Уроки Натальи Косьянковской
Наталья ЛАМОНТ, искусствовед
Становится доброй традицией, что новый сезон в Просветительском пространстве «Весна» Центра информационных технологий г. Гатчины открывается выставкой работ учеников Натальи Юрьевны Косьянковской, член Союза дизайнеров России и Санкт-Петербурга, преподавателя Курсов по подготовке педагогов лоскутного шитья ГБУК ЛО «Дом народного творчества».
За строгим названием «Уроки технологии», в действительности, открывается целый процесс обучения мастеров лоскутного шитья, который включает в себя стройную и серьезную систему развития художника, решившего посвятить свою творческую жизнь этому виду декоративно-прикладного искусства.
Подобные концепции выставок как нельзя лучше подходят для «Весны», входящей в структуру образовательного учреждения. Не всегда удается показать «изнанку» обучения, рассказать – вот так, последовательно и убедительно, как приходит к художнику мастерство, что он должен постичь, прежде чем из-под его рук выйдут произведения, которые будут не просто радовать глаз, но и наполнять пространство неповторимой энергетикой, создавать определенную атмосферу, заставлять думать, оценивать, рассуждать.
«Уроки технологии» собрали произведения лоскутниц из разных районов Ленинградской области. Перед своими учениками Н. Ю. Косьянковская поставила несколько задач: выполнить образцы в разных техниках работы с тканью и при этом достичь определенных решений в создании динамических и статических композиционных вариаций.
Такой объёмный подход позволяет художнику не только развить свои технологические навыки, но и глубже погрузиться в историю родной культуры, поскольку работая над оттачиванием той или иной техники, он неизбежно занимается изучением ее истории и соответственно, традиционных и нетрадиционных подходов к ней.
Обычно, когда люди слышат слова «лоскутное шитье», в их представлении сразу же возникают устойчивые образы: разноцветные одеяла, отсылающие к воспоминаниям о бабушках и деревенском детстве или каникулах. А еще – современные уже изделия для дома, кухни. И – одежда и аксессуары, сшитые из лоскутков и ставшие модными.
О том, что способов и техник работы с тканевыми лоскутами на самом деле – множество, задумываются далеко не все.
Поэтому выставка «Уроки технологии» станет для кого-то настоящим открытием. Мастерицы представили произведения, выполненные в техниках аппликации (для многих, возможно, ранее не знакомых), синели, ляпочихе.
Благодаря такому фактурному разнообразию экспозиция, размещенная в сравнительно небольшом пространстве, словно расширила его границы, визуально «увеличив» периметр зала.
Остановлюсь немного на представленных техниках. Из аппликации интересно рассмотреть работы, выполненные «ложным витражом» и «пиццей» (когда лоскуты ткани раскладываются на основу, затем покрываются сеткой или органзой и прострачиваются). Пространственный эффект «пиццы» может быть сравним с «обманкой» рельефного стекла, когда плоское по сути панно визуально приобретает «дополнительный объем». «Ложный витраж» обладает своей прелестью: использованные в данном виде аппликации фрагменты плотной ткани, обычно драпа, даже в небольшом по формату образце обладают свойствами, присущими монументальной композиции. И в нашем случае именно они во многом являются композиционной опорой экспозиции благодаря четко прочерченным линиям зрительного ориентирования. Обе техники прекрасно развивают чувство пространства и ритма. В экспозиции представлены учебные работы, но в каждой заложена интересная идея самостоятельного, серьезного произведения.
Помимо этого лоскутницы выполняли в коллаже и такие сложные задания, как создание пейзажей техникой наложения полос, композиций с использованием японской техники «боро» – нашивание «заплаток», показывали выразительность декоративного стежка и т. д.
Ляпочиха – звучит забавно, даже шутливо, на самом деле – техника достаточно старая. «Der Lappen» с немецкого языка переводится как «лоскут ткани». На диалекте жителей северной части России «ляп», «ляпок» означает маленький кусок тряпки. Эта техника нашей культуре была известна давно и была популярна особенно в крестьянской среде. Суть ее заключается в том, что на основе, созданной из плотной ткани, вначале делается рисунок-разметка по цветовым направлениям. Затем лоскутки, порезанные на мелкие полоски и подобранные по соответствующим цветам и фактуре, рядами пришиваются к этой основе строго посередине, их края загибаются, и в результате они создают необходимый объем. От мастерства художника, от его умения чувствовать и грамотно располагать цвета и даже от знания свойств того или иного вида ткани, ее способности «закручиваться» или наоборот, укладываться плотными «пластинками», зависит, насколько сложным и богатым по оттенкам и фактуре получится произведение. Некоторые работы, выполненные в этой технике, напоминают об эффекте живописи импрессионистов, работавших крупными, выразительными мазками и создававших удивительные иллюзии глубины пространства и движения атмосферы.
Ещё одна техника, представленная в экспозиции – это синель. Здесь мастер фактически создает новый вид ткани, в результате сложного процесса сшивания нескольких слоев материала параллельными строчками на швейной машинке и последующего разрезания верхних слоев между строчек. Затем необходимо очень сильно разлохматить жесткой щеткой прорезанные края, получив в результате эффект вельвета в крупный рубчик. Задача художника состоит в том, чтобы подобрать для слоев ткани нужные цвета, определить само количество слоев, чтобы не только «помочь» верхнему красочному слою проявить себя в цветовом отношении, но и поднять, как бы вытолкнуть его при последующей обработке произведения. Наиболее опытные мастера создают дополнительную игру фактуры, умело заглаживая прорезанные и обработанные щеткой края в определенных направлениях, усиливая динамику композиции и как бы «развивая» цвет в пространстве и времени.
Опыт «Уроков технологии» неизмеримо важен для нынешнего зрителя как уникальная платформа для развития навыков своего понимания цвета, формы, времени, объема. Я не случайно употребляю здесь категорию времени, поскольку в любом произведении декоративно-прикладного искусства оно для зрителя ощутимо в нескольких аспектах: от представления процесса создания (а большинство зрителей это представление имеют, поскольку или сами, или друзья так или иначе что-то подобное своими руками пытались сделать, хотя бы в детстве) до реального процесса рассматривания и открытия для себя всех нюансов той или иной техники. Это – пусть пассивное, но необходимое повторение урока замечательного педагога и художника для тех, кто неравнодушен к своей внутренней художественной культуре.