Мирный и добрый диалог – это искусство
Ребята Ленинградской области постигают это искусство в «Лиге дебатов», которую создал образовательный «Центр Ладога» и Ленинградское отделение «Российского движения школьников». Гатчинские воспитанники «Центра Созвездия» районного Центра детского творчества в нынешнем году успешно выступили в турнире Кубка «Ладога» в Школе актива по дебатам.
В команду под руководством преподавателя Глеба Сергеевича Шпетного вошли: Юлия Батурина, Елизавета Жаркова, Пётр Гаврилов, Евгений Мишин, Сергей Дзюба.
Петра Гаврилова назвали Лучшим спикером Ленинградской области 2022 года.
— Глеб Сергеевич, что такое дебаты в дополнительном образовании?
— Дебаты — это игра, которая помогает выражать свои мысли, учит умению слушать, разговаривать и взаимодействовать с командой. Думаю, что она год от года будет становиться популярнее.
— Ваша команда оказалась довольно успешной в этом году. Как Вы этого добились?
— История достаточно длительная. Случилось это два года назад, тогда я от Районного центра детского творчества, структурного подразделения «Центр «Созвездие» пришёл в Гатчинскую школу № 3 с программой “Школа лидера”, которая включала знакомство с понятием “лидерство”, блок «Учебные суды» и изучение мастерства по дебатам. Дебатёрство выбрали, как основное направление, так как поняли, что можем добиться в нём высокого результата. В начале нашего учебного пути, ребята знали азы искусства диалога, но в дальнейшем им покорились высоты культуры споров. Кроме того, мы не забывали и про общее развитие: ходили в филармонию, смотрели фильмы. Пополняли копилку разносторонних знаний, много обсуждали, разговаривали, «строили речи», так и пришли к успеху совместными усилиями.
— Дебаты – это командная игра или первенство каждого отдельного спикера важнее?
— Умение играть в команде очень важно для дебатёра, необходимо уметь слушать своих спикеров, не повторяться. Мы играли много игр и знаем, что во время дебатов могут случаться неожиданности, и все аргументы резко отпадают, для разрешения этой ситуации нужно уметь переключиться, обсудить с командой все тонкости во время самой игры, иначе вас ждёт неминуемое поражение. К тому же, успех самого спикера и успех его команды несомненно связаны между собой, можно даже сказать созависимы.
— Расскажите о личном опыте судейства.
— Впервые мне удалось принять участие в «Дебатах» в качестве судьи в «Школе актива» в прошлом году. Профессионалы-эксперты провели для педагогов интенсив по принципам судейства игры. Я получил навыки арбитра и понял, что мне это интересно, и будет полезным для преподавательской деятельности. На “»Школе актива – 2022» я отсудил рейтинговые игры и полуфинал, но есть минус — не смог услышать в это время выступления своих ребят.
— Пётр, тебя назвали лучшим спикером 2022 год. Какие сложности были на пути к победе? И как стать успешным дебатёром?
— Сложного в этом ничего нет, нужно просто играть. В прошлом году я выступил хорошо, но для себя решил, что хочу стать полноправным победителем. Поэтому, в течение года я готовился вместе со своим руководителем, Глебом Сергеевичем. Без занятий, тренировок никакой врождённый талант не поможет.
— Что ты можешь сказать тому, кто хочет себя попробовать в дебатах, но его останавливает страх публичных выступлений?
— Страх публичного выступления присутствует у каждого человека, но бороться с ним не стоит. Его надо пустить в нужное русло, чтобы он замотивировал на успешное выступление. Так, с помощью собственного страха человек, испытав прилив адреналина, может стать сильнее. Именно страх помогает выдать такую речь, которую не сможет повторить никто другой, даже самый смелый человек.
— Что на Школе актива было самым интересным?
— Мне очень понравилась игра “Сметана”. Суть игры в том, чтобы захватить внимание зала, настроить на единую работу. Для этого произносится короткое предложение, где одно слово надо говорить всё громче, а всю остальную часть всё тише и тише. И ещё мне очень понравилось награждение. Можно заниматься дебатами только ради того, чтобы поднять кубок над головой.
— Лиза, насколько важно занимать лидерскую позицию в команде?
— Всё индивидуально и зависит от человека, но, если брать в пример «Школу актива», то команды на этом мероприятии составляются таким образом, что все участники перемешиваются между собой. Получается что у всех в команде разный опыт игры в дебаты, поэтому лидирующую позицию занимает тот, кто имеет больше опыта, кто может направить игру в нужное русло и одновременно научить новых спикеров чему-то необходимому для дебатёра, помочь команде выиграть.
— Лиза, ты вошла топ-10 игроков. А как ты познакомилась с «Дебатами»? И какой была первая игра?
