«Припять» Псковской области
Ощущаете ли вы притягательность какого-либо местечка, если к нему добавляется слово «заброшенное»? Заброшенная усадьба, заброшенные церкви… Я вот, например, никогда особо не интересовалась военной техникой и самолётами. Но узнав, что в недалёкой Псковской области находится заброшенный аэродром, – тут же решила отправиться туда.
Путь к заброшенным местам
Уже в 7 утра чувствуется, что этот июльский день будет невыносимо жарким: столбик настенного термометра показывает +18, на небе – ни облачка. В машину всё уложено: палатка, консервы, запасная одежда, 5-литровая бутыль с водой, «пахучки» от комаров. В крайнем случае, всегда можно купить забытые вещи. Главное, чтобы машина была на ходу.
От Гатчины до Гдовского района Псковской области ехать около 200 км – часа 3 на машине без длительных остановок. В условиях июльской жары это – испытание даже для бывалых путешественников. Однако сознание греет мысль, что там, куда мы едем, совсем рядом бескрайние воды Чудского озера. Того самого, где происходило сотни лет назад Ледовое побоище.
Трасса А180 всё дальше уходит на юг. Вот уже и Ленинградская область остаётся позади. Солнце заливает лучами покосившиеся домики псковских деревень. Названия – одно краше другого: Богатовщина, Каменный конец, Козлов Берег, Свобода и немного пугающее Замогилье… Хорошо, что день такой солнечный, иначе эти посёлки выглядели бы совсем тоскливо. С другой стороны, от жары не спасают даже открытые окна автомобиля. Единственное желание – окунуться в воды легендарного озера. Однако цель другая – аэродром.
Самое интересное, что мы едем, не зная точных координат и даже названия аэродрома. Известно лишь, что недалеко от города Гдова на трассе встретится огромный памятник в виде самолёта. От этого ориентира сворачиваем по дороге налево, а дальше – интуиция в помощь.
Самолёт невозможно не заметить. Вдоль трассы – лес, мирные берёзки. И эта огромная, ярко-голубая (видимо, символ неба) фигура самолёта высотой с двухэтажный дом, но самолёт не выглядит инородным «телом» среди русского пейзажа. Наоборот – как будто дополняет его и напоминает о том, что не всегда в этих краях был слышен только мирный шум берёзок.
Неудивительно, что как только дорога свернула с трассы, она стала значительно хуже, хоть и осталась асфальтированной. Зачастую проще ехать по встречной полосе, чем каждый раз подскакивать на ямах. Вокруг – всё тот же березняк и никаких признаков населённого пункта. Если на трассе машины нередко встречались в обе стороны, то здесь наша машинка одна-одинёшенька. Но, какая-никакая дорога есть, а значит, куда-нибудь она приведёт.
Псковская «Припять»
Действительно, лес потихоньку расступается, дорога становится шире, впереди – бетонные стены забора. На них надпись – «Авиационный гарнизон Смуравьёво». Это похоже на КПП военной части, но ворот нет и можно спокойно ехать дальше. Смело въезжаем и тут же глушим автомобиль. Слева ещё одна фигура самолёта МИГ-21, раза в три меньше первой. Но поразила не она. За самолётом – огромное бетонное здание с колоннами и треугольной крышей. Здание похоже на типичную постройку дома культуры или небольшого театра. (Как выяснилось позже, это бывший Дом офицеров). На крыше – изображение винта самолёта с крыльями. По бокам – рисунки самолётов. Больше всего поражает сочетание монументальности постройки и её заброшенность: все стёкла выбиты, краска облупилась, на некогда белоснежных колоннах неприличные надписи. И снова – вокруг один лес, ни души. Ощущение, что находишься не в Псковской области, а в заброшенном украинском городе Припять. Только всё же какая-то машина проезжает мимо, дальше по дороге. Значит, где-то впереди населённый пункт (если только это не такие же искатели приключений, как мы). Садиться обратно в машину совсем не хочется, так как на улице стоит нестерпимая жара. Оставляем автомобиль около заброшенного здания с нарисованными самолётами и идём дальше пешком.
