В тылу «врага». Возвращение «резидента». Часть 3
Wroclaw/Вроцлав
Когда я сейчас пересматриваю фотографии, сделанные во Вроцлаве, то вспоминаю не о том, что увидел, а о том, чего увидеть не удалось. И этого неувиденного гораздо больше. Поэтому я сожалею о краткости долгожданного визита. Ибо недаром сами поляки называют свой город Miasto Spotkań – «Город Встреч». И это, действительно, так.
Кто-то встречается здесь со старыми друзьями, кто-то – с первой любовью. Одни приезжают во Вроцлав в поисках ушедшего детства, другие – за седой историей и бурной современностью. Бесспорно одно. В Городе Встреч никто не чувствует себя чужим, даже если ты иностранец. И атмосфера доброжелательности и радушия, буквально висящая в воздухе, ощущается во Вроцлаве с первых шагов по его булыжным мостовым.
Добро пожаловать во Вроцлав, мой любознательный читатель! Zapraszamy do Wrocławia!
… Вот блин! Четыре часа утра. Или ночи. Неважно, потому что всё равно темно. Автобус остановился на площадке временного городского автовокзала – на основном ведётся реконструкция. Несколько бледных сонных теней – моих попутчиков — выуживают свой багаж из грузового отсека, после чего растворяются в разные стороны по знакомым, видимо, маршрутам. Автобус разворачивается и уезжает. Я остаюсь в гордом одиночестве.
До заселения в отель ещё десять часов. Десять часов, чтоб меня! Планируя поездку в домашней тиши, я отважно представлял, чем займу это время. К примеру, прогуляюсь по предрассветному Вроцлаву, поснимаю пустынный утренний город, невидимый взгляду традиционного туриста. Ага, разбежался!
После семнадцати часов автобусной отсидки, как оказалось, мне хотелось одного – упасть на койку, распрямить затекшие чресла и отключиться. А брожением по незнакомому городу впотьмах пусть занимается кто-то другой. Но десять часов – это десять часов. И я побрёл на соседний железнодорожный вокзал, чтобы путём камеры хранения избавиться хотя бы от чемодана.
Вокзал Вроцлава – это, как говорят в Одессе, «что-то особенного». Очень красив и историчен снаружи, и весьма современен и функционален внутри. В холле я наткнулся на первую «изюминку» Города Встреч. Ею оказался символ путешественника – грандиозный чемодан выше человеческого роста, испещрённый наклейками с названиями городов. Оригинальный сюжет, ничего не скажешь. Кстати, на чемодане-гиганте присутствует и наклейка Санкт-Петербурга.
Ещё одна особенность Вроцлава – гномики, разбросанные по всему городу. Эти 30-сантимтровые фигурки в разных ипостасях стали городским достоянием, а местные турфирмы даже организуют для путешественников специальные программы по их поиску.
Появлению гномов Вроцлав обязан организации противников коммунизма с названием «Апельсиновая Альтернатива». Эти молодые люди в начале 80-х годов прошлого века рисовали забавных человечков в колпаках на стенах государственной собственности поверх закрашенных властями антикоммунистических лозунгов, таким необычным образом демонстрируя несогласие с правящим режимом. Польские несогласные действовали, в основном, во Вроцлаве, но частенько активисты отправлялись и в другие польские города – в Лодзь, Варшаву, Люблин.
До начала 90-х годов «Апельсиновая Альтернатива» получила откровенное признание в Польше, а на вроцлавской улице Свидницкой даже был установлен памятный знак в виде гнома. Организация продолжала активную деятельность, подрывая действующий режим своей открытостью, оригинальностью и миролюбием. Её вклад в выход Речи Посполитой из социалистического лагеря несомненен, а жители Вроцлава даже подшучивают, что, мол, наши гномы свергли коммунизм.
Замечу, что по городу разбросано более двух сотен этих забавных фигурок, причём, в самых неожиданных местах. Так что, прогуливаясь, по центру, не забывайте смотреть под ноги, а то есть вероятность получить синяк… от гномика. Одного из них я обнаружил и на вокзале – это Podróżnik, Путешественник, спешащий с чемоданом на поезд.
