Home » Колонки » Рядом и чуть-чуть впереди » Место ребёнка в современном обществе
Мария Мышкина Новая

Место ребёнка в современном обществе

Мария МЫШКИНА

«А помните, как мы гуляли с друзьями во дворе, а не созванивались по мобильному телефону? А помните, как мы играли в футбол, а не сидели в социальных сетях?» — часто такие высказывания можно услышать или прочитать от людей, чьё детство пришлось на советский период истории нашей страны. А как часто можно услышать хвалебные отзывы о советской системе образования! Давайте и мы попробуем вспомнить своё детство, сняв розовые очки, и подумать, так ли было комфортно и психологически безопасно ребёнку в то время. Какое место занимал ребёнок в том обществе, а какое — отведено ему сейчас?

Советский школьник (дошкольник) слышал от взрослых: «Когда старшие говорят, дети молчат!», «Что значит почему? Потому что я так сказал!» Он не имел права выражать собственные чувства, иметь своё мнение, свободу выбора относительно самых простых, бытовых вещей. Достаточно вспомнить рассказ В. Драгунского «Всё тайное становится явным», когда ребёнка мама заставляет есть манную кашу путём манипулирования чувствством любознательности ребёнка, ведь Денис так хочет в Кремль. Ещё в большей степени раскрывает взгляд советского человека на ребёнка рассказ Николая Носова «Огурцы», когда мама без капли жалости изрекает бескомпромиссно: «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын-вор!» Можно увидеть, что автор согласен с авторитарным подходом к воспитанию, и его не волнует отсутствие чувства эмпатии у мамы, доверия в отношении матери с сыном.

Для советской педагогики важно было вырастить достойного члена коллектива, а не личность с её неповторимыми особенностями. И хотя такие выдающиеся педагоги, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский уже не считали ребёнка объектом педагогики, но в педагогической практике чаще всего склонялись именно к такому подходу.

Однако нельзя «старый мир разрушить до основания», а потом построить новый. Нельзя отказываться от того наследия, которое нам оставила советская педагогика, в которой мы у некоторых педагогов видим и учёт индивидуальных особенностей ребёнка, и настоящее уважение к его личности. Опыт и труды

 

Ш. А. Амонашвилли, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, Я. Корчака не теряют своей актуальности в наши дни. Пришло время для воплощения на практике их самых смелых новаторских идей, появления новых концепций образования ребёнка, а в результате — формирование другого взгляда на ребёнка со стороны как педагогического сообщества, так и любого другого взрослого. Ведь для того, чтобы найти своё призвание, в современном мире необходимо обладать яркой индивидуальностью, уметь отстаивать собственное мнение, быстро приспосабливаться к стремительно меняющейся информационной среде, быть готовым учиться в течение всей жизни. Именно поэтому теперь педагоги, и другие взрослые учатся относиться с уважением к ребёнку: к его чувствам, его сомнениям, его протестам. Это уважение теперь не может носить характер снисхождения старшего к младшим. Ребёнок действительно нуждается в равном отношении к себе. Только если его уважают, в него верят, ему сочувствуют, с ним договариваются, дают определенную свободу выбора, ребёнок сможет к концу дошкольного периода своего детства «договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других». Ведь именно на развитие этих качеств ребёнка нас ориентирует Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Уже сейчас ребенку предстоит научиться жить в мире инклюзии, получать образование вместе с детьми с ограниченными возможностями, в том числе с ментальными нарушениями, а так же общаться с детьми, для которых русский язык – не родной. Для этого ребенку необходимо регулировать свои эмоции и распознавать чужие, быть внимательными и снисходительными к разным людям, которые не похожи на него самого. И, закладывая в ребенка эти качества, мы даем возможность ему самому обрести уверенность в собственных силах, раскрыть свою индивидуальность и развить свои таланты.

Но, к сожалению, в наше время вместе с новыми подходами в воспитании ребёнка появляются и новые проблемы, которых не знали раньше. В частности, это детоцентризм, который заключается в том, что интересы всех членов семьи подчиняются самому маленькому человеку, его развитию, обучению, а в конечном счёте – развлечению. В итоге дети не понимают, что взрослые – тоже люди со своими потребностями, не умеют занимать себя сами даже непродолжительное время. Всё это не может не сказываться пагубно на развитии детей. Равноправного партнерства со взрослыми не получается. И, если в советское время ущемлялись права ребёнка, то теперь зачастую ущемляются права взрослых.

 

На вопрос о том, какое место занимает или должен занимать ребёнок в современном обществе, нет однозначного ответа. Ведь, как сказал Альберт Камю: «Мы готовим ребёнка к жизни в мире, которого не существует». Мы можем только примерно предположить, насколько изменится мир через десять – двадцать лет, и что из детского опыта пригодится тогда людям. Тем людям, которые уже сейчас в школьном возрасте (а то и в дошкольном) могут сами исполнять роль учителей для старшего поколения в плане использования информационных технологий. Не стоит бояться учиться у детей, но нельзя перестать самим учить их (и прежде всего – с помощью личного примера, включаться в детские виды деятельности и давать возможность детям участвовать во взрослых делах. Ведь граница между миром детей и миром взрослых постепенно стирается.