Home » Культура » О чём рассказывает художник Златкин?
Наталья Ламонт

О чём рассказывает художник Златкин?

Выставка Александра Златкина работает в арт-пространстве «Весна» в гатчинском Центре информационных технологий с 7 декабря  по 31 января.  Наш корреспондент пришёл на выставку  чтобы послушать, о чём говорят картины Александра Ефимовича.  Выставка так и называется «Я хочу рассказать вам…»  Но оказалось,  что не только художнику есть о чём рассказать, но и куратору выставки, искусствоведу Наталье Ламонт. Так получилось, что выставка Александра Златкина стала  наглядным пособием по организации выставочного пространства.

Вообще, я часто сталкиваюсь с тем, что пренебрегают культурой экспозиции.  Художники выставляют, что получше — это, конечно, хорошо, но они не учитывают то, что архитектура выставочного зала тоже диктует свои правила и действует на восприятие зрителя. Если разложить всё без порядка, без структуры, выставка становится абсолютно бессмысленной. Выставка — это самостоятельное произведение искусства. И пусть художники на меня не обижаются, но нужно учитывать мнение опытного экспозиционера, чтобы работы раскрывались полнее, вписывались в общую атмосферу. Чтобы зритель, входящий в выставочный зал, чувствовал не только красоту каждой картины, но и душу самого художника. Именно для этого экспозиция формируется по какому-то концепту. Сначала создаётся концепт  выставки, а затем работы компонуются с учётом этой концепции, — объясняет  Наталья Фёдоровна.

Картины из библейской серии

Картины из библейской серии

Что можно сказать о выставке, которая сейчас экспонируется в «Весне»?

— Выставка Александра Ефимовича, к сожалению, не совсем соответствует настоящей полноценной композиции. Он художник многоплановый, многогранный, очень серьёзный и его работы должны размещаться дальше друг от друга. Каждая его работа несёт в себе сильную энергетику. Но нужно учитывать, что пространство зала маленькое, поэтому уместно было бы размещать какую-то одну серию. Был бы у нас огромный зал, то можно было бы подразделять его на секции, где были бы пейзажи, натюрморты и библейская серия. Можно было бы показать это всё более полно, делая логические переходы между ними. Но когда пространство маленькое, лучше меньше, да лучше. Если это работы сильные и самодостаточные, то их нельзя ни шпалерной развеской выставлять, ни маленькое расстояние между ними делать. Нужно дать зрителю насытиться этими полотнами. Такие ошибки не дают художнику раскрыться в выставочном зале, — убеждена куратор.

Христос и грешница, 2011

Христос и грешница, 2011

— Для этого пространства хватило бы, скажем, картин из библейской серии?

— Библейских бы картин хватило. Можно было бы разместить всё так, чтобы каждый сюжет был представлен более ярко. Или делать выставку только из пейзажей, или только из натюрмортов. Потому что  работы Златкина  очень сильные и о них можно много говорить. Но я бы хотела в этот раз видеть здесь библейскую серию, учитывая рождественское время, да и к концу года мы всегда предаёмся каким-то размышлениям. И такая атмосфера располагает чтобы задуматься  о вечном, о нашем месте в жизни. Она не жестокая эта серия, хотя Библия и Евангелие сталкивают нас с весьма суровыми вещами. Александр Ефимович очень мудро рассказал эти сюжеты именно через современника, через нашу жизнь. И было бы уместно показать максимум из его библейской серии, — говорит Наталья Ламонт.

— Вы, как куратор пространства, могли бы ставить художникам более жёсткие условия?

— Я не ставлю жёсткие условия, понимая, что у каждого есть свои причины выставлять или не выставлять работу.  И давить я не имею права. Высказываю свои пожелания, чтобы художники тоже отнеслись к этому с пониманием. А то, что художники не дают какие-то из своих работ, это их право. Они могут находиться в каком-то не доделанном ещё состоянии. Их произведения для них как дети, настаивать здесь было бы неправильно, — поясняет искусствовед.

Картина Утро, 2020

 Утро, 2020

  — На выставке представлено немного новых картин, в основном те, которые зрители уже видели. Почему художник назвал выставку «Я хочу рассказать вам…»
Я полагаю, что название выставки — это призыв к диалогу. Настоящий художник должен вступать в диалог со зрителем. Художнику дан Богом талант и естественно он хочет его реализовать, а реализовать он его может только в диалоге со зрителем. Если картину не видят — она мертва, её не существует. Картина оживает только тогда, когда вступает во взаимосвязь со зрителем. Я думаю, что это очень умное, очень мудрое название “Я хочу рассказать вам…” Это призыв к разговору. Попытка поделиться своим жизненным опытом, своими мыслями, чувствами. Это название, которое может подойти любой выставке, если художник самодостаточен, если художник талантлив, то он всегда найдёт что рассказать, — рассуждает Наталья Ламонт.