А мне спешить было некуда. Как некуда было спрятать и чемодан. Я нашёл автоматические камеры хранения, но у меня не оказалось и грОша мелочи, чтобы опустить в прорезь. Разменять купюру у вахтёрши в туалете тоже не получилось – у неё был перерыв. Я совсем было загрустил, но недаром говорится, что хорошая мыслЯ приходит опосля. И я направил свои стопы в направлении забронированного отеля, который находился неподалёку.
Гостиница Premiere Classe Wroclaw Centrum располагается в пешей доступности от вокзалов и является типичным представителем сети отелей туристского класса – удобное расположение, ничего лишнего, но есть всё, чтобы путешественник мог отдохнуть с дороги. И цена за ночь вполне демократичная.
Молодой портье студенческого вида несколько удивился столь раннему появлению, но вошёл в моё положение и, покопавшись в компьютере, нашёл свободный номер для раннего заселения:
— Panu trzeba zapłacić sto złotych…
Я доплатил сотку злотых к сумме брони, получил магнитную карту-ключ и направился к лифту. Как оказалось, отель полностью автоматизирован и без карты ничего не работает. При помощи магнитного ключа запускается лифт, открывается номер и даже свет с телевизором включаются при помощи оного. Как говорится, чужие здесь не ходят: всё для безопасности и покоя клиентов, но с непривычки весьма озадачивает.
Добравшись до своей комнаты, я разоблачился и буквально рухнул на широкую двуспальную кровать. За окном светало. Доброе утро!..
Есть забавная шутка про чехов. Говорят, что они по крови — славяне, но по менталитету — немцы. Вполне возможно. Но то, что жители Вроцлава по натуре точно поляки – это бесспорно. Несмотря на весьма многогранную историю города. Вот несколько официальных фактов.
По легенде, город был основан чешским князем Вратиславом (правил в 915-921 годах). Латинское название Вратиславия (Vratislavia) происходит от его имени. Польское название Wrocław того же происхождения. Буква W в гербе города считается вензелем основателя города – князя Вратислава (Wratislaw).
К 990 году Вроцлав и вся Силезия были завоёваны польским князем из династии Пястов Мешко Первым. В 1000 году его сын Болеслав Храбрый и император Священной Римской империи Оттон III учредили в городе римско-католическое епископство. Был построен замок на Соборном острове, ныне остров Тумский.
После смерти Болеслава в 1138 году Вроцлав стал столицей польского княжества Силезия. В 1241 году Вроцлав был взят и разорён монголами. Восстановленный после нашествия монголов город в 1261 году получил магдебургское городское право. С 1335 года в составе Чешского королевства Вроцлав служил ареной борьбы между Чехией, Польшей и Венгрией. С конца XV века вместе с остальной Чехией оказался под властью Габсбургов, усилилась германизация города.
В этот период немецкое название Бреслау использовалось одновременно с латинским Vratislavia. На польских картах город и в период немецкого владычества назывался Wrocław. По-русски с середины XVIII века вплоть до 1945 года использовалось название Бреславль.
После войны за австрийское наследство в 1741 году Бреслау был присоединён к Пруссии, а в 1871 году вошёл в составе Германской империи с подавляющим немецким населением — в 1904 году из 470 тысяч горожан поляков было лишь 20 тысяч. В Веймарской республике город стал административным центром новой провинции Нижняя Силезия.
В нацистский период — с 1933 года — был изменён герб города — буква W была сочтена «слишком славянской», а многие пригороды и районы, носившие славянские названия, переименованы. Польское и чешское меньшинства преследовались по тогдашним законам.
Бреслау стал одним из немногих городов, оказавших упорное сопротивление наступающим частям Красной Армии весной 1945 года. Более 2/3 городских строений были разрушены. Но город, аки Феникс, восстал из пепла.
