Home » N.B! Тема » 21 августа — День Воздушного Флота России
DSC_0408

21 августа — День Воздушного Флота России

Гатчинский аэроклуб: былое и думы

Ни для кого не секрет, что Гатчина является родиной отечественного воздухоплавания. Здесь появился первый аэродром и первая лётная школа, здесь впервые была продемонстрирована фигура высшего пилотажа  — «мёртвая петля». И гатчинский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России является продолжателем славных традиций. По крайней мере, являлся.

От страниц истории…

11 октября 1909 года французский механик Жорж Леганье совершил первый в России демонстрационный полет на самолете «Вуазен» на военном поле Кирасирского полка, расположенном в Гатчине, рядом с Балтийским вокзалом. Наименование этого полка сохранилось до наших дней — липовая аллея от Балтийского вокзала до Гатчинского дворца носит название Кирасирский бульвар.

1909 год стал годом основания первого военного аэродрома в России. Главное Инженерное управление 1 сентября 1910 года организовало при Петербургской офицерской воздухоплавательной школе временный авиационный отдел, который начал подготовку лётных кадров. Так в Гатчине зародился первый учебный центр русской авиации.

В июле 1914 года авиационный отдел воздухоплавательной школы реорганизован в Гатчинскую военную авиационную школу. Эту школу окончили П.Н. Нестеров, совершивший первую «мёртвую» петлю и первый воздушный таран в истории авиации, Е.Н. Крутень, лётчик-истребитель, сбивший в боях 1-й мировой войны 20 германских самолетов, М.С. Бабушкин и Я.И. Нагурский, известные полярные лётчики.

В апреле 1918 года Гатчинская военная авиашкола получила название «1-ая Социалистическая авиашкола Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота». В ней развернулась подготовка летчиков советской разведывательной авиации. Осенью школа была эвакуирована в Самару и Егорьевск и в октябре 1918 года образовалась Егорьевская школа авиации РККВФ. Эту школу окончил Валерий Чкалов, который в период 1926-1928 г. служил на Гатчинском аэродроме.

Перед Великой Отечественной войной и после её окончания на Гатчинском аэродроме базировались авиационные части ВВС СССР.

В шестидесятых годах на месте Гатчинского аэродрома началось строительство нового жилого микрорайона. Проектировщикам удалось вписать взлётно-посадочную полосу в планировку района, сохранив её как своеобразный памятник.

Для продолжения исторических авиационных традиций на Гатчинской земле 1 июля 1987 года создан гатчинский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ планерно-парашютного профиля. В 1988 году, по согласованию с командованием 76-й Воздушной Армии, клуб начал своё базирование и авиационную деятельность на полевом аэродроме Сиворицы. С 2000 года профиль Гатчинского АСК утверждён как самолётно-парашютно-планерный.

Согласно документации, в настоящее время гатчинский авиаклуб осуществляет деятельность по следующим направлениям: лётное обучение на самолетах, лётное обучение на планерах, первоначальное обучение прыжкам с парашютом, совершенствование спортивного мастерства спортсменов-лётчиков, спортсменов-планеристов и спортсменов-парашютистов, организация и проведение соревнований по авиационным видам спорта, показательных авиационных выступлений и других массовых зрелищных мероприятий.

… до дня сегодняшнего

С декабря 2015 года гатчинский авиационно-спортивный клуб (АСК)  возглавляет Александр Волков. Для авиации Александр Васильевич человек не чужой – военный лётчик, полковник, окончил Ейское высшее военное училище лётчиков им. В.М. Комарова. Он был назначен на нынешнюю должность Центральным Советом ДОСААФ России и сменил на посту начальника аэроклуба Виктора Глотова.

— Александр Васильевич, каковы были ваши первые впечатления от нового места работы?

— Я принял Гатчинский аэроклуб полностью разваленным и ничего не имеющим. Фактически, у аэроклуба ничего не было. Самолёты не летают. Они выработали установленные сроки эксплуатации и пребывают в нерабочем состоянии. Даже помещение, в котором мы сейчас располагаемся, находится в ужаснейшем состоянии и давно не ремонтировалось. Денег на аэроклуб не выделялось вообще.