Судя по отзывам посетителей выставки, они услышали то, что хотел рассказать художник:

— Я с интересом познакомилась и мысленно побеседовала с художником. «Я хочу рассказать вам…» — назвал Александр Ефимович свою новую выставку. Не показать, а рассказать! Рассказ получился неторопливый, из глубины веков – к времени нашему. В центре выставки совершенно новая картина в необычной раме. Вы узнаете нашу современницу. Она смотрится в зеркало, лукаво улыбается,  и её утреннее настроение передаётся нам. В нашей бурной и суетной жизни эта женщина решает важные, ответственные задачи. Но художник увидел её симпатичной, кокетливой и, кажется, беззаботной. День только начинается! Есть время постоять у зеркала, улыбнуться себе и нести это настроение людям, — поделилась впечатлениями от выставки Наталья Антонова.

Шкаф. Последняя осень. Триптих, 2016

Шкаф. Последняя осень. Триптих, 2016

— Картина, о которой рассказала Наталья Михайловна, оправлена рамой от старинного зеркала. Художники часто используют такой экстравагантный приём? Или это ноу-хау Александра Златкина?

— Я очень редко встречаю, чтобы художники использовали утилитарные вещи в качестве рамы. Встречала только у театральных художников, которые весьма изобретательны в формах. А у станковистов я такое встречаю впервые. Но это в очередной раз подчёркивает оригинальность мышления Александра Ефимовича. Это говорит  о том, что он абсолютно свободен во времени и пространстве, как и подобает настоящему художнику. А ещё говорит о том, что он прекрасно понимает жанр. У него, к примеру, натюрморт не просто постановочный набор предметов, а всегда связь с памятью, с воспоминаниями и какими-то крепкими корнями. У него все натюрморты направлены на связь поколений, на связь традиций. И то, что он использует элементы старой мебели, вызывает ассоциации. Бабушкин дом. Старая, хорошая дубовая мебель. Я думаю, что это и послужило тому, что он натюрморты и некоторые картины оформляет именно в мебельные каркасы. Эти рамы очень выразительны сами по себе, но мастерство  Златкина позволяет картину скомпоновать так, чтобы рама не перетягивала на себя внимание. Он ведь не каждый натюрморт, не каждую картину туда помещает. Он делает это очень гармонично, — рассказывает искусствовед.

— Почему художник не подписывает портреты именами тех людей, которых он пишет? Это касается не только современников, но и исторических личностей. Например, новая картина, в которой безошибочно угадывается  Пушкин, называется «Взгляд».

— То, что автор не подписывает с кого он писал портрет — это встречается. Не так часто, но это встречается. И это вполне объяснимо. Иногда человек вдохновляет автора на какой-то сюжет, иногда просто запоминаются черты лица, и он даже не задумывается о том, что  пишет портрет, — предполагает Наталья Фёдоровна.

Люпиновое поле, 2020

Люпиновое поле, 2020

— Какую картину художника Вы бы хотели видеть каждый день, скажем у себя дома?

— Если говорить о том, что греет душу и на что всегда приятно смотреть, то пейзаж  — универсальный вариант. Он всегда уместен, всегда радует глаз, если художник тебе нравится. Он не заставляет тебя думать о чём-то суровом, а дома всегда хотелось бы комфорта.  Знаете,  есть интерьерные работы, а есть выставочные. И мастерство художника, конечно же, определяют по выставочным. Выставочные работы, вот, к примеру, на ту же библейскую тему, повесить дома было бы неуместно. Такие картины своей мощью, своей энергетикой раздавили бы дом. Так что, для интерьера, я бы остановилась на пейзаже и, скорей всего, на цветах, — улыбается куратор арт-пространства «Весна» Наталья Ламонт.

Цветов в живописи Александра Златкина много. Они обязательно присутствуют на всех его выставках. О цветочных полях   Александр Ефимович не устаёт рассказывать из года в год. И каждый раз этот рассказ наполнен любовью и нежностью.  «Я хочу рассказать вам о том, что люблю», — так я услышала название выставки. Выставочный зал я покидала с ощущением тепла и света, несмотря на холодный зимний вечер.

Алёна РЫБАКОВА

Фото: Сергей КОВАЧЕВ

На верхнем фото Наталья Ламонт

Альбом с фотографиями: https://vk.com/album-29998172_276581098

 

More 1300 posts in Культура
Recommended for you
Масленица
Масленичные гулянья в Гатчинском районе

С 11 по 17 марта по России идёт широкая Масленица (далее…)