Это что касается официальной историографии Вратислава — Бреслау — Вроцлава. А вот несколько любопытных фактов из неофициальных, народных источников. По окончании последней мировой войны польское государство приросло новыми территориями – от Бреслау-Вроцлава на юге до Штеттина-Щецина и Восточной Пруссии на севере. Граница новой Польши очень приблизилась в Берлину. Но эти территории были пустующими, так как немецкое население ушло на Запад.
Заселять новые воеводства оказалось некем – собственно поляков просто не хватало. И в решении этого вопроса на Вроцлавщине, как рассказал мне польский знакомец, основательно подсобили западные украинцы, спешившие покинуть советские пределы под предлогом выполнения «интернационального долга» — помощи в становлении молодой польской республики. Естественно, народной, суверенной и демократической.
Поэтому на улицах современного Львова польская речь слышится так же часто, как и украинская: поляки — внуки и правнуки переселенцев — приезжают поклониться могилам своих украинских предков. Как, впрочем, во Вроцлаве вторым языком межнационального общения является немецкий – по той же причине. Добропорядочные седые бюргеры навещают некогда покинутую «малую родину». Которую современные поляки кропотливо восстановили, превратив древний Вратислав, наряду с Краковом, в яркую жемчужину на исторической короне Польши. Правда, у российских туристов Вроцлав особой популярностью не пользуется. А жаль.
Возможно, подобное «переселение народов» и смешение разных культур и создали в городе ту особую атмосферу, позволившее Вроцлаву стать реальным Городом Встреч. Для всех и каждого…
Пешие прогулки – лучший способ познакомиться с новым местом. Проспав до обеда, я устремился в город. Благо, здесь есть, на что посмотреть и что попробовать. Но меня ждало большое разочарование – я угодил на национальный праздник.
Воскресенье 4 июня в этом году оказался пятидесятым днём после католической Пасхи, когда отмечается День Сошествия Святого Духа, или Пятидесятница. Это один из трех великих ветхозаветных праздников. В Польше он называется Zielone Świątki (Зелёные Святки), поскольку приходится на период, когда зелёный цвет становится доминантой окружающих пейзажей.
В этот день принято украшать храмы, а также свои дома и участки зелёными ветвями березы и вербы. Эта традиция символизирует отпугивание злых сил и всякой нечисти, поэтому сплетённые ветви часто развешиваются над дверьми, окнами, на заборах и калитках. Торжеством Пятидесятницы в католической церкви завершается пасхальный период.
Этот день всегда выпадает на воскресенье и является официальным выходным в Польше. А раз так, то я конкретно попал, поскольку все развлекательные объекты, смотровые площадки, музеи, рынки и большинство магазинов оказались закрыты. Так что пришлось довольствоваться малым из того, что я запланировал. Посему, во избежание подобных неприятных для туриста «открытий», о национальных праздниках страны пребывания следует ознакомиться заранее.
По пути к Рыночной площади я обозрел монумент королю Болеславу Храброму, миновал оперный театр, насквозь прошёл закрытый торговый центр, подивился старинному барометру, указывающему погоду и стороны света. Присоединился к небольшому митингу, где некая активистка с мегафоном призывала горожан ставить подписи под неким обращением к властям. Полиции поблизости не наблюдалось. Видимо, тусовка была санкционирована.
Впрочем, полиции я не заметил и на Рыночной площади, где гудела ярмарка народных промыслов и бурлила народная же толпа. В киосках торговцы предлагали покупателям всевозможные поделки – от свистулек и пивных кружек до домашних колбасок и хозяйского вина. Цены были соответствующие – выше магазинных.
Доминантой площади является городская Ратуша, выполненная в стиле поздней готики. Она строилась в несколько этапов на протяжении 250 лет с конца XIII века до начала XVI-го. В настоящее время в Ратуше расположена мэрия, городской музей Вроцлава, а также самый старый в городе ресторан Piwnica Swidnicka, находящийся в подвале.
Сама Ратуша производит колоссальное впечатление, а вот ресторан – наоборот: слишком много народу, медленное обслуживание, ценник высокий, а выбор блюд не отличается особым изыском и разнообразием. В окрестностях площади можно посидеть и получше – проверено.
