Home » N.B! Тема » Звёздный час нашей жизни
Луноход -1

Звёздный час нашей жизни

50 лет назад — 10 ноября 1970 года — с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Протон-К» стартовала автоматическая лунная станция «Луна-17».

На её борту находилась передвижная научная лаборатория. 17 ноября 1970 года в 6 часов 47 минут по московскому времени автоматическая станция «Луна-17» совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе моря Дождей.  На посадочной ступени станции был установлен лунный самоходный аппарат «Луноход-1».

Управление движением «Лунохода-1» производилось из ЦДКС (Центр Дальней Космической Связи), расположенном в Крыму под Симферополем.

Впервые в истории космонавтики на Луну доставлена автоматическая лаборатория, проложившая первую колею на соседней планете. Все газеты тогда написали: «Русские снова удивили мир!»

Первая колея на Луне, в 1970 г. снимок обошёл весь мир.

Первая колея на Луне, в 1970 г. снимок обошёл весь мир.

Передвижение по Луне осуществлялось с помощью 8-колёсного шасси, созданного ленинградскими специалистами во ВНИИТрансмаш. К работам были подключены более 500 учёных-конструкторов, технологов, испытателей, инженерно-технических работников, рабочих и электромонтажников. Последние месяцы перед поставкой ключевые подразделения работали в три смены. Некоторым сотрудникам приходилось работать сутками. В помещениях даже ставили раскладные кровати.

Энтузиазма было много, но не обошлось без накладок. Для связи с Луной в Центре был установлен локатор диаметром 25 метров.  Когда начались работы, отказал двигатель. В Москву был отправлен самолёт за новым двигателем. Но офицеры гарнизона нашли выход: к подвижной части локатора приварили рельсы, поставили по взводу солдат, которые по команде поворачивали локатор.  Работа продолжалась без перерыва, сроки сорваны не были.

В соответствии с советско-французским соглашением о сотрудничестве в изучении и освоении космического пространства, на борту лунохода был установлен французский отражатель для лазерной локации Луны. Французы намеревались произвести лазерный «обстрел» из обсерватории, расположенной в Пиренейских горах, но в тот момент юг Франции был покрыт густым туманом. Зато наши астрономы из Крымской астрофизической обсерватории, расположенной на самой вершине горы Ай-Петри, справились с этой задачей.

Красный луч, вырвавшись из пушки, достиг поверхности Луны и, отразившись от лунохода, вернулся обратно. Из Франции пришло поздравление, в котором были такие слова признания: «Французские учёные снимают шляпу перед советской наукой».

Прошёл месяц. Экипаж лунохода освоился с вождением, стал ездить смелее на второй скорости. Шёл обычный рабочий день (лунный), а на земле в это время была ночь.  В большом операционном зале на экране высвечивался очередной снимок преодолённого пути. Луноход имел 300 каналов связи, по которым все специалисты имели возможность отследить всю информацию о своём изделии, переданную с «Лунохода-1».

Пульт управления Луноходом

Пульт управления Луноходом

Я определял пробуксовку колес и докладывал в ПУЛ (пульт управления луноходом). Обычно пробуксовка составляла 8-10% и вдруг движок логарифмической линейки пошёл резко вправо (80-90%). Я запнулся и слышу по логофону строгий голос штурмана: «В чём дело, почему не докладываете пробуксовку колёс?». Отвечаю: «Что-то непонятное» и через некоторое время уже успокоительно слышу: «Андрей, не тушуйся, мы забуксовали в кратере». Все в тревоге вскочили с мест, высыпали в коридор, стали обсуждать проблему. Доложили главному конструктору (он лежал в Москве в госпитале), сняли круговую панораму, чтобы определить положение лунохода… Учёный из Москвы — геолог Борис Непоклонов — расшифровал снимки круговой панорамы, присланные с борта лунохода.

Телекомментатор Ю.В. Фокин, прикомандированный к Центру (кстати, он в своё время сопровождал Н.С. Хрущева в поездке в США), предложил: «Ребята, давайте сейчас я сообщу в ТАСС, что «Луноход-1» завершил работу и программа полностью выполнена».

Снимок поверхности Луны сделанный Луноходом-1, 1970 г.

Снимок поверхности Луны сделанный Луноходом-1, 1970 г.

Но сотрудники, которые годы жизни посвятили этому проекту, согласиться  не могли, так как за их плечами были:

— месяцы жизни на Камчатке, испытания модели лунохода на склонах вулкана Толбачик (его склоны покрыты застывшей магмой и его поверхность, по предположениям исследователей, была похожа на поверхность Луны). Исследования шли до тех пор, пока вулкан в очередной раз не проснулся;

— мёрзли на Байконуре, спали на нарах, укрывшись ватниками;

— жарились на песчаных барханах пустыни Кара-Кум, под палящим солнцем Средней Азии.

