«ВЕСНА»: проекты и концепции выставочного пространства
Наталья ЛАМОНТ, искусствовед
Новый год принёс изменения в выставочную деятельность Просветительского пространства «Весна». С одной стороны, действительно необходимо было что-то менять в концепции показов творческих работ, с другой – хотелось максимально реализовать технический потенциал Центра информационных технологий, с третьей… Да, в чем-то ситуация с короновирусом и вынужденными переходами на дистанционное общение с аудиторией заставили обратиться к иным формам представления произведений искусства.
В самом статусе пространства – «просветительское» – заложен глубокий смысл: оно объединяет две важные функции образовательного учреждения – распространение знаний и культуры в неразрывной связи. Поэтому выставки в устоявшемся понимании как размещение экспонатов в специальном архитектурном периметре не отвечают в достаточной мере возможностям «Весны». Наши экспозиции в зале должны быть частью более масштабного мероприятия, которое охватило бы широкую аудиторию, и позволило бы обозначить явление, за развитием которого можно было бы наблюдать, или проблему, которую хотелось бы обсудить. Специфика пространства «Весна» состоит в том, что в силу его архитектурно-технических особенностей основной объём передачи информации ложится на электронные ресурсы. И формат проекта, позволяющего это сделать, показался нам наиболее уместным.
С начала года мы запустили два выставочных проекта, поставив задачу более полного освещения таких понятий, как традиция, преемственность, художественное воспитание.
«История глазами детей» задумывалась с целью показать, как дети воспринимают и отражают события, участниками которых они не были и знают о них только по книгам и рассказам. Какой образ возникнет в их фантазии? Какие чувства они испытывают? Какое значение для них имеет история родного города, села, страны? Насколько близко их видение нашему? Что для них окажется главным?
Первая выставка этого проекта — «Война», которую сейчас можно увидеть в ЦИТе, посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда и Дню освобождения Гатчины, оправдала наши ожидания. Произведения, которые представили учащиеся Детской художественной школы города Гатчины, — невероятно пронзительные, глубокие, созданные с полным осознанием масштаба и силы человеческого подвига, горя, боли.
Подключив к выставке интернет-ресурс (сайт «Весны»), мы расширили зрительскую аудиторию, предоставили возможность посмотреть экспозицию любителям искусства вне зависимости от их места жительства, а также смогли показать все работы участников (ни одно выставочное пространство Гатчины не вместило бы такое количество рам), видеоматериал, подробную информацию о выставке и проекте.
Война и дети – несовместимое, недопустимое сочетание. Но все же это было: и война была, и дети в ней. Выставка носит короткое название, потому что к понятию «война» сложно что-то добавить, это слово самодостаточное и слишком ёмкое, чтобы к нему добавлять какие-либо эпитеты.
Мы выражаем огромную благодарность не только участникам выставки, но в первую очередь их учителям, которые смогли донести глубокий смысл этих событий нашей истории до детских сердец так, чтобы ребята смогли искренне, живо и мощно рассказать о том, чему свидетелями они быть не могли, но сумели пережить в душе. М. Ю. Атаманюк, директор ДХШ г. Гатчины, рассказывала, что во время работы над этими картинами, рисунками и гравюрами педагоги предлагали своим ученикам серьёзно изучить исторические материалы, рассказывающие и о блокаде, и об освобождении Гатчины, посмотреть хронику, фотографии, прежде чем приступить к созданию своих картин. И они действительно проникались духом того времени, эмоционально, буквально до слез проживая страх, боль потерь, душевное страдание, напряжение противостояния и счастье победы.
Юные художники (а многим участникам выставки всего 11-13 лет), работая в разных жанрах, показали уверенное владение приёмами своего вида искусства, динамикой композиции подчёркивая драматизм сюжета, используя приемы кадрирования, свободного построения перспективы для передачи своего ощущения времени, отстоящего в прошлом. То есть, решали (и вполне успешно) проблему передачи реконструкции события в памяти. Поэтому совершенно оправданы непрописанные детали, лаконизм языка – тема воспринимается живописцами и графиками эпически, для них важно выразить личное чувство и передать его зрителю, а не сделать иллюстрацию к сюжету. И в то же время им удаётся передать эпичность конкретного момента. Это – очень сложная задача, решить её можно только будучи предельно искренним в своём чувстве, пропустив этот момент через своё сердце и найдя точные «зацепочки», которые у зрителя неизбежно вызовут мгновенный отклик, как, например, цвет в картине Яны Подсеваловой «За водой. Приоратский парк» — по-настоящему ощущаются холод воздуха, ледяной воды, гнетущей атмосферы того, что называется словом «война». Или «Мороз в Ленинграде 42-го» Вики Борисовой – когда от истощения и горя уже ничего не видишь, кроме серого снега, тёмного льда и мрачных пятен стен домов, только воля двигаться по промёрзшей улице, чтобы не сдаться, чтобы выжить. И всё это – точно, лаконично, в позах, в композиции, в цвете… Очень бы хотелось, чтобы ребята сохранили эту открытость и чуткость в дальнейшем.
Особая страница в истории войны – судьба мирных жителей, их подвиг сопротивления. Многие ли, проходя с восхищением по музейным залам дворцов, задумываются о том, какой ценой были сохранены экспонаты наших музеев? Выдающийся учёный-египтолог, научный сотрудник Эрмитажа Милица Эдвиновна Матье (автор Анастасия Гусева), в холодном зале укрывающая мумию, не обращая внимания на разбитые окна и осколки стекол… Директор Павловского дворца-музея Анна Ивановна Зеленова (автор Александр Крутелёв), на коленях собирающая чашки и подсвечники… Директор Государственного Эрмитажа Иосиф Абгарович Орбели (автор Карина Коржева), сбегающий по Иорданской лестнице Зимнего дворца с фонариком на фоне вспышек взрывов во время ночной бомбежки… Их коллеги, занятые упаковкой и подготовкой ценностей к эвакуации… Пожалуй, до сих пор никто не показывал эту сторону нашей военной истории. А ребята сделали это так, что мы ощущаем своё присутствие здесь, мы как будто попадаем в то время. И ещё раз подчеркну, что во многих работах художники продемонстрировали прекрасное владение техникой: они смогли передачей искусственного освещения, когда замкнутое пространство зала, комнаты «выхватывается» лучами свечи или лампы, усилить напряжение, трагическое звучание изображаемого момента («Эвакуация» Московская Евгения).
Работы, представленные здесь, предназначались к показу на большой выставке, посвященной 75-летию Великой Победы. К сожалению, так получилось, что многие мероприятия весной прошлого года были отменены, и мы смогли познакомить зрителя с экспозицией только сейчас. Но и то не полностью. Вторая часть работ будет показана в мае, в рамках этого же проекта. Конечно, она будет дополнена новыми картинами.
Эта выставка заставила задуматься о многом. И об истории, которая не должна оставаться в памяти в виде коллекции стереотипов, и о наших детях, и о нас самих. Мне кажется, что этот проект, задуманный совместно с Детской художественной школой города Гатчины, имеет хорошие и интересные перспективы активной работы со всеми детскими творческими коллективами района и области.