Home » Культура » Один к двадцати
Леонид Пережигин

Один к двадцати

Это самый приемлемый масштаб для макета. Так говорит мастер, которому веришь безоговорочно. Глядя на малюсеньких, скрупулёзно сделанных человечков, такие же миниатюрные деревья, стулья, столы, яблоки, телеги…, выполненные художником-постановщиком Леонидом Пережигиным, понимаешь, всё, что он знает о макетах – истина в последней инстанции.

— Сколько у меня макетов в штуках? Ой, мама дорогая! Здесь только девять, больше просто не поместилось из-за пространства. А хранится у меня где-то ещё штук двадцать. Учитывая эти, то штук тридцать. Есть ещё разобранные. Я сейчас живу в Гатчине и хранятся они у меня дома. И у меня появился такой художественный интерес их выставлять. Я не макетчик, я художник-постановщик. Работающий, как в эскизе, так и в макете. Сейчас мало  художников работают в макете, чаще используют компьютерную графику. А меня этому научил мой  педагог Алексей Васильевич Сологуб на постановочном факультете Ленинградского института театра, музыки и кино. Алексей Васильевич делал  макеты для великого режиссёра  Николая Павловича Акимова. И на факультете он нас этому учил: как делать чертежи, как делать  макеты.

Телеспектакль Салют, мальчиши!, реж. К. Фатова

Телеспектакль Салют, мальчиши!, реж. К. Фатова

Для того чтобы поговорить, мы вышли  с Леонидом Вениаминовичем из выставочного зала Купринки,  где открылась его выставка, в фойе. В зале многолюдно и шумно. Рассматривать макеты  молча невозможно. Это маленькое чудо вызывает столько эмоций, что ими обязательно нужно поделиться. «Ой, смотри, какие тыквы, а яблочки!», «А велосипед какой изящный, а кресло-качалка!» «А это что? Гречка? Смотри, это же из гречки сделано». Не верится, что всё это сказочное чудо сделано человеком без вмешательства волшебной палочки.

Однако это так. И человек этот — наш современник. Вот он, стоит, улыбается, охотно отвечает на вопросы. А на лацкане пиджака большие булавки: то ли стиль такой, то ли от сглаза.  Чтобы выставка хорошо прошла и чтобы была не последняя. Это уже третья в библиотеке им. Куприна. Нынешняя  называется «Салют, мальчиши! или Телевизионный театр Леонида Пережигина». Посвящена она работе в редакции детских и молодёжных программ Ленинградского телевидения. Эта работа общим счётом продлилась двадцать лет. О режиссёре, с которым он сделал больше всего спектаклей, Леонид Вениаминович говорит, не скрывая слёз:

— Самый уютный для меня режиссёр — это конечно Клара Михайловна Фатова. О чём ещё говорить, если я проработал с ней 20 лет. Но она, к сожалению, два года назад  ушла от нас навсегда.

Телеспектакль Питер Пэн, реж. К. Фатова

Телеспектакль Питер Пэн, реж. К. Фатова

— Начиная работу над спектаклем,  режиссёры давали Вам конкретное задание, или доверяли Вашим идеям?

— Режиссёры очень часто мне доверяли и отталкивались уже от моих идей. Я использовал простые материалы: марля,  капрон, тюль. Потом пошло оргстекло, плёнка.  Я старательно избегал жёстких конструкций. Я,  выстраивая пространство, пытался его поломать: подвесные потолки, наклонные плоскости, мансарды, наклонные окна, зеркала. Я не любил прямые вещи, очень любил глубину. Появились новые материалы. Начал использовать лампочки, неон, светодиоды. А операторы  это очень не любили, камеры к этому ещё не были приспособлены.

Но Леонид Вениаминович придумывал декорации всё же с оглядкой на камеру, понимая, что делает он не для человеческого глаза, а для окуляра видоискателя.

Телепередачи Песенки нашего двора, реж. К. Фатова

Телепередачи Песенки нашего двора, реж. К. Фатова

— Это ведь не театр. Театр мне очень дорог и мил, но тогда я работал на телевидении, а там другой подход, — замечает художник.

То время на Ленинградском  телевидении, на которое пришлась работа Леонида Пережигина, он вспоминает, как золотое. Была возможность творить и  экспериментировать, как с содержанием, так и с формой. Леонид Вениаминович рассказывает, как он участвовал в создании небывалой для тех лет программы «Музыкальный ринг». Новаторская  по сути, она и по форме должна была отличаться.
— Я предложил Володе Максимову квадрат ринга развернуть так, чтобы с общего плана он смотрелся как ромб. Это всегда выигрышная точка. А ещё впервые на «Музыкальном ринге» использовали светящиеся полы из оргстекла, — вспоминает художник-постановищик.

Телевизионные декорации вещь не долговечная. Их жизнь заканчивается с окончанием проекта. Но остались замечательные пережигинские макеты. В них всё, как было на экране много-много лет назад, но только — один к двадцати.

Алёна РЫБАКОВА

Фото: Сергей КОВАЧЕВ

На верхнем фото Леонид Пережигин

Альбом с фотографиями: https://vk.com/album-29998172_276972840

 

More 1300 posts in Культура
Recommended for you
Масленица
Масленичные гулянья в Гатчинском районе

С 11 по 17 марта по России идёт широкая Масленица (далее…)