Home » Путёвые заметки » «По императорской дороге»
Экскурсия в Тосно

«По императорской дороге»

Новый туристический маршрут «По императорской дороге» приглашает жителей и гостей региона посетить достопримечательности, расположенные вдоль трассы Санкт-Петербург — Москва. Это часть проекта «Государева дорога», которая соединяет Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области.«Императорская дорога»  пролегает по территории Ленинградской области с остановками в городах Любань и Тосно, деревне Андрианово, посёлке Лисино-Корпус и городе Гатчина. По новому туристическому маршруту проехала наш корреспондент Александра Ермолаева.

Любань

Спрашиваю мужа: «Ты вот слышал о таком месте — Любань?». Супруг, не задумываясь, ответил: «О, Любань! Это же известный населённый пункт на пути в Москву! Там же этот… Как его там… В общем, проезжаем мы его». Стыдно сказать, но на этом наши познания о Любани заканчивались. А всё же интересно узнать историю да и современную жизнь близлежащих земель. Как оказалось, Любань является частью «государевой дороги» — единственного пути, по которому следовали императоры из одной столицы в другую. Поэтому, выкроив небольшой кусочек свободного времени, мы отправляемся в «это как его там», которое мы проезжаем по пути в Москву.

Местечко Любань Тосненского района Ленинградской области — исторический город России. Первое упоминание об этом поселении значится в Новгородской писцовой книге аж в 1500 году! А через 200 лет именно через Любань Петром Первым было велено строить  прямолинейный «першпективный» путь между Санкт-Петербургом и Москвой. Своё знаменитое путешествие из Петербурга в Москву Александр Николаевич Радищев совершает, конечно же, по этой дороге. И проезжает тогда ещё село Любани, которому потом посвящает четвёртую главу своего «Путешествия». Кстати говоря, внук Радищева — известный художник-маринист Алексей Боголюбов — родился в семи километрах от Любани и в этих краях провёл своё детство.

А в середине XIX века начинается строительство первой в мире двухпутной железной дороги между российскими столицами (речь идёт о первенстве в мире именно в строительстве железнодорожного полотна с двумя путями. А так, конечно, железные дороги уже были и в Европе, и в Америке). Ноябрьским утром 1851 года первые пассажиры за 21 час 45 минут преодолели на поезде расстояние в 644 км — самая большая протяжённость двухпутной железной дороги в мире! Путь пролегал, в том числе, и через вокзал села Любани. Здание вокзала сохранилось до сих пор, претерпев за 168 лет лишь незначительные изменения. Любань связана и с автором революционного романа «Что делать?» Николаем Чернышевским. Летом 1860 года с мая по август он жил и работал в Любани.

В общем, голова идёт кругом от такого несусветного количества фактов! Город-то, кажется, известен всей России! Какова же она, Любань, сейчас, в XXI веке? Кажется, что такое место должно быть пропитано историческим наследием: на каждом шагу памятные места, что-то вроде «здесь шагал художник Боголюбов, а здесь сидел Чернышевский», или же маленькие музейчики русского быта наподобие «Музея варежки» или «Утюга». В Любани, например, вполне мог бы быть «Музей ямщика». Или «Музей железнодорожника». Или ретро-поезд.  Или вообще что угодно, связанное со знаменитой дорогой из Петербурга в Москву.

Могло бы быть. Но, увы, увы и ещё раз увы! Такой потенциал любанской земли пока не используется. Сейчас махонький городок Любань с населением около 4,5 тысяч человек мало чем отличается от любой провинциальной точки России: полуразваленные дома, унылые вывески местных магазинчиков (Надеюсь, те самые 4,5 тысячи жителей сейчас не обидятся). И вокруг — ни души…

Храм в Любане

С другой стороны, за чем же ещё ехать в русскую провинцию, как не за спокойствием и уединением? К тому же, вы помните про здание вокзала, построенное ещё при Николае I и с тех пор практически не изменившееся? Это только на первый взгляд кажется, ну, на что тут смотреть? А ведь в каждом захолустном местечке есть что-то этакое, особенное. Вот и в Любани тоже. Помимо вокзала, здесь есть ещё одно приметное и, пожалуй, действительно важное место. Именно в Любани во время правления императора Александра II (того самого, что отменил крепостное право) была построена единственная в России железнодорожная церковь — Храм во имя Святых апостолов Петра и Павла. По сути, этот храм является памятником несчастным строителям Николаевской железной дороги, о которых русский поэт Некрасов писал в своей поэме «Железная дорога»:

Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

На строительство Петропавловской церкви собственные средства выделил первый министр путей сообщения Российской империи — Павел Петрович Мельников (можно заметить, как название храма перекликается с именем министра!). Здесь же, под алтарём церкви, и покоится прах Мельникова. Он многое делал для маленькой Любани, все свои деньги тратил на благотворительность, помимо церкви, построил дом престарелых, школу для детей и интернат для сирот служащих Николаевской железной дороги. Более того, он даже завещал все свои сбережения на содержание этих заведений. Как жаль, что таких чиновников, трудящихся на благо народа, в нашу пору днём с огнём не сыщешь!

