Home » Колонки » Наши люди в Париже » Познания для…
Олег KALANOV

Познания для…

Олег KALANOV

Мы живём на одном континенте. Но Франция отличается от России, как, может быть, и от многих других стран. И я вам пишу только «за то, шо вижу», как говорят в Одессе. А вижу, что мы очень разные. Отличаемся не только на бытовом уровне. Отличаемся даже внешне: их стремление худеть, и их манера одеваться…

Иначе стоят некоторые вопросы семьи и брака, взаимоотношений родителей и детей. Отличается повседневная жизнь французов: питание, отдых, экономия (они экономят совсем не на том, на чём мы), многочисленные праздники и многое другое. Они иначе поступают в университет, и у студентов другие проблемы. А их любовь к забастовкам и демонстрациям по любому поводу — и вроде бы без всякого повода. Приятно поражает французский сервис и очень неприятно — французская бюрократия, превосходящая даже советскую в несколько раз.

Ко всем этим различиям лучше всего относиться с юмором. Не только и не столько даже к французам, а, в первую очередь, к самим себе и другим иностранцам, которым трудно понять и принять многие черты чужой культуры.

Да, в незнакомой стране многое кажется необычным, ненормальным. Чтобы понять образ жизни и мышления аборигенов, надо там пожить. И чем дольше, тем становится понятнее. Между тем, социологи утверждают, что полностью освоить новый язык, нравы, традиции, привычки так, чтобы они стали родными, может только третье поколение эмигрантов. А вы, друзья, как ни садитесь, всё ж в эмигранты не годитесь. Да я вас и не призываю к этому, избави Бог!

Я хочу позвать вас приехать и посмотреть. Восхититься или разочароваться, но составить своё, только своё мнение — верное и единственное для вас раз и навсегда. Кто уж не сможет по какой-либо причине, тому донесу на блюдечке с голубой каёмочкой не только тайны и легенды, но и реальную жизнь французов. И не только потому, что эта страна стала в разное время для многих наших соотечественников матерью родной, а кому-то и мачехой.

Понятно, что сто судеб прожить не смогу. А рассказать ведь хочется, чтобы кого-то предостеречь, а кого-то и направить. Поэтому я пошёл  лёгким, но не совсем честным путём. Я сую нос в чужие блокноты, вскрываю потерянные письма, подбираю в сердцах брошенные любовные записки, собираю обрывки фраз и впечатлений не любопытства ради, а познания для. Для тебя, мой читатель. Для тебя.

Этот блокнот я поднял в одном из скверов в то время, когда по Парижу ещё можно было свободно гулять.

Понедельник

Чтобы увидеть Париж, надо в него войти, иначе за лесом не увидишь деревьев. А в Париже каждое дерево, каждый дом имеет свою душу, свою историю. Париж нужно смотреть ногами.

Вторник

Гуляя по Парижу, проходя огромные расстояния пешком, каждый день открываю всё новые и новые горизонты. Порой вижу такое, чего не увидит ни человек, который занят тем, что зарабатывает  деньги, ни парижанин, ни праздно шатающийся турист…

Среда

Чтобы понять душу Парижа, нужно здесь жить, чувствовать, сострадать, сопереживать и понимать, понимать, понимать, так никогда и не поняв.

Четверг

Потомки франков, норманнов и арийцев живут в провинции и в Париже тоже. Но на 60 процентов Париж заселён иноземцами, в основном, из северной Африки. Жириновский был не далёк от истины, когда назвал Париж столицей северной Африки.

Но Париж — столица Франции. А кто должен рождаться в столице Франции? Одна моя знакомая, работающая акушеркой в роддоме, открыла «военную тайну». Рождаются арабы, негры, китайцы, иногда славяне, и совсем изредка — собственно французы.

Хотя во Франции нет понятия «гражданство», а есть понятие «национальность». Каждый, кто получает французский паспорт, получает национальность «француз». И попробуйте самому «последнему» негру сказать, что он не француз. Долго об этом вспоминать будете. Справится ли французская культура с таким количеством «французов» — покажет время.

Пятница

Иногда французов называют европейскими евреями. Кто сказал это первым — не знаю, но название очень точное. Европейский — значит цивилизованный, значит, воспитанный, значит, интеллигентный, т. е. ненастоящий, потому что француз отличается от еврея, как врун от фантазёра (по Hосову). Французы хвастаются, хитрят, льстят, но делают всё без личной выгоды, без корысти, лишь бы никого не обидеть.

Очень точную характеристику нации прочитал в одном автомобильном справочнике. Там сказано, что «лица» автомобилей выражают лицо нации. БМВ — хищные, мерседесы — сытые и самодовольные, «американцы» — заносчивые, полны сознания собственного величия. «Лица» французских автомобилей напоминают лица людей, которые всё время хитрят, а перехитрить никого не могут. Или не хотят — так, для спортивного интереса. Не зря же непревзойдённым гением дипломатии считается француз Талейран, а французский язык до сих пор — официальный язык международных дипломатических отношений. 

Суббота

Сегодня посмотрел документальную передачу о французском спецназе. Взорвав дверь, спецназовцы врывались в комнату, страшно крича, как и все спецназовцы мира. Но кричали они: «Добрый вечер! Полиция!!!»  Разве можно искренне бросаться на врага, когда кричишь такое? Думаю, что нет. И я был уверен, что после такого приветствия жертву бить ногами не будут. Так и случилось. И тогда я понял. Это моя страна. Это мой город. Я здесь навсегда…

От автора. Больше в блокноте записей не было. Voilà.