Home » Портрет прекрасной дамы » Мечта, ставшая реальностью
%d0%bc%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%b0-%d0%b0

Мечта, ставшая реальностью

«Велением времени, к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812-1814 гг., по инициативе местных жителей, поддержанной администрацией посёлка, решено было воздвигнуть памятник «Победам Витгенштейна».

Памятник воздвигнут на людном месте у моста на крутом берегу Оредежа на земле, подаренной Витгенштейну благодарными жителями за спасение Санкт-Петербурга. Простор реки, ширина моста и улиц посёлка, мощь деревьев продиктовали выбор архитектурного приёма, соразмерного окружающему пейзажу.

Торжественность цели позволила применение классического стиля. Колонны строгого дорического ордера на гранитном цоколе, слегка тонированные, смотрятся белыми свечами на фоне тёмно-зелёных елей. Колоннада обнимает круглую площадку диаметром шесть метров, в центре которой, на мощном квадратном постаменте, установлен бюст фельдмаршала. Перечень городов и дат дугой карниза венчает и пафосом завершает композицию воинской славы.

Монумент исполнен народным художником России, скульптором Альбертом Чаркиным и изготовлен на Комбинате «Скульптура» Союза художников Петербурга».

                                                                                            (Александра Морозова)

 

Александра Алексеевна Морозова – архитектор в десятом поколении, праправнучка первого архитектора Петербурга Н.Ф. Гербеля, член Союза архитекторов России. Работала главным архитектором проектов в институте ЛенНИИПроект.

Среди её работ: Учебно-лабораторный корпус ВМА на ул. Лебедева, корпус радио-телепередающего центра на ул. Павлова, комплекс музыкальной и художественной школы, общежитие ГИДУВа с бассейном на пр. Просвещения, жилые дома и интерьерные проекты.

Именно она является автором памятника «Победам Витгенштейна». Сегодня Александра Алексеевна, жительница Сиверского,  вспоминает, как это было:

— Осенью 2011 года ко мне пришли местные жители и говорят: «На будущий год у нас исполняется двести лет победы над Наполеоном. Сделайте памятник». А они знают, что я архитектор. Делегацию возглавляла Лидия Александровна Финогенова, с которой мы написали книгу «Наша Сиверская», выдержавшую уже четыре переиздания.

В ту же осень, в октябре, я сделала проект памятника. Он был исполнен молниеносно: села – и сделала. Дело в том, что в Павловске есть колоннада Аполлона, руина, которая ещё на первом курсе Архитектурного института, в 17 лет, произвела на меня сильное впечатление. И этот архитектурный приём я несу через всю жизнь, мечтая его реализовать. Подобная ротонда есть и в Севастополе, и в Алуште. И я подумала, что архитектурное произведение в подобном стиле очень подойдёт для памятника П.Х. Витгенштейну.

Я проект делала с радостью, как будто знала, что именно такой памятник и нужен. На этом месте не может быть ни монумент, ни какой-нибудь бюст, здесь должна быть цельная архитектурная композиция. И колоннада словно встречает тебя с распростёртыми объятиями. На этом месте когда-то была беседка, крытая. Её можно было видеть, спускаясь вниз по улице от станции. Потом она исчезла. Так что место для памятника выбрано очень хорошее, светлое, он будет виден издалека.

Кому я ни показывала проект, всем он очень нравился. Он стал трудом всей моей жизни, исполнением мечты. В этом памятнике сконцентрировалось всё моё образование, опыт десяти поколений моей семьи.

После создания проекта требовалось обратиться в местную администрацию, но бывшее руководство поселения выступило резко против памятника. Мол, Витгенштейна никто не знает.

А потом появился Владимир Николаевич Кузьмин. В «Юбилейном» прошли общественные слушания, на которых  каждый кричал, что ему нужна своя канава, свой мостик, своя лампочка, свои дороги. А тут колоннада какая-то. Те, кто пришли на слушания вообще не воспринимали идею памятника.

На этом собрании всё было очень нехорошо. Я была просто в ужасе. Когда выходила после собрания, ко мне подошёл Кузьмин и говорит: «Нет денег ни на дороги, ни на лампочки, ни на свет, но я хочу сделать этот памятник!» Ведь, действительно, в Сиверской не осталось ничего, что бы являлось исторической ценностью. Хотя мы имеем такого героя, как Витгенштейн! А дворец его разрушен, костёл разрушен, парк просто исчез.

И Кузьмин говорит: «Давайте заниматься согласованием проекта». Эти согласования проводил один из местных депутатов. Я сдала официальный проект, но, чтобы начать строить, требовалось провести то ли пятнадцать, то ли семнадцать согласований, я не помню сколько. Пожарная сигнализация, дорожная сигнализация, экологическая, культурная экспертиза.

Затем проект был единогласно одобрен членами Совета по культуре и искусству при главе администрации Гатчинского района: и по самому памятнику, и по месту расположения. И строительство памятника началось.

А потом появляется бюст! Я думала, что сделаю только колоннаду и напишу: «От Клястиц – до Парижа». И всё. А тут мне звонит из Печор Петя Бабенко и говорит, что там установили памятник Витгенштейну! Потом он привёз и фотографию бюста. Как так? Почему в Печорах? Несправедливо. А у меня много знакомых в архитектурном сообществе Петербурга. Я позвонила директору выставочного центра Союза художников Александру Сайкову и поинтересовалась, кто сделал такой бюст. И оказалось, что сделали его наши, ленинградские скульпторы. То есть, Петербургский Союз художников, скульптурный отдел.

Я говорю, что мне тоже нужен такой бюст. Может, можно копию сделать? Потому что оригинал изготовлен из бронзы. Мне дали телефон директора скульптурного комбината Юрия Михайловича Павлова, мы созвонились, я лично ездила на проспект Мориса Тореза для решения вопросов и получила все согласия.

А потом мне нужно было доставать деньги. Как оказалось, из бронзы делать в три раза дороже, чем из искусственного камня. Поэтому нам сделали копию из искусственного камня. Самое поразительное, что в Союзе художников все шли мне навстречу, и я встречала только благожелательное отношение.

Вот так, с миру по нитке мы и создали памятник «Победам Витгенштейна». Признаюсь честно, он стал моим самым драгоценным проектом!

Бетонная феерия

Строительные работы по возведению памятника «Победам П.Х. Витгенштейна» проводила компания «ПрофТехСтрой» из Сиверского, возглавляемая Дмитрием Быковым. Фирма существует с 2007 года и занимается дорожным и жилым строительством.

— Нас никто не агитировал и не принуждал, мы сами проявили инициативу и предложили свои услуги в качестве производителя работ, — рассказывает Дмитрий Владимирович. – Дело в том, что я живу практически по соседству с архитектором проекта Александрой Морозовой. Узнав о том, что планируется строительство столь значимого и интересного объекта, мы встретились с Александрой Алексеевной, пообщались, затем пошли в администрацию поселения, где обсудили возможность и условия участия нашей организации в строительстве памятника.

Так, благодаря инициативе генерального директора, компания «ПрофТехСтрой» приступила к возведению архитектурной композиции. Правда, реальность внесла свои коррективы: в проекте пришлось делать изменения. К счастью, не в художественном плане, а в техническом. «Конструкция памятника нестандартная, а подобные объекты всегда строить сложно», — замечает Дмитрий Быков.

Изначально планировалась заливка фундамента отдельно под каждую из колонн и под бюст, но строители выбрали более удачную конфигурацию и сделали общий фундамент для всей композиции. Колонны планировалось исполнить на металлической основе, а специалисты выполнили их целиком из бетона, без включения железа.

Также верхний карниз, согласно плану, должен быть железным, но его сделали бетонным, из трёх частей. «При возведении памятника мы исключили из материалов металлические части во избежание ржавления и использовали бетон только высокой марки», — отмечает Дмитрий Владимирович.

К слову, на заливку фундамента памятной композиции было израсходовано 27 кубометров бетона, на козырёк – 3 кубометра, ещё 2 «куба» ушло на создание колонн. Согласно смете, на строительство памятника потребовалось порядка 2 миллионов 600 тысяч рублей, из которых только на отливку колонн потрачено около шестисот тысяч.

— И я могу отчитаться за каждый израсходованный рубль, — улыбается генеральный директор. – Потому что зарабатывать на том, что делается для нашего посёлка, для общего блага и ради нашей исторической памяти я считаю просто неприличным.

Следует заметить, что, кроме собственно строительства памятника, компания Дмитрия Быкова отвечает ещё и за дальнейшее облагораживание прилегающей территории. Согласно проекту благоустройства, устанавливаются бордюры, обустраивается газон, вдоль памятника будут проложены набивные пешеходные дорожки из каменной крошки.

— Мы довольны качеством проделанной нами работы, — резюмирует Дмитрий Быков. – И я абсолютно уверен в том, что памятник нашему великому земляку простоит очень долго и станет постоянным напоминанием и нам, и нашим потомкам о героических страницах истории нашей страны и её настоящих героях.

Николай МОНАСТЫРНЫЙ

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Recommended for you
frrsbt_occe
Руки доктора Лейлы

Небольшие женские руки - очень белые, с короткими аккуратно подстриженными ноготками - легко и уверенно...