Даже если вы не ходите в храмы и к железной дороге не имеете никакого отношения, всё же стоит зайти в церковь Петра и Павла города Любани. Настоятель протоиерей Евгений Бабинцев охотно поделится занимательными историческими фактами строительства железной дороги. Например, расскажет всякие байки о графе Клейнмихеле, который курировал строительство и прославился знатным казнокрадом. Вот эта историческая фигура уже ближе нашей действительности! Забавно, но этот человек вообще всячески доказывал императору Николаю I бесполезность и ненужность железных дорог. И как такого могли назначить главноуправляющим путей сообщений?!

Также настоятель храма поделится собственными воспоминаниями о том, как церковь восстанавливалась после войны. В разрушенном артиллерийским снарядом храме вообще был овощной склад. Как вспоминает отец Евгений, чтобы отдать память тому самому министру Мельникову, который свои средства вложил в строительство города, нужно было сначала убрать с его могилы гору картошки…

Получается, что храм апостолов Петра и Павла является ещё и своеобразным краеведческим музеем, что немаловажно и для жителей города, и для туристов. Ведь в маленьком городе кроется история всей страны!

Тихой и скромной Любани пора сказать до свидания. Впрочем, это вовсе не означает, что наше небольшое путешествие окончено.

 

«Марьино»

Если немного свернуть от знаменитой дороги между столичными городами, то можно оказаться в деревне Андрианово и понять, что Тосненский край — край контрастов. Если в Любани чувствуешь провинциальное умиротворение, то в деревне Андрианово попадаешь в роскошную эпоху придворных дам – обитательниц усадьбы «Марьино», принадлежащей когда-то богатейшему роду Строгоновых-Голицыных.

Здесь тебя и попотчуют домашними пирогами, сопровождая трапезу живым музыкальным сопровождением, и проведут по старинным винным погребам, и покажут страусиную ферму (при желании, там можно приобрести страусиное яйцо, кому обычным омлетом не наесться), и даже спать уложат в опочивальню, по-другому не назовёшь. Стоп. Какое такое «спать уложат» в старинной усадьбе? Тут нужно пояснить, что усадьба «Марьино» несколько отличается от привычных музеев, потому что принадлежит частному лицу.

Галина Степанова

Нынешняя хозяйка усадьбы — Галина Степанова — в 2008 году приобрела в личное владение полуразрушенный санаторий «Сокол» (в советское время усадьба была местом отдыха членов Академии наук) и стала восстанавливать историческую справедливость. Теперь здесь и музей, и гостиница, в номерах которой воссозданы интерьеры XIX века. К тому же, на территории парка проводятся различные мероприятия на любой вкус и цвет: от  конного шоу до Хэллоуина.

Даже простая экскурсия по усадьбе превращается в перформанс: вам сыграют на рояле чарующую музыку, разрешат потрогать старинные экспонаты, расскажут некоторые интимные подробности дворян. Ну, интересно же! Например, одеяние мужчины, в котором он шёл к своей даме исполнять супружеский долг. По секрету: это длиннющая ночная рубашка и колпак. И непременный атрибут всего этого — ночной горшок. До опочивальни дамы можно было идти долго-долго из одного конца усадьбы в другой. Вдруг приспичит по дороге? А так как супруги спали раздельно, то таки выполнившему свой долг мужу ещё предстоял обратный путь. В общем, без ночного горшка никак!

Роскошь, честно говоря, бьёт по карману, поэтому и в «Марьино» мы не задерживаемся надолго, а едем искать что-то ещё вовсе неизведанное.

 

Тосно

Быть в Тосненском районе и не заглянуть в административный центр — собственно город Тосно — как-то нехорошо. Тем более название города ныне у многих на слуху по всей России — в прошлом году город прогремел на всю страну неожиданной победой в Кубке России одноимённого футбольного клуба (обойти команды Москвы и наш петербургский «Зенит» давно никому не удавалось).

Также город Тосно является прямым продолжением той самой «Государевой дороги» из Петербурга в Москву, но в отличие от своей скромной соседки-Любани является довольно-таки крупным населённым пунктом — жителей здесь почти в 10 раз больше, около 40 тысяч. В XVIII веке при Петре I сюда стали переселять крестьян из Центральной России (до этого времени земли принадлежали Швеции и были отвоёваны в ходе Северной войны).

Храм в Тосно

Строительство дороги между двумя столицами определило историческое значение этих мест: для отдыха проезжающих по большой дороге основали Ямскую слободу. Тогда же начали строительство церкви Казанской иконы Божьей Матери. А через сто с лишним лет здесь открылась и приходская школа, и почтовая станция, и сельское училище. Ещё чуть позже появился железнодорожный узел. В общем, развитие поселения шло бурными темпами.