За деревьями видно ещё немало строений. Но вот же – населённый пункт! Очень уж хочется купить в магазине холодной воды (наша вода, припасённая из дома, давно нагрелась и совсем не кажется спасением от жары). Подходим ближе к строениям. Домов десять, разные по высоте – двух-пятиэтажные. Но уже ясно, что никто здесь не живёт – стёкол в зданиях нет, некогда жёлтая краска совсем выцвела и облупилась, у порогов домов – мусор и обломки. И снова – ни души вокруг. Только могучие лиственные деревья покачивают кронами где-то под голубым, ясным небом. Тишина…
В центре двора – облупленная каменная чаша, из которой когда-то била вода. Теперь же только ржавый кусок трубы торчит из центра чаши, а вокруг – пустые бутылки, обломки, мусор. Внутри зданий – то же самое. Становится немного жутко. Параллели с Припятью всё чаще приходят на ум. Чувствуешь себя настоящим сталкером из романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». Оглядываешься вокруг, представляешь, как бегали когда-то в этом дворе ребятишки, брызгались водой из фонтана. А вот рядом, в покосившейся одноэтажной постройке, наверняка был магазин или кафе: внутри что-то вроде прилавка так и стоит полусгнившее. Вывеска с названием ещё осталась – «Полёт».
Идём дальше. Чудо – за очередным облупленным строением стоит нормальная пятиэтажка. Судя по многочисленным высунувшимся с балконов телевизионным тарелкам – жилая.
Посёлок Смуравьёво – некогда военный городок, в котором ещё в середине 90-х проживало около 3 тысяч человек. Сейчас же население – около 500 жителей.
Получается, поселение состоит как бы из двух частей: заброшенной «Припяти» и вполне себе жилой – с десятком пятиэтажек, с людьми на машинах, детскими площадками, магазинами. Точнее, с одним продуктовым магазином а-ля сельторг: тёмное тесное помещение, полупустые полки, толстая продавщица в грязном переднике. Прямо на входе – мужчина с трёхдневной щетиной и бутылкой пива в руке. В принципе, ничего удивительного для посёлка, находящегося столь далеко от «цивилизации».
Наконец-то купили ледяной воды, мороженого. Стали думать, где же здесь заброшенный аэродром. То, что он где-то рядом, сомневаться не приходится. Всё-таки фигуры самолётов говорят сами за себя. Конечно, можно и нужно спросить у местных жителей. Но продавщица, мужчина с бутылкой пива и ещё пара человек алкоголической наружности не вызывали доверия. Решили, что и на дальнейшие поиски отправимся самостоятельно.
Асфальтированная дорога всё так же шла сквозь посёлок и дальше в лес. По ней и отправились. После мороженого и холодной воды жара переносилась легче. Дорога, казалось, выложена из огромных бетонных плит. Конца и края ей нет. Впереди – дорога и лес. Позади – дорога и лес. Но если есть дорога, значит, куда-то приведёт.
Аэродром
Действительно, через 40 минут пути мы подошли к проволочному забору. За ним – огромное открытое пространство, поле без конца и края. Аэродром! Но рядом с забором – наблюдательная вышка высотой метров 50. Хотя не похоже, чтобы кто-то здесь действительно сидел и наблюдал за нами. Только палящее солнце над головой.
Перелезть забор не составляет труда. Миг – и мы уже стоим на взлётной полосе. Необъятное пространство. Далеко-далеко уходит дорога-полоса. Слева – высокие ангары, склады метров 25 высотой. Огромные ржавые ворота этих ангаров закрыты, однако сквозь щель видно, что внутри ничего нет. Когда-то, судя по высоте, в них стояли сами самолёты. Справа от полосы – огромное зелёное поле, простирающееся на километр до леса. Невероятные ощущения возникают – такой простор, и никого вокруг.
Шлёпаем босиком по раскалённому бетону взлётной полосы. Ангары заканчиваются, и снова виднеется какой-то забор в тени деревьев. За забором невообразимое – десятки, а может быть, сотни грузовых машин, пожарных, тракторов. Видимо, списанная военная техника. Проникаем в дыру забора. Шины большинства грузовиков спущены, из кабин исчезли все датчики. Но посидеть за рулём военного грузовика и понажимать на рычаги так увлекательно! Чувствуешь себя ребёнком, который уменьшился и попал внутрь ящика с игрушками (правда, мальчишеского ящика). Но при этом здесь и ощущение, что вышел наружу после какого-то апокалипсиса: вот свидетельство человеческого труда, но самих людей нет. Лишь ряды различных грузовых машин среди леса, здесь же обломки крыльев самолёта и даже ракетная капсула. Непонятно, кому всё это ещё нужно и кто следит за этим добром. Может, никто и не следит, раз попасть сюда может любой желающий. А с другой стороны – не до конца всё разворовано, да и деревьями территория не поросла.
Вдоволь наигравшись в водителей, попрыгав на лежащих шинах диаметром вполовину человеческого роста, отправились назад – к полузаброшенному посёлку. Путь под палящим солнцем предстоит неблизкий. Теперь на уме только одна мысль – окунуться в воды Чудского озера.
Александра ГРИГОРЬЕВА