Home » N.B! Тема » «Казацкая вольница» в зеркале фестиваля «Памяти предков будем достойны»
Казаки на фестивале

«Казацкая вольница» в зеркале фестиваля «Памяти предков будем достойны»

В патриотическом фестивале «Памяти предков будем достойны», посвящённом памяти П.Х. Витгенштейна, уже не первый год принимает участие Кубанская казачья община Санкт-Петербурга. О деятельности общины и роли казачества в российской истории наш корреспондент беседует с походным атаманом кубанцев, войсковым старшиной Михаилом КОНДЫБОЙ.

— Михаил Анатольевич, для начала, пару слов о вашей общине…

Михаил Кандыба

Михаил Кондыба

— Кубанская казачья община Санкт-Петербурга и Ленинградской области образовалась в 2010 году. На тот момент община насчитывала порядка ста пятидесяти человек — вместе с семьями. Мы объединили казаков, которые волею судьбы оказались оторваны от своего дома, от родной Кубани — по причинам службы, по причинам переезда — и остались на территории Северо-Запада. Помогали друг другу обживаться, приспосабливаться к новому жизненному укладу.

В 2011 году община получила от Всекубанского казачьего войска верительную грамоту о том, что она представляет интересы Всекубанского казачьего войска атамана Василия Ивановича Комлатского на территории Санкт-Петербурга. Атаманом нашей общины является казачий полковник Геннадий Владимирович Сергиенко. Для нас казачество — это не состояние духа или какие-то другие высокопарные слова. Это жизнь. Мы просто живём.

Основные направления в деятельности нашей общины — популяризация казачества, его истории, культуры. К примеру, в 2018 году мы принимали участие в молодёжном форуме «Петербург – территория единства», где представляли кубанцев, решали вопросы по городской миграционной политике.

Казачья кухня

Казачья кухня

Летом 2019 года мы участвовали в фестивале национальных кухонь, где представляли свои блюда, потому что наш атаман, помимо прочего, ещё и прекрасный повар (смеётся). Ежегодно община участвует в шествии «Бессмертного полка». То есть, каждый год община, так или иначе, проявляет себя в общественно-значимых мероприятиях.

Костяк общины, конечно, составляют кубанцы, но мы принимаем в свои ряды и наших братьев – донцов, терцев, семереков, забайкальцев, уральцев, сибирцев. У нас один железный принцип: если ты для казачьего народа готов делать какое-то благо — милости просим!

— В последнее время на улицах нередко можно встретить мужчин в казачьей форме. Или похожей на казачью. У обычных людей это вызывает удивление и недоумение: где — казаки, а где — Петербург…

— Во-первых, Санкт-Петербург — казачий город, казаки здесь появились раньше, чем возникла сама столица. А что касается формы, так не всяк казак, кто её надел. Да, мы не любим пришлых, иногородних, тех, кто казаками не являются, а пришли за славой, за медалями, за какими-то льготами и привилегиями. Я имею ввиду «ряженых».

Шашлык по-кубански

Шашлык по-кубански

Дело в том, что казачество в Санкт-Петербурге всколыхнулось в девяностые годы, одновременно с возникновением анархистов, монархистов и прочих, скажем так, неформальных движений. Именно тогда стало возможным произносить слово «казак» без боязни, не опасаясь того, что товарищи в синих фуражках заломят руки за спину.

Тогда же появились и так называемые «ряженые». Почему «ряженые»? Я, как человек служивший, очень трепетно отношусь к форме, к правильному её ношению и использованию. И если я вижу человека, облачённого в то, что казаки не носили, если я вижу очевидную «липу», то как ещё можно назвать такого, с позволения сказать, «казака»? Это, по сути своей, обычный клоун.

Например, если в казачьей офицерской форме русской императорской армии погон был серебряным, то звездочки на нём размещались золотые. И наоборот: погоны — золотые, звёздочки — серебряные. Чтобы зразу было виден офицерский чин. А если сегодня встречаешь «казака», у которого нацеплены погоны и звёзды одного цвета, сразу понимаешь, кто перед тобой стоит (улыбается).

Вот на Красной площади прошёл военный парад, который вызвал смешанные чувства. С одной стороны — гордость, что прошли казаки. Но когда я увидел «коробку» казаков в форме якобы 1909 года, перепоясанных офицерскими портупеями 1943 года, мне показалось, что идёт рота НКВД. У казаков есть своя форма. У кубанских — своя, у донских — своя. Если вы хотели сделать красиво, так сделайте по уму! А получилось, как всегда.

Казачьи игры

Казачьи игры

Иногда вижу — вот идёт казак. В форме. Папаха, нагайка. Красавец! А я не могу понять, зачем тебе нагайка, если у тебя нет коня? Казак без лошади нагайку не носил! Причём те нагайки, которые носят эти «казаки», ничего общего с уставной нагайкой не имеют.