К Рыночной площади примыкает гарнизонный костёл Святой Эльжбеты, со смотровой площадки которого открывается замечательный вид на город. Подняться наверх стоит 5 злотых, но, как я уже говорил, всё было закрыто. Хотя по соседству удалось полюбоваться двумя замечательными домиками, любовно именуемыми Ясь и Малгося — это польский архитектурный аналог наших сестрицы Аленушки и братца Иванушки.
В готическом особнячке Ясь открыта мастерская и выставочный зал известного в Польше художника-гравера Эугениуша Гет-Станкевича, а барочный дом Малгося занят организацией Общество любителей Вроцлава и музеем вроцлавских гномов. Возле одного из них – Strażaka, Пожарного, меня и запечатлела пожилая немецкая фрау.
Одним словом, у меня получилась исключительно обзорное знакомство с городом, этакая визуализация мечты снаружи. Я прогулялся по Соляной площади, заглянул в сувенирный магазинчик, где разжился магнитами и местными сладостями, обозрел костёл Марии Магдалены. Подивился размеру ротонды Рацлавицкой панорамы — картины, изображающей битву под Рацлавицами 4 апреля 1794 года между польскими повстанцами под командованием Тадеуша Костюшко и российскими войсками генерала Тормасова.
Картина длиной 114, высотой 15 и диаметром 38 метров была создана в 1893-1894 годах по заказу совета города Львова, в то время находившегося под австрийским правлением. В 1946 году была передана властям Польши и перевезена во Вроцлав, где в силу политических причин — прославление победы поляков над русскими — не выставлялась и долгое время хранилась в Национальном музее, скатанная в рулон.
Ознакомительная прогулка по историческому Центру пробудила аппетит, и я заглянул в ресторанчик Okrasy, что на улице Игельной. Вроде, и центр рядом, а народу значительно меньше. Памятуя о том, что братья-славяне на порциях не экономят, я не стал излишне озадачиваться меню.
Поэтому взял классический польский журек – супчик на закваске с яйцом и белой колбасой (15 злотых), куриное филе, фаршированное овощами, запечённое под сыром «моцарелла» на зеленых стручках гороха с фирменным печёным картофелем (41 злотый) да пару бокалов тёмного бочкового пива Zlote по 10 злотых за пол-литра. Лепота! И вкусил всё это на открытой террасе в окружении таких же иностранцев, как и я: впереди ворковали итальянцы, сзади – немцы. Воистину, я оказался окружён «врагами». Вот только по этому поводу не испытывал ни беспокойства, ни буйного приступа телевизионного патриотизма.
Кстати, о телевизоре. Когда я вернулся в отель и пощёлкал пультом, на одном из польских каналов я наткнулся на фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» в польском же переводе. Приятно, ничего не скажешь. Так что наши «враги» наши фильмы демонстрируют, а мы «вражеские» — нет. И кто, в результате, оказывается в культурном проигрыше?
Следующим местом, что я посетил во Вроцлаве, стал Тумский остров — религиозное сердце города и Нижнесилезского воеводства, средоточие католической духовности. Здесь располагаются резиденция епископа, духовное управление, различные церкви и знаменитый Кафедральный собор Иоанна Крестителя.
Тумский остров — самый старый уголок Вроцлава. В переводе со старопольского языка это название означает «остров с кафедрой» — остров с Кафедральным собором. До XIX века это был действительно остров, но, когда был засыпан один из рукавов Одры (Одера), он стал полуостровом.
В давние времена остров Тумский был «городом в городе». Он находился под юрисдикцией местного высшего духовенства, и здесь не действовали княжеские и городские права, установленные для остальных частей Вроцлава. Поэтому на острове могли укрываться люди, которым грозили суд, тюрьма или казнь. А князь, отправляясь на мессу в Кафедральный собор, был обязан сойти с коня, снять головной убор и сдать оружие.
Сегодня Тумский остров является не только местом отправления культа, но и популярным объектом паломничества — хоть религиозного, хоть мирского. Очень рекомендую к посещению — здесь царит покой и витает дух истории. Кстати, местное духовенство не лоббирует строительства новых костёлов: уже имеющихся вполне достаточно для всех здешних истинно верующих.