— Что, на ваш взгляд, привело некогда популярный аэроклуб к столь плачевному состоянию?

— При старом руководстве у клуба была аффилированная организация, куда и уходили все деньги, зарабатываемые на прыжках. Это Федерация парашютного спорта, которая была создана незаконно и работала чисто на себя. Для прыжков использовались самолёты ДОСААФ, а вся прибыль шла «налево», в Федерацию парашютного спорта. Собственно аэроклубу ничего не оставалось.

Старое руководство убрали, и наш клуб остался голым. То есть, была только видимость, вывеска гатчинского аэроклуба, под которой работала другая организация. А бывший начальник аэроклуба также являлся генеральным директором местной Федерации парашютного спорта и возглавлял один из аэроклубов Петербурга. Так сказать, по совместительству. Человек работал исключительно на себя.

 

— Какие задачи стоят перед новым начальником АСК и авиаклубом в целом?

— Сейчас перед ДОСААФ стоит задача готовить десантников для воздушно-десантных войск, но она ничем не подкреплена материально. Если прежний, советский ДОСААФ подпитывался, кроме членских взносов, ещё и государственными средствами, то сегодня ничего подобного нет. Нам предлагается самим зарабатывать деньги за счёт продажи услуг. ДОСААФ просто опустили на колени. Чтобы поднять организацию, нужно конкретное, целевое финансирование, а от одного зарабатывания денег толку не будет.

Из-за того, что нет финансирования, мы не можем заниматься детьми, то есть военно-патриотическое воспитание как таковое отсутствует полностью. Всё построено на коммерции. Приходят люди, платят деньги, прыгают с парашютом. На эти деньги мы закупаем топливо, ГСМ, пытаемся отремонтировать планеры, самолёты, а на военно-патриотическое воспитание с военно-воздушным уклоном просто нет средств. Все деньги, которые мы зарабатываем на прыжках, уходят на внутренние нужды… (Александр Волков отвечает на звонок по вопросам оформления финансовых документов – Н.М.)

— И как клуб планирует решать поставленные задачи?

— Постепенно, шаг за шагом. В клубе числится 22 летательных аппарата, из них 12 планеров, остальные – самолёты: АН-2 четыре штуки, ПЗЛ-470 ещё чехословацкого производства, ЯК-52. Сейчас отремонтировали один самолёт АН-2 за счёт средств Центрального Совета ДОСААФ за 3 млн. 640 тысяч рублей. Перебрали двигатель, покрасили самолёт, привели в порядок приборы. Самолёт своим ходом долетел с московского авиаремонтного завода.  Так что возобновим прыжки.

Цена одного самостоятельного прыжка с парашютом у нас ниже, чем по региону, и составляет 3 тысячи рублей. В течение трёх часов мы готовим молодого человека или девушку, они проходят медкомиссию, мы их страхуем и, если позволяют погодные условия, допускаем  к  прыжкам.

Желающих прыгать с парашютом очень много. Сегодня, к примеру, на прыжки приехали военнослужащие воздушно-десантной дивизии. Правда, прыжки не состоялись. Потому что отремонтированный самолёт мы ещё использовать не можем – требуется оформить свидетельство лётной годности, а для этого нужно пройти процедуру оформления самолёта. Затем нужно его застраховать, поскольку полёты связаны с риском для жизни.

Новые самолёты стоят слишком дорого. Мы может отремонтировать ещё два АН-2, но на это нужны деньги. А посмотрите, какое в этом году лето – одни дожди! Работать в таких погодных условиях мы не можем. Сегодня мы переключили внимание на планеры, ремонтируем своими силами, будем запускать. Ведь изначально клуб создавался как планерный, но руководство почему-то пришло к выводу, что это невыгодно и никому не нужно. Хотя вся авиация начинается именно с планеров. И детишки сначала учатся летать на планерах, а потом уже переходят в большую авиацию. Мы можем готовить и парашютистов, но для этого, опять же, требуются деньги. Поэтому повторю: без целевого финансирования поднять аэроклуб практически невозможно.