Кстати, до сих пор на центральной улице города можно увидеть несколько сохранившихся до наших дней деревянных ямщицких домов XIX века. Покосившиеся деревянные избушки соседствуют с современными жилыми комплексами, что несколько вводит в недоумение. Немного странно выглядит и та самая церковь Казанской иконы Божьей Матери. Она была построена в 1735 году и практически разрушена, но вовсе не во время Великой Отечественной войны, а уже после, в 1960-х годах. Здание церкви было отдано под нужды Дома культуры, а всё, что хоть как-то напоминало храм — колокольня, алтарь — уничтожили. Сейчас церковь потихоньку восстанавливают (совсем потихоньку — с 2009 года), но выглядит это специфически: небесно-синие, совсем новенькие купола налеплены металлическими конструкциями над грязно-жёлтыми обшарпанными стенами здания. Впрочем, наверное, это всё же лучше, чем совсем ничего.

Но есть в Тосно и настоящая изюминка — краеведческий музей. В доме жившей здесь первой кормилицы будущего императора Николая II — Марии Смолиной — воссоздали интерьер второй половины XIX века. Николай II родился 6 мая 1868 года. Как раз незадолго до этого и у Марии родилась дочь. Крестьянка попала под «царский учёт» и после тщательного отбора была взята кормилицей наследника престола. Здесь можно увидеть комнату, кухню и торговую лавку кормилицы. Многие вещи здесь подлинные, например, кошелёк и деньги Марии, а также уникальная реликвия — пояс от её наряда с инициалами «М.С.». Рожки для кормления, дореволюционные распашонки, крестильный наряд — многое здесь расскажет о быте кормилиц в царской России.

Кормилицам в русской истории отведено не так много места, а здесь, в Тосно, хранят память об этой неотъемлемой части жизни императорских семей.

 

Лисино-Корпус

Если далее не продолжать путь прямо по «Государевой дороге», а на пару десятков километров свернуть от города Тосно, то можно попасть в посёлок Лисино-Корпус, который также является важной частью истории всей России. Если Любань имеет особое значение для тех, кто связан с железной дорогой, то Лисино-корпус — это лесничество, охота, природоведение.

Лисино — потому что в окрестных краях водилось много лисиц, а Корпус — из-за основанного в 1834 году учебного заведения Корпуса лесничих — Егерского училища. Тогдашний министр финансов Егор Францевич Канкрин понял, что необходимо развивать лесную науку и системно готовить специалистов лесного хозяйства. Ведь именно лесными угодьями славилась (славится?) наша страна. Так появилось первое в России лесное учебное заведение. Более того, это место стало также центром развития лесной науки. По сей день здесь в колледже обучаются студенты уже не только лесному хозяйству, но и ландшафтному строительству, охотоведению, землеустройству.

На территории училища располагается действующий музей, в котором можно узнать всё о природе родного края, императорской охоте, истории лесничества в России. Единственное, что нужно знать и помнить: пройти на территорию музея можно только в сопровождении экскурсовода — Любови Ольгертовны Шаульской. А это значит, что необходимо заранее узнавать контакты на сайте, звонить и договариваться о встрече.

Лисино-Корпус

Совсем недалеко от Лисинского музея расположен Императорский охотничий дворец. Снаружи здание завораживает необычной асимметричностью крыш, лепниной над главным входом. Но! Всё находится в неприлично запущенном состоянии, несмотря на то, что дворец является объектом культурного наследия. В здании, которое было построено в 1861 году по проекту знаменитого зодчего Николая Бенуа, на первом этаже — лесотехническая контора, а выше — общежитие для командированных «лесников». А ведь когда-то здесь часто останавливался во время охоты сам император Александр Второй! Интересно, рабочие, которые проживают здесь сейчас, знают об этом?

На территории лесных угодий есть ещё одна постройка Николая Бенуа — Храм во имя Происхождения честных древ честного и животворящего Креста Господня. И даже если вы вовсе не воцерковлённый лесничий, на этот храм посмотреть стоит, потому что он совсем не похож на привычные православные церкви. Окружённое лесами строение напоминает европейский готический собор. А само местечко такое тихое-тихое — можно поразмышлять о бытии или просто помечтать вдали от суеты.

И ведь всё это — Любань, Тосно, Лисино-Корпус, Марьино — только точки на карте Ленинградской области. А между двумя столицами простираются ещё и Новгородская, Тверская, Московская области. И все они со своими загадками и особенностями.

Собираясь из Петербурга в Москву, или наоборот, по «Государевой дороге» (ныне трассе М-10 или новенькой скоростной магистрали М-11, которая полностью уже будет открыта в ноябре 2019 года), необязательно зацикливаться на пункте назначения. По пути можно хотя бы ненадолго свернуть в места, которые пока отдалены от нахоженных туристических троп. Но ведь именно этим они и привлекательны! И что самое удивительное: казалось бы, в крошечных и забытых всеми захолустьях кроется история и судьба всей необъятной России.

 

Александра ЕРМОЛАЕВА

Recommended for you
Курорт Старая Русса
Отправляйтесь на курорт!

 Наши отечественные курорты не хуже зарубежных, они достойны вашего внимания. Разговор пойдёт об известном курорте...