Home » Колонки » HOMO FABER » Суровый романтик
Наталья Ламонт - аватарка

Суровый романтик

Наталья ЛАМОНТ, искусствовед

«Север 2020» — выставка живописи Геннадия Садомовского в Музее истории г. Гатчины

Дыхание Арктики

Дыхание Арктики

Эта выставка – одна из многих в жизни Геннадия Петровича Садомовского. Да, в основном – пейзажи, конечно – его любимый Север, с которым его роднит, наверное, сам характер и даже внешний облик художника – высокий, статный, немногословный и бесконечно добрый, обязательный и отзывчивый человек.

А ещё – натюрморты, и «портреты» цветов, что для меня было неожиданным и приятным открытием. Кто ещё так напишет лотосы и лилии, как будто проникнув в душу цветка?

Творчество Геннадия Садомовского  давно известно и любимо не только гатчинцами, он – постоянный участник всероссийских и международных выставок. Всё время – в пути, всё время – в поиске…

Его картины хранятся во многих музеях и частных коллекциях: в Министерстве культуры РСФСР, музеях Северодвинска, Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Праги, у собирателей и ценителей русской живописи Украины, Израиля, Грузии, Германии, США, Швеции, Норвегии, Финляндии, Индии.

Лотос

Лотос

Работы Садомовского легко узнаваемы: лаконичные, практически без деталей, изображения объектов. Прекрасный рисунок, который лежит в основе чёткой композиции и словно задаёт ритм каждого пейзажа или натюрморта. Наброски, зарисовки Геннадия Петровича – это своего рода дневник художника. За свою жизнь он накопил многотомное собрание этих ценнейших свидетельств творческих сомнений, восторгов, размышлений. В экспозиции представлены в витрине небольшие, аккуратные рисунки карандашом и пером – подготовка к созданию больших картин. Но графика Садомовского, безусловно, нуждается в отдельной экспозиции.

А цвет… Вот о цвете и форме надо поговорить отдельно. Особенно на этой выставке. Не покидает чувство пронзительной нежности и чистоты, трепетности, и это несмотря на абсолютно не трепетные, словно рубленые очертания деревьев, домов, лодок. Форму, иногда подводящую пейзаж к многозначности абстракции («Дыхание Арктики»).

Форма – это разум. Цвет – чувства. Как художник находит баланс и гармонию между разумом и чувством, чтобы затронуть нерв зрителя, заставить его вибрировать?

Какой цвет у Севера? Холодный? Вовсе нет. Оранжевый – из августовских закатов, жёлтый – из сентябрьской листвы берёз… Достаточно взглянуть на пейзажи Северодвинска – воплощение поленовских традиций.  Бесконечное множество оттенков красного, синего, зелёного, их смешение, их игра – палитра Садомовского невероятно богатая. И нигде вы не найдёте одинаковых цветов. Для каждого образа – свой цвет. Форма может быть похожей. Она – как логическое осмысление объекта. А цвет – это ощущение в тот момент, оно не повторяется.

«Лотос», «Каллы» — настоящий гимн разуму природы, создающей идеальные геометрические формы, совершенные в своей асимметрии. Нежнейшие оттенки – эмоциональное восхищение и преклонение перед этим совершенством.

Тоня. Архангельская область

Тоня. Архангельская область

Н. Ламонт: Глядя на Ваши цветы, я бы сказала, что Вы поэтизируете форму.

Г. Садомовский: Как интересно… никогда не задумывался…

Н. Л.: Где, как вы находите баланс между цветом и формой?

Г. С.: Понятия не имею… Ей-Богу…

Н. Л.: Что для вас важнее: форма или цвет?

Г. С: В этюде – цвет важнее, он сразу передаёт впечатление, настроение. Да, важнее цвет, и то, как он положен.

На этой выставке вы можете увидеть этюды мастера. Их немного, но они очень важны для понимания того, как работает Геннадий Петрович. Вы увидите, как происходит трансформация цвета при переходе от этюда к картине. Его чувство в момент, когда художник видит объект, и ощущение, вызванное воспоминанием. Эти небольшие этюды – настоящие жемчужины – яркие, эмоциональные, страстные. Первое чувство – самое сильное, самое верное.

В дюнах. Остров Ягры

В дюнах. Остров Ягры

Картина же – осмысление опыта, обобщение, философия. Цвета-эмоции становятся сдержаннее, формы – яснее, детали-сиюминутное – уходят. Остаётся главное – мощное и не выхолощенное. («Тоня. Архангельская область», «В дюнах. Остров Ягры»). Меньше подробностей – больше свободы для восприятия, богаче и многограннее образ, сложнее игра воображения.

Н. Л.: Много ли этюдов пишете? Насколько они важны для вас?

Г. С.: Бывает, сидишь в мастерской, думаешь: с чего бы начать работу? А рядом – куча этюдов. Начинаю перебирать их… Вдруг, раз – пару пятен увидел красивых – и пошло, пошло, целая вещь разрастается…

Н.Л.: То есть – этюд, это толчок для воспоминания. И картина рождается из этюда, как воспоминание о пережитом впечатлении.

Г.С.: Ну, конечно… Бывает, стоишь на морозе, пишешь этюд – руки мёрзнут, скорее бы кисти убрать и погреться… Или – летом: комары кусают, солнце жарит… А уже потом, когда смотришь на этюд – сразу все всплывает – и настроение, и ощущения. Это же, как на магнитофонную ленту записано…

Для эпически величественных композиций Геннадия Садомовского, безусловно, необходимо большое выставочное пространство. В Гатчине такого нет, и поэтому, к сожалению, представить его творчество если не в полном, то хотя бы в адекватном масштабе не получается. Слишком многозначны его работы, слишком серьёзного и вдумчивого подхода зрителя они требуют. А зрителю тоже нужно пространство для переживания каждой картины мастера.

И все же – эта выставка незабываема, живопись Садомовского так впечатывается в сознание, что переживается потом долго и светло. И новый вернисаж ожидается с нетерпением, в его мир хочется погрузиться, пожить в нём, наслаждаясь чистотой, свежестью и благодатью северного сурового рая.

 

More 11 posts in HOMO FABER
Recommended for you
Наталья Ламонт - аватарка
Лабиринт

(далее…)