До Тумского острова я добирался на трамвае, они здесь очень удобные. Правда, есть нюанс. В трамваях нет кондукторов, зато могут нагрянуть контролёры. Они мастера маскировки, и спорить с ними бесполезно. Поэтому в каждом вагоне есть автомат, позволяющий купить билетик при помощи кредитки. Заметив, что я застыл перед ним в состоянии непонимания, молодая польская пара предложила свою помощь. Всё оказалось несложно.
Вставляешь карту в прорезь автомата, выбираешь на маленьком электронном тач-скрине тип билета (jednorazоwy/одноразовый — 3 злотых, ulgowy/льготный — 1,50), отмечаешься на экране пальцем – и вуаля. Забираешь карту и билетик. Рядом расположен жёлтый компостер, а на билете есть стрелка, указывающая, каким концом его вставлять. Компостер отметил на билете время – и доброго пути.
«Зайцем» ездить не советую, последствия малоприятные. Да и не солидно как-то для великоросса попасться на мелком жульничестве. Хотя злые языки утверждают, что именно этим и «прославились» наши соотечественники в турциях и египтах. Сомнительное достижение.
Впрочем, не только седой древностью, соборами, архитектурой, вкусным пивом и трамвайными контролёрами славен Вроцлав. Здесь есть и модерновый небоскрёб Sky Tower — «Небесная Башня» высотой 207 метров, с обзорной площадки которой, по заверениям обывателей, в ясную погоду можно увидеть германскую границу. Не знаю, проверить не удалось.
В третьем по высоте здании в Польше располагаются торговые центры, жилые квартиры, офисы компаний, а перед входом установлена скульптура самого Сальвадора Дали «Профиль времени». Оценить красоту города с высоты птичьего полёта стоит 10 злотых по будням, 14 — в выходные.
Вот так, за маленькими открытиями и интересными наблюдениями, и пролетело моё время в столице Нижней Силезии. Как я говорил, ограниченность во времени не позволила углубиться в более подробное изучение города.
Так, за бортом моего внимания оказались и грандиозный Зал Столетия, построенный на рубеже XIX-XX веков, и собственно «Небесная Башня», и множество музеев, и вроцлавский Дворец, и Университет. Я не совершил плавания по Одре на пароходике и не прокатился над рекой на фуникулёре Palinka. Я не смог оценить красоту города ночью, когда великолепная подсветка дворцов, парков и костёлов превращает его в сказочную открытку. А это значит, что есть весомый повод вернуться. Так не поэтому ли Вроцлав называют Городом Встреч?
Да, чуть не забыл. Немного о хлебе насущном. Польша не страдает от санкций, а поляки – от контрсанкций. Им не требуется «импортозамещение», потому что своё производство не развалено, а работает в нормальном режиме, обеспечивая граждан качественной и недорогой продукцией.
К примеру, килограмм лопатки без костей в обычном магазине стоит 13,49 злотых (в супермаркетах — 11,99), шинка – 12,99, кило охлаждённой куры потянет на 7,39 злотых. Хлеб, молоко, помидоры, огурцы и клубника – вообще копейки. Приличная польская водка во Вроцлаве стоит 25-30 злотых. Приличное польское баночное пиво разных оттенков – 3-3,5 злотых (могу посоветовать Tyskie), приличное разливное несколько дороже (советую Zywiec).
А на закуску надо обязательно попробовать «пызы». Это такие мясные шарики в тонком тесте размером с теннисный мяч. Их отваривают и вкушают со сметаной или иной приправой. Несмотря на подозрительный размер, употребляются они легко и со вкусом. Так что приятного аппетита, мой любознательный читатель!
И до новых встреч, Вроцлав!
Николай МОНАСТЫРНЫЙ
На фото:
Ваше здоровье!
Гном-путешественник
С гномами-пожарными
Ратуша сегодня и в начале XX века
Ясь и Малгося
Тумский остров. На фоне Кафедрального собора
Скульптура Сальвадора Дали перед Небесной Башней
Небесная Башня