Home » Портрет прекрасной дамы » Внеклассные заботы школьного «замполита»
Лариса Меньшикова

Внеклассные заботы школьного «замполита»

В одном из классов Войсковицкой СОШ №2, что в посёлке Новый Учхоз, проходит занятие по теории музыки. Ученики начальной школы знакомятся с русскими песнями — колыбельными, солдатскими, обрядовыми. Проводит занятие с малышами заместитель директора школы по воспитательной работе Лариса Меньшикова – человек, музыке не чуждый…

Урок в Войсковицкой СОШ №2

Выпускница Миасского музыкального училища оказалась в Гатчинском районе в качестве жены офицера, судьба которых, как говорится, неисповедима. Более двадцати лет Лариса Борисовна проработала в музыкальной школе преподавателем теоретических дисциплин и фортепиано. Когда свои дети подросли, решила сменить амплуа: «Всё-таки профессиональное выгорание существует».

Окончила Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права, получила диплом психолога. И с 2011 года работает в Войсковицкой школе №2 заместителем директора по воспитательной работе, попутно являясь классным руководителем девятого «А». Любопытно, что школьная должность заместителя по воспитательной работе созвучна армейской «заместитель командира по работе с личным составом». Которая ранее именовалась коротко — «замполит».

— Лариса Борисовна, у вас солидный стаж работы в музыкальной школе. Есть ли разница между образованием общим и специальным?

— Конечно, есть отличия при работе в музыкальной школе и общеобразовательной. В музыкальную школу приходят дети заинтересованные, желающие учиться, поставившие перед собой определённую цель, а в обычной школе учатся все. И желающие учиться, и нежелающие (улыбается).

— Сегодня каждая школа старается обрести своё лицо, стать в чём-то неповторимой, иметь какую-то «изюминку». У вас она есть?

— Начну с того, что девизом нашей школы является латинское изречение «Per aspera ad astra» — «Через тернии к звёздам», которое вышито на форме для учеников и преподавателей. И мы стараемся соответствовать этому девизу. Так что да, «изюминка» у нас есть. Она заключается в том, что большая часть наших учащихся — это дети офицеров.

И не просто офицеров, а старшего офицерского состава, так как мы находимся на территории военного городка и Учебного центра, который является филиалом Тверской Военной академии воздушно-космической обороны. Поэтому папы наших детей — майоры и подполковники — заинтересованы в получении детьми качественного образования, в перспективе — высшего, стараются обучать и развивать своих детей.

Лариса Меньшикова с ученицами

В то же время, мы учим всех, в том числе ребят деревенских, которые настроены получать образование, скажем так, рабочего профиля. Несколько лет назад появился детский городок «Надежда», дети из которого также учатся в нашей школе — более сорока человек. А это ребята с различными психологическими травмами. Так что, кроме собственно обучения, мы занимается их адаптацией, социализацией, прививаем навыки общения.

При этом не возникает никаких трений между детьми офицерскими и приёмными, они общаются совершенно нормально, без конфликтов. Этот факт даже вызвал интерес у фонда «Большая перемена», представители которого приезжали к нам пару лет назад, а мы делились с ними опытом работы. Даже грант от фонда выиграли. Взаимопонимание и дружба между учениками из разных социальных групп — вот «изюминка» нашей школы.

— Не секрет, что процесс образования и воспитания подрастающего поколения не заканчивается в классных кабинетах. Какими достижениями  может похвастаться школьный «замполит» на ниве внеклассной работы? Если таковые имеются…

— Конечно, имеются (улыбается). Первое, что приходит на ум при упоминании внеклассной работы — это традиционные кружки. Кружки у нас есть. К примеру, журналистика — мы выпускаем школьную газету. Есть спортивные игры, был фотокружок. Была команда КВН, с которой мы выступали в Питере, в Луге. Но ушли дети, которым это было интересно, и кружок заглох. К сожалению, сегодня кружки интересны лишь младшим школьникам, они занимаются с увлечением. А вот средние и старшие классы на занятия в кружках уже не затащить. Очень тяжело собрать старших детей на кружок.

Что мы решили сделать в такой ситуации? Конкурсы! Мы принимаем участие во множестве конкурсов. К примеру, в позапрошлом году было 124 конкурса различных уровней с участием нашей школы, в семнадцатом году – более восьмидесяти. Это муниципальный уровень, районный, областной. Даже международный.

Конечно, в конкурсах регионального и международного уровня мы участвуем дистанционно. Но это на результаты не влияет. Так, в «День благодарения», который проходит у нас в последний день учебного года, мы в течение двух-двух с половиной часов вручаем детям грамоты и дипломы, завоёванные на этих дистанционных конкурсах. Представляете, сколько это наград приходит? Просто огромное количество!

