Внутренний свет
Наталья ЛАМОНТ, искусствовед
Редко, кому из живописцев удаётся передать внутренний свет — нематериальный, неуловимый, волшебный, который человек обычно не столько видит, сколько улавливает на чувственном уровне. И передать так, чтобы он формировал пространство картины и пространство зрительского восприятия.
В работах Владимира Михайловича Маркова это понимание света присутствовало, наверное, всегда. Возможно, осознание его исключительно важной роли пришло в то время, когда художник активно творил в металле, используя не только уникальные свойства прочного и гибкого материала, но и его способность играть нюансами эмоций, бесконечно рефлексируя от разных световых источников. И впоследствии, серьезно занявшись фотографией, мастер сделал свет основным героем, иногда таинственно возникающим откуда-то из глубины и преподносящим нам представление о бесконечной красоте и гармонии окружающего мира. Но главное, он перестал быть только средством художественного выражения, инструментом, но обрел особый смысл. Свет природный в композициях Маркова неизбежно вызывает ассоциации со светом духовным, с живой созидательной силой, которая имеет специфическую власть над пространством.
Чтобы усилить витальность этого источника переход к живописи был просто необходим. «Живое письмо», обладая возможностью сохранять и передавать движение руки мастера, наполнило свет неповторимой трепетностью и энергетикой, соединив это с ощущением личного присутствия художника. Каждую картину, будь то пейзаж или натюрморт, мы чувствуем, как чувствуют живое существо, незаметно для себя погружаемся в пульсирующее пространство, которое видится безграничным.
Выставка картин Владимира Михайловича только что с большим успехом прошла в Санкт-Петербурге, в соборе Феодоровской иконы Божией Матери, пришедшие на вернисаж могли в полной мере оценить созерцательную выразительность его искусства. Главные сюжеты произведений – природа родного края, народная и классическая архитектура. Основной темой его творчества стал духовный диалог между человеком и окружающим его миром, между человеком и Создателем.
Не прибегая к ярким живописным эффектам, не уходя в подробности сюжета, мастер скупыми, но точными и выразительными средствами погружает в тонкую атмосферу переживания каждого момента жизни. Лодки, застывшие у берега в дымке тумана, отражение сумеречного неба в озере, гармония сводов храма, дождливый вечер в городе, тишина парковой аллеи – зритель невольно втягивается в лабиринт воспоминаний, личных ассоциаций. Как выразить вечность, состояние «вне времени» в живописи? У Владимира Михайловича есть удивительная картина «Парад планет», где космос воспринимается настолько близким, как яблоки на тарелке: огромные шары небесных тел, почти прижатые друг к другу, кажется, проходят от нас на расстоянии вытянутой руки. Мы тоже — часть космоса и вечности. В своих композициях художник никогда не перебивает сольную партию света многоцветьем, пестротой деталей. А любимый художником квадратный формат полотен (фигура, издревле символизирующая и высшую мудрость, и высшее равновесие) помогает сохранять состояние долгого, вдумчивого общения с его искусством, размышления о гармонии человека и мира, о первозданной красоте, об истинных ценностях, о жизни.