— С финансовыми проблемами сегодня сталкивается большинство – и граждане, и организации. И все пытаются как-то выкручиваться – кредиты, гранты…

— Конечно, можно было бы попробовать начать, как говорится, с нуля. Но бывшее руководство оставило нам большие долги – почти 3 миллиона рублей. И по зарплате личному составу, и за топливо с электричеством, за связь, не платились деньги в пенсионный фонд. Так что обстановка в клубе очень напряжённая.

Есть гранты, при помощи которых можно было бы погасить наши долги, но эти гранты выделяются только тем, у кого нет долгов. И получается замкнутый круг. Нам готовы помочь, но если нет долгов. Если долги есть – тоните дальше. Так что приходится выплывать самим. Вот, наконец-то, появился у нас рабочий самолёт, и мы постараемся как-то выбраться из этого болота.

Сейчас ситуация изменилась и будет всё так, как положено. ДОСААФ будет летать на своём самолёте, и будет зарабатывать деньги. В том числе и на закупку парашютов. Парадокс, но у нашего аэроклуба нет своих парашютов…

— А обращаться к властям за поддержкой не пробовали? Как-никак, вы занимаетесь патриотическим воспитанием, готовите потенциальные кадры для армии…

— Как же, обращались. Я недавно заходил в администрацию, в комитет по молодёжной политике… (Александр Волков отвечает на звонок по перечислению финансовых средств – Н.М.) Там покивали головой, мол, слышали про аэроклуб. А ведь Гатчина – родина авиации! Чкалов, Нестеров, Сиверский аэродром. В Питере люди знают, приезжают на прыжки, а у нас — никакого интереса.

Был я и в комитете по молодёжной политике Ленинградской области, который возглавляет гатчинец Олег Иванов, но понимания тоже не нашёл, одни обещания.

Я убедился в том, что о гатчинском аэроклубе никто не знает… (Александр Волков отвечает на звонок по вопросу страхования самолёта – Н.М.) Надо его пропагандировать, давать больше информации! Мы попытались обозначить своё присутствие на День молодёжи, организовать показательные прыжки, но нам сказали, что все мероприятия уже расписаны. Хотели войти в программу празднования Дня России – опять нам места не хватило.

Мы вот не работали месяц, пока ремонтировался самолёт. У нас на аэродроме находится ещё одна организация – городской военно-патриотический клуб «Дзержинец», который занимается с детьми и за счёт которого мы фактически и выживали. У них были самолёты, мы с ними летали, зарабатывали деньги, как-то потихоньку начали выползать. Но сейчас у них самолёты поломались и всё встало. И мы сейчас прикладываем все силы, чтобы заработал наш самолёт.

— Видно, что оптимизма вам не занимать…

— Так в клубе и собрались оптимисты, а пессимисты ушли вместе со старым руководством. Остались те, кто уверен, что клуб будет существовать и развиваться – девять человек. А будут самолёты, будут прыжки, значит, и аэродром в Никольском  будет жить, и к нам будут приезжать люди… (Александр Волков отвечает на звонок о расписании и цене спортивных прыжков – Н.М.)

Приглашаем на аэродром сторонние организации, у которых есть самолёты. Частников приглашаем. Благодаря такому частному лицу на аэродроме появился ЯК-52. Аэродром начинает потихоньку оживать, двигаться. Будут летать планера, прыгать парашютисты. Будем приводить в порядок аэродром, ремонтировать полосу, строить гостиницу.

— Стало быть, от планов подняться с колен вы не отказываетесь?

— Нет. Обязательно поднимемся! В противном случае не было бы смысла заниматься этим делом. А ведь дело наше — действительно нужное.

Николай МОНАСТЫРНЫЙ

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *