствам-то «предавались», а сейчас так даже не говорят.

— Нынешний пейзажный парк воссоздаётся на месте, где не так давно трудящийся народ проводил своё свободное время и по мере возможности «окультуривался» подручными средствами…

— Парк культуры и отдыха, долгое время существовавший в Гатчине, вовсе не являлся продолжением идей создателей парка, его основателей. У развлекательного парка свои задачи, отличные от, скажем так, погружения в себя и созерцания своего внутреннего мира. Они мало пересекаются, и уж точно не могут друг друга без ущерба подменять. Вряд ли возможно полноценно совместить катание на карусели и философские размышления. Поэтому сегодня мы пытаемся вернуть парк к истокам и музеефицировать это пространство. Это наша основная задача.

Работы по восстановлению парка ведутся все последнее десятилетие и будут продолжены. Как известно, «красота меркнет без чистоты», поэтому сначала во главе угла был вопрос о приведении территории в надлежащее санитарное состояние. Затем — обеспечение гигиены пространства и решение эстетических задач. Конечно, если бы мы обладали неограниченным финансированием, как китайские садовые мастера древности, то эти проблемы можно было решить в более сжатые сроки. Но подобных финансовых возможностей у нас, к сожалению, нет. В связи с этим все поставленные задачи решаются последовательно, друг за другом.

Цифры и факты

Летний сад в Санкт-Петербурге размещён на площади 11 га. На его реконструкцию было затрачено 2,3 миллиарда рублей. Несложно подсчитать, во сколько может обойтись Гатчинский Дворцовый парк, занимающий площадь 146 гектар.

Приоратский парк

Приоратский парк

— Недавно в состав музея-заповедника вошёл Приоратский парк. Он тоже станет музейным пейзажным объектом?

— Сразу хочу уточнить, что не весь парк, а лишь его небольшая часть на площади 10 га вместе с расположенным на ней Приоратским дворцом вошли в состав территорий государственного музея-заповедника. Филькино озеро – уже не наше.

Что касается логики развития ситуации здесь… Вот, к примеру, логика преображения ландшафта в части восстановления зелёного фонда. Возьмём нашу часть Приоратского парка. Мы должны для начала её расчистить, избавить от мусора, от валежника, сухостойных и больных деревьев. Как говорил «генерал-архитектор», прославленный гений садово-парковой архитектуры Жан-Батист Леблон: «Топор и пила — лучшие друзья садовника» (смеётся). Эти работы мы уже начали проводить.

Затем мы начнём работу с тонкомером, с самосевными – «сорными» растениями. Потому что в пейзажном парке всё подчинено своей логике: только определённые растения, определённого возраста, только в определённых местах, только определённой высоты. Никакого самоуправства! В дальнейшем будет обследован и описан весь древесный фонд, существующий в парке. После чего с ним начнётся большая работа уже как с зелёной архитектурой. Мы расклассифицируем насаждения по возрастам, на здоровые и поврежденные, ценные деревья и самосевные… и так далее. Проанализируем их роль в архитектуре и истории ландшафтного парка и, в случае необходимости, постараемся восстановить утраченные. Математика, геометрия, законы оптики будут нашими инструментами на этом этапе. Подлинность пейзажа, достоверность исторического ландшафта играют огромную роль в восстановлении парка, так как выверенная композиция имеет всегда бóльшую силу воздействия в сопоставлении её со случайной.

Гатчинский парк

Также мы проводим анализ видовых картин и в обозримом будущем начнём работу по воссозданию и реставрации максимально правдивого облика парковых пейзажей.

Вы знаете, в парке нет ничего второстепенного. Посадить цветочек или дерево, проложить дорожку, почистить пруд — всё это очень важно. Но все важно в комплексе. К примеру, путь, проложенный внутри парка, преследует, в первую очередь, эстетические задачи, но цель будет достигнута, только если этот путь будет свободен, чист, приятен… Мы ведь с вами помним, что дорожки в парке, задуманные его создателями, имеют не только функциональное значение.

— И, в заключение, о делах земных. Александра Николаевна, не секрет, что между администрацией ГМЗ «Гатчина» и активной частью жителей города существует, скажем так, недопонимание…

— Увы, но это так. Горожане с настороженностью наблюдают за нашей деятельностью. Есть мнение, что раньше в парке кипела жизнь, а сейчас что? Скукота. И животных выгулять негде, и любителям бега не разбежаться. Но ведь для чего существует наш парк? Почему здесь надо ходить медленно, вдумчиво? Почему здесь следует смотреть по сторонам? И почему здесь важно ходить по дорожкам, которые придуманы автором, а не проложены посетителем для сокращения маршрута при следовании из пункта А в пункт Б?

Потому что Парк — это не столько территория, проходя через которую просто есть возможность срезать угол и сократить время, сколько история, которая заставляет вас восхищаться, вспоминать, переживать, созерцать, размышлять… Причём о совершенно определённых вещах. Вот сегодня много говорят о культурных кодах. Не поздно ли? Современному человеку в ритме нынешней жизни очень сложно прислушаться и услышать даже самого себя. Не говоря уже о большем. А у многих ключи к этим кодам уже утрачены. Иные люди не имеют о них никакого представления. К сожалению…

IMG_2670

 

Мне кажется, если мы будем больше знать о Гатчинском парке как об историческом наследии, о том, для чего он был задуман и создан, то отношение и к парку, и к преобразованиям в нём кардинально изменятся.

Мне очень хочется в это верить.

Беседовал Николай МОНАСТЫРНЫЙ