Нагайка — предмет управления лошадью. Она никогда не носилась в сапоге или за поясом, висела исключительно на руке и использовалась по назначению. Тот же кинофильм «Тихий Дон» очень реально отобразил и казачий быт, и службу, и униформу казаков. А «Кубанские казаки», наоборот, показали, во что превратила казаков советская власть.

Или ещё модное поветрие появилось — надевать на головы женщин «кубанки». Ну, не должно быть на женщине мужской одежды, грех это! Для нас, казаков, это нонсенс. Мы живём по определённым канонам, которые передали нам наши деды. Основной костяк общины – это люди, родившиеся в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого столетия и ещё заставшие своих дедов, а то и прадедов.

Вот мой дед родился в 1893 году, а из жизни ушёл в 1997-ом. Он пережил все эпохи — царей, генсеков, войны, переселения. И он мне очень много рассказал о том, кем было настоящее кубанское казачество, как жило и чем занималось. Поэтому мне есть, что и с чем сравнивать. Пусть они называют себя казаками. Но назваться — это одно, а быть — совсем другое. Так что песочница у нас, может быть, и одна, только песок в ней разный.

Казак с самоваром

— Любопытное замечание. Как я понял, Кубанская казачья община не собирается останавливаться на достигнутом?

— В этом году 8 сентября исполняется 10-летие общины, когда на первом Круге было принято решение о её создании. Конечно, мы планировали отметить это событие, но мероприятия правительства города по «обезденеживанию» населения поставили наши планы под вопрос.

Что же касаемо перспектив, то во главу угла мы ставим развитие общины. Причём, развитие всестороннее. Так, мы хотим создать в деревне Маргусы возле посёлка Сиверский станичное казачье поселение земельного типа дворов на двадцать. Но не просто музей под открытым небом с демонстрацией казачьего быта, а реальный хутор, реальный населённый пункт, где будут жить люди. Мы будем жить. На полном самообеспечении. При этом можем нести службу в лесоохране, работать егерями, оказывать помощь в поддержании общественного порядка. Такие у нас планы на обозримую перспективу.

— Михаил Анатольевич, вернёмся к истории. Каким образом вы вошли в число участников фестиваля «Памяти предков будем достойны»?

— В 2018 году в Петербурге образовалось региональное отделение всероссийской организации рубки шашкой «Казарла», куда входят 59 регионов страны. Это федерация продвижения воинского искусства по владению шашкой. А в Сиверском живёт наш кубанец — Пётр Владимирович Бабенко. В том же году он пригласил Кубанскую общину поучаствовать в фестивале «Памяти предков будем достойны», посвящённом П.Х. Витгенштейну. Замечательный праздник, хорошее место. И мы согласились. Организовали конные состязания, представили казачью кухню. И с этого момента стали постоянными участниками фестиваля.

Казарла

Казарла

В прошлом году, на 250-летие Витгенштейна, мы провели первый памятный командный турнир на переходящий кубок Петра Христиановича. Администрация Сиверского поселения оказала нам всестороннее содействие, изготовила приз. Если команда определённое время удерживает этот кубок, то он переходит команде-победительнице насовсем. Хочется надеяться, что зародилась новая хорошая традиция (улыбается).

Увы, но большинство наших сограждан просто не знают, кто такой Пётр Христианович Витгенштейн, не знают, что он — «Спаситель града Петрова». И это огрехи нашего воспитания, нашего образования. К сожалению, мы живём в стране с очень сильно перевраной историей. Из школьного курса о войне 1812 года мы знаем лишь о Бородино да захвате Москвы, а о подвиге корпуса Витгенштейна — ни слова.

Рука тверда, шашка остра...

Рука тверда, шашка остра…

Следует отметить, что у нас сложились плодотворные, деловые отношения с Сиверской администрацией. Мы обсуждали вопросы участия и подготовки фестиваля, находили консенсус, старались искать взаимопонимание, чтобы мы не особо напрягали их, а они, в свою очередь, нас. И общий язык был найден. Хотелось бы поблагодарить и тогдашнего главу администрации Владимира Николаевича Кузьмина, и Марину Владимировну Дозмарову, и ведущую мероприятия Ольгу Бабенко, и многих других организаторов и участников праздника.

— Какие функции выполняло казачество в военном аспекте? Дозорно-пограничную? Стояло на страже рубежей империи?

— Это расхожее заблуждение. Казачество — это древний народ. Если мы откроем старые карты и посмотрим, где тогда находились Кубань, Дон, Терек, и где на тот момент находилась Русь, то обнаружим, что от Кубани до Руси было расстояние в несколько тысяч километров. Это очень далеко. И земли, на которых жили казаки, до XVII века России вообще не принадлежали. Почему-то считается, что Екатерина Великая переселила казаков на окраинные земли империи. Но она наших предков никуда не переселяла. А если и переселила кого, то лапотных запорожцев из бывшей Запорожской Сечи.

Так что исторически казаки жили и контролировали огромные территории — от Иртыша до Дуная, бывшие ордынские земли. Например, на месте Запорожской Сечи была Эдисанская орда, на месте Кубанского войска была Ногайская орда. Так что казаки жили на этих землях исстари. И воевать приходилось на два фронта, поскольку с одной стороны было ханское дикое поле, с другой — Русь.

