Картины, которые хочется трогать
Чтобы увидеть красоту работ Сергея Литвина, представленных на выставке «Благодарение», не обязательно иметь глаза. Главное – иметь душу, а «смотреть» их можно и руками. Почти все они выполнены в технике подцвеченных рельефов на фанере.
Нет, безусловно, и цвет имеет значение, но необычность картинам всё же придаёт рельеф, структура дерева, с которой работает художник.
– Когда я первый раз увидел картины Сергея Литвина, мне захотелось их потрогать, – признаётся директор музея «Крепость Орешек» Сергей Орлов, открывая выставку «Благодарение» в здании бывшей тюрьмы. – Сергей Викторович – прекрасный и самобытный художник. В основе его творчества лежит христианское православное миропонимание, источник вдохновения мастер находит в красоте и гармонии окружающего мира, историческом прошлом и богатейшем культурном наследии русского народа. Мне показалось символичным, что в мрачной и тягостной обстановке тюрьмы вдруг засияло это пространство надежды и веры.
– Сергей Васильевич абсолютно прав, что предоставил художнику возможность разместить экспозицию в стенах казематов, – поддерживает своего шефа одна из смотрительниц музея. – Когда человек попадает в невыносимую жизненную ситуацию, по-настоящему укрепить его может только осознание того, что всё в руках Господа. Одна из картин так и называется «В руце Господней».
Елена Николаевна поворачивается к картине. Подходит. Приближает к ней лицо, потом отстраняется, снова подаётся вперёд и с изумлением выдыхает: «Ну, надо же! А я сразу и не поняла. Вы видите, что фоном для изображения служат не просто разрозненные буквы. Это же текст!»
Елена проводит над картиной рукой, кажется, что она пробегает по буквам, как по клавишам. Я подошла ближе и с неменьшим изумлением, чем моя собеседница, начала читать: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто».
Золотые буквы Первого послания к Коринфянам апостола Павла подцвечены изнутри синевой, бирюзой и сиренью, что делает их излучающими свет. В этом сиянии гимна любви стоит женщина в белоснежном облачении, на золотой ладони Вседержителя.
«Для всех нас найдётся место в руке Господа», – написал в книге отзывов один из посетителей. Как бы подтверждая ощущения зрителя, художник говорит:
– Когда я смотрю на то, что происходит вокруг, мне кажется, что мы все у Него вот здесь, – Сергей делает ладонь уютной чашей. – Поэтому с нами ничего дурного не происходит. Всё как-то светло и гармонично. Добро – это добро, а не смесь добра и зла. Истина – кратчайший путь к источнику жизни. Творчество – преобразование ситуации в поступок, от которого теплее на душе у ближнего, – светло и немного конфузливо улыбается Сергей Викторович.
По словам мамы художника, Галины Михайловны, Сергей начал преобразовывать ситуацию, то есть – творить, когда ему было чуть больше полутора лет, а если быть точной, то 1 год и семь месяцев. Вернувшись с папой после демонстрации, мальчик с точностью, удивительной для такого малыша, нарисовал машину, флаги и ещё какие-то детские впечатления от праздника. С тех пор карандаш стал главной «игрушкой». Нередко Серёжа и засыпал, не выпуская инструмент из рук. Если сказать, что мама и папа у Сергея Литвина были художниками-оформителями, то его талант и выбранный путь – объяснимы. Учился Сергей Викторович в мастерской книжной графики графического факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина.
– Я человек неверующий, поэтому мне не совсем близко то, что сейчас делает Серёжа, – призналась мама художника. – Но это его выбор, его поиск, его художественный язык. А потом я знаю, какой за этим стоит огромный труд. Многие из этих работ он начинал делать у меня на глазах, на даче.
Из всех выставленных работ Галина Михайловна отметила изображения греческих муз Клио и Урании. И она не одинока в своём предпочтении. У двух ярких досок задерживались многие экскурсанты.
– Если смотреть на Уранию вот под таким углом, получается удивительный стереоэффект, – молодой мужчина берёт за руку свою спутницу и меняет ракурс её созерцания.
– Я не могу понять, почему фоном у европейских богинь какие-то гжелевские мотивы? – спрашивает девушка.
– Наклонись к пояснительной табличке. Художник как будто знал, что ты задашь именно этот вопрос, – говорит парень и начинает вполголоса читать: «Западноевропейские скульптурные образы врезаны в ткань течения русского психологического бытия».
– Очень стильно! Я бы хотела купить эти работы. Интересно, художник продаёт их?
Нет, художник ничего из выставленных работ не продаёт. А вот говорит о каждой с проникновенной нежностью. Первую картину в технике подцвеченного рельефа Сергей создал в 2011 году. Это было «Предчувствие». С материалами и техниками мастер экспериментировал всегда. Делал гравюры и офорты, рисовал на оргалите и бумаге, тушью и красками, работал с деревом и гипсом. Но оказалось, что именно фанера для художника Литвина, в своей многослойности, затаила небывалую глубину для творчества. Шероховатость тревоги окружающего мира и абсолютную гладкость покоя внутреннего мира беременной женщины – всё смогла отразить фанера под резцом и кистью художника в «Предчувствии».
Перед нами воплощённая женственность. Но кто это?
Мадонна или «простая русская баба»?
У неё рука на округлом животе, или в руках конверт с младенцем?
Что она предчувствует?
Счастье рождения или мученическую смерть уже рождённого?
Чем дольше и подробнее вглядываешься, тем больше появляется вопросов.
Нужно ли искать на них ответ?
Не думаю. Главное, прикасаться душой к светлым образам и вдруг слышать музыку или вспомнить стихи:
… и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда.
И испытывать Благодарение к художнику за выставку «лёгкую, как дыхание».
Алёна РЫБАКОВА, крепость Орешек – Гатчина
От редакции. В октябре выставка «Благодарение» будет экспонироваться в Гатчине.