Home » Колонки » HOMO FABER » Уроки Натальи Косьянковской
Наталья Ламонт

Уроки Натальи Косьянковской

Наталья ЛАМОНТ, искусствовед

Становится доброй традицией, что новый сезон в Просветительском пространстве «Весна» Центра информационных технологий г. Гатчины открывается выставкой работ учеников Натальи Юрьевны Косьянковской, член Союза дизайнеров России и Санкт-Петербурга, преподавателя Курсов по подготовке педагогов лоскутного шитья ГБУК ЛО «Дом народного творчества».

Экспозиция "Уроки технологии"

Экспозиция «Уроки технологии»

За строгим названием «Уроки технологии», в действительности, открывается целый процесс обучения мастеров лоскутного шитья, который включает в себя стройную и серьезную систему развития художника, решившего посвятить свою творческую жизнь этому виду декоративно-прикладного искусства.

Подобные концепции выставок как нельзя лучше подходят для «Весны», входящей в структуру образовательного учреждения. Не всегда удается показать «изнанку» обучения, рассказать – вот так, последовательно и убедительно, как приходит к художнику мастерство, что он должен постичь, прежде чем из-под его рук выйдут произведения, которые будут не просто радовать глаз, но и наполнять пространство неповторимой энергетикой, создавать определенную атмосферу, заставлять думать, оценивать, рассуждать.

Н.Ю Косьянковская с учениками

Н.Ю Косьянковская с учениками

«Уроки технологии» собрали произведения лоскутниц из разных районов Ленинградской области. Перед своими учениками Н. Ю. Косьянковская поставила несколько задач: выполнить образцы в разных техниках работы с тканью и при этом достичь определенных решений в создании динамических и статических композиционных вариаций.

Такой объёмный подход позволяет художнику не только развить свои технологические навыки, но и глубже погрузиться в историю родной культуры, поскольку работая над оттачиванием той или иной техники, он неизбежно занимается изучением ее истории и соответственно, традиционных и нетрадиционных подходов к ней.

Обычно, когда люди слышат слова «лоскутное шитье», в их представлении сразу же возникают устойчивые образы: разноцветные одеяла, отсылающие к воспоминаниям о бабушках и деревенском детстве или каникулах. А еще – современные уже изделия для дома, кухни. И – одежда и аксессуары, сшитые из лоскутков  и ставшие модными.

О том, что способов и техник работы с тканевыми лоскутами на самом деле – множество, задумываются далеко не все.

Поэтому выставка «Уроки технологии» станет для кого-то настоящим открытием. Мастерицы представили произведения, выполненные в техниках аппликации (для многих, возможно, ранее не знакомых), синели, ляпочихе.

Благодаря такому фактурному разнообразию экспозиция, размещенная в сравнительно небольшом пространстве, словно расширила его границы, визуально «увеличив» периметр зала.

Гагина А.И., драп, ложный витраж

Гагина А.И., драп, ложный витраж

Остановлюсь немного на представленных техниках. Из аппликации интересно рассмотреть работы, выполненные «ложным витражом» и «пиццей» (когда лоскуты ткани раскладываются на основу, затем покрываются сеткой или органзой и прострачиваются). Пространственный эффект «пиццы» может быть сравним с «обманкой» рельефного стекла, когда плоское по сути панно визуально приобретает «дополнительный объем». «Ложный витраж» обладает своей прелестью: использованные в данном виде аппликации фрагменты плотной ткани, обычно драпа, даже в небольшом по формату образце обладают свойствами, присущими монументальной композиции. И в нашем случае именно они во многом являются композиционной опорой экспозиции благодаря четко прочерченным линиям зрительного ориентирования. Обе техники прекрасно развивают чувство пространства и ритма. В экспозиции представлены учебные работы, но в каждой заложена интересная идея самостоятельного, серьезного произведения.

Помимо этого лоскутницы выполняли в коллаже и такие сложные задания, как создание пейзажей техникой наложения полос, композиций с использованием японской техники «боро» – нашивание «заплаток», показывали выразительность декоративного стежка и т. д.

Щипалкина Н.В. ляпочиха

Щипалкина Н.В. ляпочиха

Ляпочиха – звучит забавно, даже шутливо, на самом деле – техника достаточно старая. «Der Lappen» с немецкого языка переводится как «лоскут ткани». На диалекте жителей северной части России «ляп», «ляпок» означает маленький кусок тряпки. Эта техника нашей культуре была известна давно и была популярна особенно в крестьянской среде. Суть ее заключается в том, что на основе, созданной из плотной ткани, вначале делается рисунок-разметка по цветовым направлениям. Затем лоскутки, порезанные на мелкие полоски и подобранные по соответствующим цветам и фактуре, рядами пришиваются к этой основе строго посередине, их края загибаются, и в результате они создают необходимый объем. От мастерства художника, от его умения чувствовать и грамотно располагать цвета и даже от знания свойств того или иного вида ткани, ее способности «закручиваться» или наоборот, укладываться плотными «пластинками», зависит, насколько сложным и богатым по оттенкам и фактуре получится произведение. Некоторые работы, выполненные в этой технике, напоминают об эффекте живописи импрессионистов, работавших крупными, выразительными мазками и создававших удивительные иллюзии глубины пространства и движения атмосферы.

Нечаева А.В. синель

Нечаева А.В. синель

Ещё одна техника, представленная в экспозиции – это синель. Здесь мастер фактически создает новый вид ткани, в результате сложного процесса сшивания нескольких слоев материала параллельными строчками на швейной машинке и последующего разрезания верхних слоев между строчек. Затем необходимо очень сильно разлохматить жесткой щеткой прорезанные края, получив в результате эффект вельвета в крупный рубчик. Задача художника состоит в том, чтобы подобрать для слоев ткани нужные цвета, определить само количество слоев, чтобы не только «помочь» верхнему красочному слою проявить себя в цветовом отношении, но и поднять, как бы вытолкнуть его при последующей обработке произведения. Наиболее опытные мастера создают дополнительную игру фактуры, умело заглаживая прорезанные и обработанные щеткой края в определенных направлениях, усиливая динамику композиции и как бы «развивая» цвет в пространстве и времени.

Опыт «Уроков технологии» неизмеримо важен для нынешнего зрителя как уникальная платформа для развития навыков своего понимания цвета, формы, времени, объема. Я не случайно употребляю здесь категорию времени, поскольку в любом произведении декоративно-прикладного искусства оно для зрителя ощутимо в нескольких аспектах: от представления процесса создания (а большинство зрителей это представление имеют, поскольку или сами, или друзья так или иначе что-то подобное своими руками пытались сделать, хотя бы в детстве) до реального процесса рассматривания и открытия для себя всех нюансов той или иной техники. Это – пусть пассивное, но необходимое повторение урока замечательного педагога и художника для тех, кто неравнодушен к своей внутренней художественной культуре.

 

More 11 posts in HOMO FABER
Recommended for you
Наталья Ламонт - аватарка
Лабиринт

(далее…)