Только песня казаку...

Только песня казаку…

По моему мнению, императрица Екатерина просто сделала казакам выгодное предложение, и Россия одномоментно раздвинула свои границы и увеличила территорию. Так что казаки не охраняли границы империи, не были пограничниками, они охраняли, прежде всего, самих себя. Потому что они жили на Кубани, на Дону, и уходить им было некуда. И при любом нападении они первыми оказывались под ударом. Видимо, отсюда и пошло расхожее мнение, что казачество выполняло пограничные функции. Хотя, повторюсь, казаки охраняли самих себя, свой дом, свои семьи.

— А чем занимались казаки в русской армии? В частности, в корпусе генерала Витгенштейна.

— Казачьи подразделения в русской армии — это вид лёгкой кавалерии. Они были очень мобильны, подвижны, не стеснены обозами. Могли пройти несколько десятков километров по тылам противника и навести там «шороху» (улыбается). Вспомним казаков атамана Платова, которые своими рейдами наносили значительный урон тыловым подразделениям французов, громили их обозы, долбили захватчиков и в хвост, и в гриву.

Казаки играют

А в ходе атаки казаки преследовали отступающего неприятеля с единственной целью — изрубить его «в капусту». Были «пластуны» — пешие казаки, которые по каким-то параметрам не годились в кавалеристы. Они были охотниками и разведчиками, могли сутками лежать без движения, наблюдая за неприятелем. Отлично стреляли.

В военное время, согласно императорскому указу, «в казаки» набирали инородцев, иногородних, подходящих по своим данным для несения такой службы. Русских, малороссов, калмыков и других. Тех же охотников. Они начинали называть себя казаками. Но казаками они не были. Они лишь служили в казачьих частях на случай военного времени. Как только война заканчивалась, калмык возвращался к своим, белорус — к своим, русский — к своим. А казак уходил казаком, и возвращался казаком.

Возвращаясь к Отечественной войне 1812 года, следует отметить, что в корпусе генерала П.Х. Витгенштейна казаки выполняли всё ту же разведывательную функцию, отбивали обозы, перерезали коммуникации. Как правило, они находились в авангарде. Если враг отступал, казаков посылали в погоню. По численности казачьих подразделений у Петра Христиановича точно сказать не могу, но думаю, что пара сотен точно были. А казачья сотня — это большая сила. Вспомните сцену из кинофильма «Тихий Дон», где казачья лава идёт в атаку. Это — сотня. Пики — наперевес, шашки — наголо. Это довольно страшно.

Казаки поют

Казаки умели воевать, обладали собственной тактикой ведения боя. Враги их боялись и — уважали. Бытует фраза, приписываемая Наполеону: «Если бы у меня была армия казаков, Россия бы не устояла». Впрочем, когда казаки вступили в Париж, местное население встречало их достаточно тепло, особенно французские женщины (улыбается). Казаки были подтянуты, бородаты и грозны с точки зрения мирного населения. При этом добры и неагрессивны. Казак оказался не так страшен, как его малевали. И, конечно, это была экзотика для европейцев.

— Насколько актуален фестиваль П.Х. Витгенштейна на сегодняшний день? Нужен ли он нашим современникам?

— Любое подобное мероприятие, проводимое на памятную тематику, очень значимо в нескольких ипостасях. Основная — развитие и саморазвитие человека и общества. Люди из простого любопытства приходят на праздник и вдруг узнают, что едва не оказались в плену у французов. А не оказались потому, что когда-то маленький, 19-тысячный корпус Петра Христиановича встал против 52 тысяч корпусов маршалов Удино и Макдональда! И что жители Петербурга собрали огромную по тем временам сумму в 150 тысяч рублей в благодарность «спасителю града Петрова». Для многих эта информация — просто историческое открытие!

Награды вручает Михаил Кандыба

Награды вручает Михаил Кондыба

Поэтому фестиваль П.Х. Витгенштейна не просто нужен, а необходим. Очень хотелось бы, чтобы это мероприятие вышло на федеральный уровень, а в Петербурге, наконец-то, появился памятник полководцу. И не просто памятник, но и площадь Витгенштейна — «спасителя града Петрова». С аннотацией и рассказом о его победах. Возможно, он не так сильно прославился, как Кутузов и Барклай-де-Толли, но его победа под Клястицами оказала неоценимый вклад в ход Отечественной войны 1812 года. Об этом надо знать и помнить.

Фестиваль «Памяти предков будем достойны» очень важен с исторических позиций. Мы это помним, мы это поддерживаем, рассказываем детям. Когда нас не станет, кто-то должен будет продолжать наши традиции. К сожалению, современная молодёжь в массе своей ничего не знает. И не хочет знать. А общество, не извлекающее уроков из прошлого, будет повторять его ошибки в будущем.

Беседовал Николай МОНАСТЫРНЫЙ

Источник фотографий: https://vk.com/club33153773