Home » Колонки » HOMO FABER » «ВЕСНА»: проекты и концепции выставочного пространства
Наталья Ламонт - аватарка

«ВЕСНА»: проекты и концепции выставочного пространства

Наталья ЛАМОНТ, искусствовед

Новый год принёс изменения в выставочную деятельность Просветительского пространства «Весна». С одной стороны, действительно необходимо было что-то менять в концепции показов творческих работ, с другой – хотелось максимально реализовать технический потенциал Центра информационных технологий, с третьей… Да, в чем-то ситуация с короновирусом и вынужденными переходами на дистанционное общение с аудиторией заставили обратиться к иным формам представления произведений искусства.

В самом статусе пространства – «просветительское» – заложен глубокий смысл: оно объединяет две важные функции образовательного учреждения – распространение знаний и культуры в неразрывной связи. Поэтому выставки в устоявшемся понимании как размещение экспонатов в специальном архитектурном периметре не отвечают в достаточной мере возможностям «Весны». Наши экспозиции в зале должны быть частью более масштабного мероприятия, которое охватило бы широкую аудиторию, и позволило бы обозначить явление, за развитием которого можно было бы наблюдать, или проблему, которую хотелось бы обсудить. Специфика пространства «Весна» состоит в том, что в силу его архитектурно-технических особенностей основной объём передачи информации ложится на электронные ресурсы. И формат проекта, позволяющего это сделать, показался нам наиболее уместным.

С начала года мы запустили два выставочных проекта, поставив задачу более полного освещения таких понятий, как традиция, преемственность, художественное воспитание.

Подсевалова Яна, 13 лет. За водой. Приоратский парк

Подсевалова Яна, 13 лет. За водой. Приоратский парк

«История глазами детей» задумывалась с целью показать, как дети воспринимают и отражают события, участниками которых они не были и знают о них только по книгам и рассказам. Какой образ возникнет в их фантазии? Какие чувства они испытывают? Какое значение для них имеет история родного города, села, страны? Насколько близко их видение нашему? Что для них окажется главным?

Первая выставка этого проекта — «Война», которую сейчас можно увидеть в ЦИТе, посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда и Дню освобождения Гатчины, оправдала наши ожидания. Произведения, которые представили учащиеся Детской художественной школы города Гатчины, — невероятно пронзительные, глубокие, созданные с полным осознанием масштаба и силы человеческого подвига, горя, боли.

Подключив к выставке интернет-ресурс (сайт «Весны»), мы расширили зрительскую аудиторию, предоставили возможность посмотреть экспозицию любителям искусства вне зависимости от их места жительства, а также смогли показать все работы участников (ни одно выставочное пространство Гатчины не вместило бы такое количество рам), видеоматериал, подробную информацию о выставке и проекте.

Хомченко София, 13 лет. Первые бомбёжки

Хомченко София, 13 лет. Первые бомбёжки

Война и дети – несовместимое, недопустимое сочетание. Но все же это было: и война была, и дети в ней. Выставка носит короткое название, потому что к понятию «война» сложно что-то добавить, это слово самодостаточное и слишком ёмкое, чтобы к нему добавлять какие-либо эпитеты.

Мы выражаем огромную благодарность не только участникам выставки, но в первую очередь их учителям, которые смогли донести глубокий смысл этих событий нашей истории до детских сердец так, чтобы ребята смогли искренне, живо и мощно рассказать о том, чему свидетелями они быть не могли, но сумели пережить в душе. М. Ю.  Атаманюк, директор ДХШ г. Гатчины, рассказывала, что во время работы над этими картинами, рисунками и гравюрами педагоги предлагали своим ученикам серьёзно изучить исторические материалы, рассказывающие и о блокаде, и об освобождении Гатчины, посмотреть хронику, фотографии, прежде чем приступить к созданию своих картин. И они действительно проникались духом того времени, эмоционально, буквально до слез проживая страх, боль потерь, душевное страдание, напряжение противостояния и счастье победы.

