Home » Колонки » Рядом и чуть-чуть впереди » Природа сильнее    
Мария Мышкина Новая

Природа сильнее    

Мария МЫШКИНА

Взаимодействуя с детьми, мы часто противимся их природе, особенно мальчишеской. Хотя и активным девочкам тоже приходится непросто в мире взрослых.
Мальчики от природы имеют в характере некоторую воинственность, а мы запрещаем им играть с игрушечным оружием. Но природа сильнее. Мальчики делают из пальцев — пистолет, из конструктора — автомат и из любой палки, поднятой с земли, саблю.
Мы говорим, как мама Малыша из сказки «Малыш и Карлсон», что «споры надо решать словами», но с этой задачей справляются не все взрослые. Тем более, что мальчикам естественно реагировать на словесное оскорбление ударом и, конечно, давать сдачу, если ударили. Мы просим жить дружно. Но природа сильнее. И мальчики дерутся всерьез или в игре, несмотря на возможное наказание со стороны взрослых.
Мы ограничиваем подвижность мальчиков на прогулке. Мы опасаемся детских травм. А мальчики продолжают гордо демонстрировать взрослым и друг другу свою смелость, силу и ловкость: они залезают на деревья и спрыгивают с них, кувыркаются и носятся со скоростью ветра.
Мы хотим, чтобы дети не лезли в лужи и в грязь на прогулке. А у детей есть потребность в экспериментировании, грязь и лужи влекут их, как магнит. Это достаточно точно выразила одна четырехлетняя девочка из моей группы: «У меня такой мозг, что в лужи ходится!»
Игра — главная развивающая сила для ребенка дошкольного возраста. Но мы, вместо косвенного руководства детской игрой и обогащения репертуара сюжетно-ролевых игр, даем бескомпромиссные указания, как детям следует вести себя даже в этой сфере, которая должна быть пространством их свободы. Но природа сильнее. И дети, превратившиеся в котят, снова ползают на четвереньках по полу, не боясь замерзнуть или протереть дырку на колготках.
И что же нам делать с природой детей? Неужели позволить детям творить всё, что им вздумается? Конечно, нет. Воспитание в широком смысле этого слова и предполагает ограничение природных инстинктов человека социальными рамками. А как поступать на практике, трудно однозначно ответить. Все зависит от конкретной ситуации.

Если конфликт вовремя не разрешен, то, возможно, придется даже силой растаскивать дерущихся мальчиков, чтобы они не получили травм (а потом оказывать помощь и сочувствовать каждому из них). Придется запрещать залезать мальчикам на такие высокие поверхности, с которых они не смогут слезть.

С какими-то ситуациями можно смириться, как с неизбежностью. Например, терпеливо переодевать маленького экспериментатора после его увлекательнейших самостоятельно организованных опытов с природным материалом. Конечно, прекрасно, если удастся проявить творчество: отвлечь от луж на прогулке чем-то более заманчивым, а с водой дать детям поиграть в теплом помещении, возможно, в ванной или в бане. Каждый родитель и педагог сам находит выход из самых неожиданных и разнообразных ситуаций, которые преподносит день с ребёнком.

Но мы не всегда бываем правы. Мы и не можем и даже не должны всегда быть правы. Собравшись в очередной раз повысить голос на ребёнка, попробуйте разобраться в причинах, по которым он так поступает. Может оказаться, что его сумасшедшие прыжки на диване совершаются, как ни странно, из-за головной боли, так как это действие — интуитивно найденный ребенком способ самокоррекции.

А мальчики, бросающие друг друга на землю с агрессивным видом — это лучшие друзья, довольные друг другом и своей игрой, и они изображают динозавров-хищников. И если взрослый не найдет способа перевести эту игру в конструктивное русло, они продолжат её, как только взрослый отвернется на минутку.

Природа сильнее наших слов. Просто помните это.