— Но ведь не конкурсами едиными славны достижения школы…

— У нас существует сводный хор, в котором поют ученики со второго по одиннадцатый класс. На занятия пением ребята ходят с удовольствием, а младшие буквально рвутся на репетиции (улыбается). Мы регулярно принимаем участие в Фестивале вокально-хорового творчества учащихся и учителей Гатчинского муниципального района, который пройдёт в марте уже в тринадцатый раз. И регулярно занимаем призовые места. Кроме школьников, в нашем хоре поют учителя и школьная администрация во главе с директором. К слову, в число хористов уже просятся и некоторые родители (улыбается).

Л. Меньшикова

Не знаю, получится или нет, но в этом году мы попробуем включить в наш хор солдат и офицеров воинской части, и совместно исполнить песню «Служить России». Есть такая задумка. А наш вокальный ансамбль учителей «Эмоции», с которым мы гастролируем по деревням, регулярно завоёвывает призы на различных фестивалях.

К слову, год назад мы ездили с ученицей шестого класса Дианой Фёдоровой в Москву на Международный песенный фестиваль «Виват, Победа!», где Диана получила специальный приз. Чем не достижение для небольшой школы? (улыбается).

Третий год мы принимаем участие в кинофестивале «Литература и кино — детям», представляем свои работы. Два года мы демонстрировали экранизации сказок нашего ученика Даниила Грицкевича, которые он сочиняет сам, а в прошлый раз был представлен мультипликационный фильм «Храбрый принц». И все три года мы не оставались без наград.

Это стало возможным благодаря кино-кружку для начальных классов, которым руководит преподаватель Лариса Леонтьевна Евдокимова — инициатор новых проектов. Так, она организовала проекты «Новые технологии в образовании и работа с 3D ручками» и «Естественно-научная лаборатория ЛабДиск», с которыми участники кружка ездили на учебно-тренировочные сборы по внедрению технических новаций в образовательный процесс. Это очень интересно и необычно, но младшие школьники занимаются с увлечением.

В прошлом году наша школа вступила во всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», участниками которого стали 43 ученика. Инициатором вступления выступила директор школы Михайлова Елена Владимировна. Это замечательное начинание! Правда, пока у нас есть проблемы с обеспечением юнармейцев формой. Но на нас обратило внимание командование воинской части, так что надеюсь на сотрудничество. Вот планируем наладить занятия по строевой подготовке.

Завуч Войсковицкой СОШ №2

А пока мы принимаем участие в мероприятиях, проводимых собственно «Юнармией»: выезжаем на захоронения останков бойцов, открытие памятников. 24 января состоялся баскетбольный матч между командами юнармейцев и солдат воинской части, посвящённый прорыву блокады Ленинграда. Девятого мая прошлого года мы впервые участвовали в торжественном марше на плацу воинской части, а также организовали в Учхозе «Бессмертный полк».

Можно упомянуть и такой факт, хоть это и не совсем внеклассная работа, что в конкурсах принимают активное участие и наши учителя. Например, «Классный, самый классный» и «Учитель года». Это редкость для такой небольшой школы, как наша, что преподаватели участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Так что во внеклассной работе у нас участвуют все — от мала до велика (улыбается).

— Это замечательно! Но в заключение хотелось бы спросить о насущном. Сегодня только ленивый не говорит о кризисе среднего образования, о выпускниках, не знающих элементарных вещей. Вузы пеняют на школу. Лариса Борисовна, что Вы думаете по этому поводу? Так ли в падении уровня образования виновата школа?

— Я думаю, что причина падения уровня образования, падение интереса к образованию кроется в семье. Когда папа с мамой хотят, чтобы их ребёнок учился, он будет учиться. В любых условиях. Возможно, в чём-то ребёнка надо заставлять. Заставлять готовиться к занятиям, заставлять делать уроки, контролировать детей, а не сваливать их воспитание на школу.

Л.Меньшикова

Есть родители, которые стремятся к тому, чтобы их ребёнок действительно получал образование, а не отбывал время на уроке. Они занимаются с ним, читают книги, общаются. А если родители не заинтересованы, то какой-бы золотой ни была школа, лицей или гимназия, ребёнок учиться не будет.

Опять же, сегодня на любой вопрос достаточно сказать «Окей, гугл» — и на экране смартфона появится ответ. Зачем что-то учить, запоминать? Зачем тренировать мозг, когда можно просто залезть в интернет? Я не против прогресса и электронных гатжетов, но пользоваться ими надо с умом, поскольку никакая электроника не в состоянии заменить полноценное образование и развить интеллект. Так что обвинять в ухудшении образования только школу вряд ли справедливо, здесь надо смотреть шире.

По крайней мере, в нашем образовательном учреждении работают прекрасные педагоги, старающиеся выпускать во взрослый мир образованных, всесторонне развитых юных граждан — личностей, индивидуумов. И в этом я вижу основную задачу нашей второй Войсковицкой школы.

Николай МОНАСТЫРНЫЙ

 

 

 

Recommended for you
frrsbt_occe
Руки доктора Лейлы

Небольшие женские руки - очень белые, с короткими аккуратно подстриженными ноготками - легко и уверенно...