Трое тревожных суток решалась эта ситуация. Ленинградский учёный — сотрудник ВНИИТрансмаш — Феликс Шпак вспомнил, как в молодости в Сиверской на лыжах преодолевал Оредежские кручи, и эти воспоминания стали, грубо говоря, «судьбоносными» для всей программы испытания лунохода. Феликс предложил выводить аппарат по касательной к склону кратера. Академия наук утвердила этот проект.

Начали осторожно двигаться. Когда приборы показали крен и дифферент ноль градусов, поступила команда «Стоп». Ликование присутствующих трудно было передать. Все обнимали друг друга. Спустя годы, некоторые руководители признавались, что в тот момент у них ком стоял в горле и наворачивались слёзы.

Решили по русской традиции «снять напряжение». Заказали ресторан в Ялте.

Пока спускались по серпантинам (зима, гололёд), преодолевали перевал,

ресторан сменил название. Над входом горела вывеска «Selena» («Луна»).

Через долгих трое суток ТАСС сообщило: «Луноход-1» продолжает движение по поверхности Луны, гордо неся эмблему нашей Родины — СССР!»

Главный конструктор А.Н. Кемурджиан сказал фразу, которая, спустя годы, стала для всех нас исторической: «Это был звёздный час нашей жизни!»

В Сиверской в 1960-е годы начинал лётную службу Герман Титов. Здесь сложилось его личное счастье, отсюда он шагнул в космос. Каждый космонавт, посещавший авиачасть Сиверской, по традиции, сажал дерево в память о своём пребывании. Так родилась Аллея Космонавтики. Ветераны авиаполка и администрация посёлка бережно относятся к ней  и содержат в идеальном состоянии.

Александр Леонович Кемурджиан

Александр Леонович Кемурджиан

На Аллее почётное место заняли три «луноходца»:

генерал Вячеслав Георгиевич Довгань (тогда ещё старший лейтенант) — проложил первую в мире колею на поверхности Луны.

лауреат государственной премии Павел Степанович Сологуб — руководил оперативной группы в Центре Дальней Космической Связи по управлению самоходной лабораторией на Луне;

академик Александр Леонович Кемурджиан — главный конструктор самоходного шасси лунохода, являлся членом Планетного общества США, Европейского геофизического общества (Германия), членом-корреспондентом Комиссии по исследованию космического пространства (Франция).

Александр Леонович Кемурджиан Международным биографическим центром (Англия, Кембридж) включён в число «выдающихся людей ХХ века».

В 1997 году решением Международного астрономического союза именем А.Л. Кемурджиана была названа одна из планет солнечной системы.

Александр Леонович оказался единственным на Аллее Космонавтики участником Великой Отечественной войны, прошёл путь от Курска до Германии. Нынче, в год 75-летия победы, ветераны авиаполка и жители Сиверской оказали ему воинские почести.

18 сентября 2020 года на празднование 85-летия космонавта Германа Титова приехали высокие гости из Москвы. Среди них был и председатель Совета федерации космонавтики России, чемпион мира по продолжительности полётов в космосе, космонавт Сергей Константинович Крикалев. Он также посадил своё дерево на Аллее Космонавтики и воздал должное героям войны.

Андрей КОЛОБОВНИКОВ, член бригады ВНИИТрансмаш по вопросам испытания лунохода,

ветеран труда, старожил Сиверской

Гимн экипажа лунохода

 Мы — солдаты. И словно важнейший приказ,

Нам штурвал лунохода вручили,

Чтобы мы по Луне — понял каждый из нас —

Луноходы ходить научили.

 После первых шагов на послушном коне

Зародилась идея закона:

Чтобы несколько метров пройти по Луне,

Километры пройдём полигоном!

 И за пультом с утра, только солнце взойдёт,

Разбирая, где камень, где кратер,

Мы по телеэкрану ведём луноход,

Но пока по изведанным трассам.

 В непогоду мечтаем о солнечном дне,

Руководствуясь тем же законом:

Чтобы несколько метров пройти по Луне,

Километры пройдём полигоном!

 С каждым месяцем ближе и ближе Луна,

Тренируемся снова и снова…

И наступит пора, когда спросит страна:

«Вы готовы?» Ответим: «Готовы!»

 И, закончив сеанс, мы доложим стране,

Что и впредь будем жить по закону:

Чтобы несколько метров пройти по Луне,

Километры пройдём полигоном!

18 октября 1969 г.

 

Песня о посадке «Лунохода-1»

 В перелёте всё казалось гладко,

А сейчас волненье давит грудь:

Лишь была бы мягкою посадка,

А с картэ мы съедем как-нибудь.

 Дрогнувшими разом голосами

Около семи часов утра,

После сообщения: «Есть касанье!»

Грянуло могучее «Ура!»

 Но не унимается волненье,

Продолжая трепетный момент,

Ждём, когда наступит сообщение,

Как там вышел крен и дифферент.

 Вот уже отброшены все трапы,

Панорама чёткая вполне…

И уже зашлёпал восьмилапый

Луноход по матушке — Луне!

 17 ноября 1970 г.

 Феликс ШПАК, кандидат технических наук,  руководитель расчётной группы «Лунохода-1»,

один из конструкторов шасси лунохода