усева Анастасия, 14 лет. Милица Эдвиновна Матье, специалист по древнему Египту

усева Анастасия, 14 лет. Милица Эдвиновна Матье, специалист по древнему Египту

Юные художники (а многим участникам выставки всего 11-13 лет), работая в разных жанрах, показали уверенное владение приёмами своего вида искусства, динамикой композиции подчёркивая драматизм сюжета, используя приемы кадрирования, свободного построения перспективы для передачи своего ощущения времени, отстоящего в прошлом. То есть, решали (и вполне успешно) проблему передачи реконструкции события в памяти. Поэтому совершенно оправданы непрописанные детали, лаконизм языка – тема воспринимается живописцами и графиками эпически, для них важно выразить личное чувство и передать его зрителю, а не сделать иллюстрацию к сюжету. И в то же время им удаётся передать эпичность конкретного момента. Это – очень сложная задача, решить её можно только будучи предельно искренним в своём чувстве, пропустив этот момент через своё сердце и найдя точные «зацепочки», которые у зрителя неизбежно вызовут мгновенный отклик, как, например, цвет в картине Яны Подсеваловой «За водой. Приоратский парк» — по-настоящему ощущаются холод воздуха, ледяной воды, гнетущей атмосферы того, что называется словом «война». Или «Мороз в Ленинграде 42-го» Вики Борисовой – когда от истощения и горя уже ничего не видишь, кроме серого снега, тёмного льда и мрачных пятен стен домов, только воля двигаться по промёрзшей улице, чтобы не сдаться, чтобы выжить. И всё это – точно, лаконично, в позах, в композиции, в цвете… Очень бы хотелось, чтобы ребята сохранили эту открытость и чуткость в дальнейшем.

Особая страница в истории войны – судьба мирных жителей, их подвиг сопротивления. Многие ли, проходя с восхищением по музейным залам дворцов, задумываются о том, какой ценой были сохранены экспонаты наших музеев? Выдающийся учёный-египтолог, научный сотрудник Эрмитажа Милица Эдвиновна Матье (автор Анастасия Гусева), в холодном зале укрывающая мумию, не обращая внимания на разбитые окна и осколки стекол… Директор Павловского дворца-музея Анна Ивановна Зеленова (автор Александр Крутелёв), на коленях собирающая чашки и подсвечники… Директор Государственного Эрмитажа Иосиф Абгарович Орбели (автор Карина Коржева), сбегающий по  Иорданской лестнице Зимнего дворца с фонариком на фоне вспышек взрывов во время ночной бомбежки… Их коллеги, занятые упаковкой и подготовкой ценностей к эвакуации… Пожалуй, до сих пор никто не показывал эту сторону нашей военной истории. А ребята сделали это так, что мы ощущаем своё присутствие здесь, мы как будто попадаем в то время. И ещё раз подчеркну, что во многих работах художники продемонстрировали прекрасное владение техникой: они смогли передачей искусственного освещения, когда замкнутое пространство зала, комнаты «выхватывается» лучами свечи или лампы, усилить напряжение, трагическое звучание изображаемого момента («Эвакуация» Московская Евгения).

Московская Евгения, 13 лет. Эвакуация

Московская Евгения, 13 лет. Эвакуация

Работы, представленные здесь, предназначались к показу на большой выставке, посвященной 75-летию Великой Победы. К сожалению, так получилось, что многие мероприятия весной прошлого года были отменены, и мы смогли познакомить зрителя с экспозицией только сейчас. Но и то не полностью. Вторая часть работ будет показана в мае, в рамках этого же проекта. Конечно, она будет дополнена  новыми картинами.

Эта выставка заставила задуматься о многом. И об истории, которая не должна оставаться в памяти в виде коллекции стереотипов, и о наших детях, и о нас самих. Мне кажется, что этот проект, задуманный совместно с Детской художественной школой города Гатчины, имеет хорошие и интересные перспективы активной работы со всеми детскими творческими коллективами района и области.

 

 

 

More 12 posts in HOMO FABER
Recommended for you
Наталья Ламонт - аватарка
Владимир Марков. Вариации на тему

(далее…)