— Я познакомилась с этой игрой в прошлом году. К нам в «Созвездие» приезжали эксперты, кураторы «Дебатов» по Ленинградской области из Центра “Ладога”. Они провели тренинг и познакомили с игрой. Моя первая игра была ужасной. Думаю, такой она была у всех. Я вышла, растерялась, закончила речь раньше времени.
Большая сложность в дебатах — это выйти и начать говорить, потому что дебаты — это искусство слова. Нужно проговаривать отведённое время в момент своего выступления. Это непросто, необходимы тренировки. Теперь мне даже не хватает времени. Сколько бы не дали минут, всё равно будет мало, я могу говорить ещё и ещё. В прошлом году мы ездили на Школу актива, где я стала 15 в рейтинге из 63 участников. Возвращаясь обратно, мы решили, что обязательно в следующем году приедем с победой. В итоге так и случилось.
— Тебе больше нравится играть за команду Утверждения или Отрицания?
— Мне нравятся обе стороны. Если я играю за Утверждение, то мне проще говорить первые речи, то есть вводить полностью весь конструктив и задавать ход игры. Если я играю за Отрицание, интереснее говорить третьи речи. Отрицание — это всегда очень яркие речи, насыщенные и там постоянно контраргументация, и это интересно. Мне нравится дебатировать за обе стороны, и зависит это не от темы, а от речей, которые я произношу.
— На какие темы, на твой взгляд, интереснее всего дебатировать подросткам?
— Это зависит от уровня игры, эрудиции и кругозора. Но бывают темы-шутки, например, одна из тем на конкурсе “Эта Палата предпочтёт зомби-апокалипсис падению метеорита”. Все были в восторге, делились впечатлениями. В этот момент мы все расслабились и освободились от негативных мыслей. Поэтому тема нам очень понравилась.
— У тебя есть кумир-дебатёр?
— Пётр (улыбается, показывая в сторону Петра). Он яркий игрок, эмоциональный, харизматичный. Весь зал трепещет. Так как мы играем в одной команде, есть возможность изучить манеру игры, перенять какие-то черты, приёмы. Стараюсь стремиться к тем же высотам, что и Пётр.
— Юля, какие чувства испытывает дебатёр во время своего выступления, когда кажется, сказал уже всё, а время для выступления ещё осталось?
— Это самая ужасная ситуация, которая может произойти, и главное здесь — не растеряться. Поэтому, когда время выходит, а сказать уже нечего, я начинаю раскрывать тему настолько, насколько это возможно, углубляюсь в каждое слово. Чем чётче объяснишь свою позицию, тем лучше результат получишь.
— Какие темы турнира на Школе актива показались тебе наиболее интересными?
Получается, мы, не считая финал и полуфинал, сыграли 5 игр: 1 тренировочная и 4 рейтинговые. Одну рейтинговую тему Лиза назвала. Мне очень запомнилась тема “Эта Палата считает, что мир станет безопаснее, если им будут править женщины” и ещё одна ”Эта Палата обяжет чиновников пользоваться только государственными учреждениями медицины и образования”. На эти темы было интересно играть, потому что позиции очень отличались, как внутри команды, так и при аргументации. Сначала мы ввели весь конструктив, находить аргументы было не так сложно. А потом мы просто ушли в утопию, было очень весело представлять, каким станет наш мир, если что-то в нем всё-таки изменится.
— Что для тебя важнее в игре спикерские баллы или единство команды?
-Для меня эти соревнования были первыми, в которых выставляли спикерские баллы, и я ещё не имела представления, какой средний рейтинговый балл имею. Было интересно узнать свой результат, но больше хотелось просто насладиться игрой, поэтому единство команды и получение положительных эмоций здесь было намного важнее.
— В этом году ты окончишь школу. Что тебе дали дебаты и планируешь ли ты продолжать дебатировать в студенческой жизни?
— На самом деле дебаты дали больше, чем может показаться. Помимо ораторских навыков, это и уверенность в себе, и эмоциональность, и развитие общего кругозора. Если представится возможность продолжить играть в «Дебаты», буду это делать с удовольствием. А пока привлекаю к дебатам своего младшего брата.
— Глеб Сергеевич, не пора ли в нашем районе создать клуб любителей поспорить?
— В Гатчинском районе есть много сильных дебатёров. Мы с ними общаемся, дружим. И создание подобного клуба напрашивается. Шаг в эту сторону будет сделан в ближайшее время нашим Центром, а ребята его обязательно поддержат, выступая уже в качестве экспертов.
Беседовали журналисты Районного центра детского творчества, сп «Центр» «Созвездие» Елизавета СКИРИДОВА, Дарья САПАДО, Мария ПРОКОПЧУК, Алина ШИМКУН, Вадим ПОЛЯКОВ
На фото: Г.С. Шпетный, Ю. Батурина, П. Гаврилов, Е. Жаркова