Home » Колонки » ВЕСТИ из "Купринки" » Противоречивый образ Императора  
А.Тришина

Противоречивый образ Императора  

(по страницам книг и воспоминаний)

Алёна ТРИШИНА, главный библиотекарь ЦГБ им.А.И.Куприна

В мае 2022г. разнообразно и публично, многопланово отмечают 350-летие со дня рождения российского Императора Петра I, в историографии именуемого Петром Великим. Он прожил всего 52 года, из которых 42 года исполнял обязанности царя: в 1682-1689г. совместно со своим братом Иоанном Алексеевичем (27.08.1666-29.01.1696) – при правительнице Софье Алексеевне (5.09.1657-3.07.1704); с 1689г. Пётр царствовал самодержавно, в 1721г. принял титул Императора.

User comments

Краткие биографические сведения: Пётр I Алексеевич (30.05.1672-28.01.1725) – сын царя Алексея Михайловича (19.03.1629-29.01.1676, царь с 1645г.) и его второй супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной (26.08.1651-25.01.1694, царица с 1771г.), которая родила царю сына и двух дочерей.

Первой супругой Петра (с 1689г.) и матерью их троих сыновей (двое из которых скончались во младенчестве) была Евдокия Фёдоровна Лопухина (30.06.1670-27.08.1731). Согласно воле Петра Алексеевича в 1698г. Евдокия была отправлена в монастырь, где приняла постриг. Вторая супруга Петра – Екатерина I Алексеевна (5.04.1684-6.05.1727) – урождённая Марта Скавронская, царица с 1711г., императрица с 1724г., самодержавно правила в 1725-1727г. Обручились Пётр и Екатерина в феврале 1712г., однако с 1704 по 1723г. у них родилось 11 (?) детей, правда, до взрослого возраста дожили лишь дочери Анна (27.01.1708-4.03.1728) и Елизавета (18.12.1709-25.12.1761, императрица в 1741-1761г.). Император Пётр II (12.10.1715-18.01.1730) – внук Петра I от его сына Алексея (18.02.1690-26.06.1718), а император Пётр III (10.02.1728-5.07.1762) – внук Петра I от его дочери Анны.

Пётр I скончался в Петербурге, Б.-К.Растрелли снял гипсовую маску с его лица, по которой затем будет сделана и «восковая персона». Тело монарха было вскрыто и набальзамировано. Уже 30 января началось прощание с усопшим императором в Малой зале нового Зимнего дворца, с 13 февраля медный гроб с телом императора был выставлен в Печальной зале Зимнего дворца на Зимней канавке. А 10 марта провели торжественно-траурные мероприятия и гроб с телом умершего (в ковчеге) установили на возвышении под балдахином в малой деревянной церкви посреди строящегося каменного здания Петропавловского собора. В мае 1727г. рядом поместили ковчег с телом умершей императрицы Екатерины I. Захоронение Петра I и его супруги состоялось 29 мая 1731г., причём оба гроба поместили в единый склеп, а сверху установили два надгробия. Во время правления Екатерины II надгробия заменили саркофагами, а в 1866-1867гг. вместо них установили надгробия из белого каррарского мрамора, которые можно видеть и теперь /из книги: Логунова М. Печальные ритуалы императорской России. – М, 2011, с.83-108: «Похороны Петра I»/.

ххх

Михаил Ломоносов считал Петра I идеальным монархом. В свою очередь, Александр Герцен писал: «Под императорской порфирой в Петре всегда чувствовался революционер». А Николай Бердяев констатировал: «Приёмы Петра были совершенно большевистские». Первым хулителем Петра был князь Михаил Михайлович Щербатов – известный публицист и историк 2-й половины XVIII века, автор знаменитого сочинения «О повреждении нравов в России». В 29-томной «Истории России с древнейших времён» Сергея Соловьёва пять томов посвящены царствованию Петра I.

Из книги «Пётр Великий в его изречениях» (М., 1991): «Гоняйтесь за дикими зверями, сколько вам угодно; эта забава не для меня; я должен вне Государства гоняться за отважным неприятелем, а в Государстве моём укрощать диких и упорных подданных» (Я.Штелин. Подлинные анекдоты о Петре Великом); «Деньги суть артерия войны» (Полное Собрание Законов, №2330); «Не добро голову чесать, когда зубы выломаны из гребня» (Из письма к Т.Н.Стрешневу); «Ежели безсчастия бояться, то и счастья не будет» (Из письма к графу Ф.М.Апраксину).

ххх

Обширный материал о жизни и деятельности Петра I имеется в фондах ЦГБ им.А.И.Куприна. Это книги, публикации в периодике, аудио и видео-издания, комплекты открыток. В нынешнем мае они представлены на выставках: «Пётр Великий — один есть целая история»; «Образ Петра I в литературе и искусстве»; «О град Петра, мне сердцу милый, ты царской прихоти каприз» (К 319-летию со дня основания Санкт-Петербурга); «Из Москвы в Петербург» (К 310-летию со дня перенесения столицы из Москвы в Петербург); «Петровский отряд на гатчинской земле». Некоторые из этих выставок продолжат работу в июне.

2.-выставка в ЦГБ

В своей лекции 16 мая 2022г. «Пётр I: личность и эпоха», предназначенной для молодёжи, профессор, доктор исторических наук Роман Александрович Соколов не только дал характеристику деятельности этого царя, но и рекомендовал книги, имеющиеся в нашей библиотеке. Это работы историков Е.Тарле, Н.Павленко, Н.Молчанова, Е.Анисимова. В слайд-презентации лектор показал фрагменты географических карт, портреты и памятники Петру. Так, например, на главной, северной стороне Новгородского памятника «Тысячелетию России» (1862) помещена трёхфигурная группа с Петром I в центре, символизирующая основание Российской империи.

 Профессор Р.А.Соколов

Профессор Р.А.Соколов

Из книги Е.Масловой «Памятник «Тысячелетию России» (Лениздат, 1977, с.59, 60): «Крепкий, богатырски сложенный Пётр, держащий в правой руке скипетр, полон неукротимой энергии. Он одет в мундир офицера Преображенского полка и порфиру; на голове императора лавровый венок. Очень интересно его лицо, отмеченное портретным сходством. (..) У ног его швед, стоящий на коленях и пытающийся защитить разорванное шведское знамя. (..) над левым плечом Петра довольно безвкусная и надуманная фигура гения с огромными распростёртыми крыльями: обняв императора правой рукой, гений левой указывает вперёд».

Кстати, петербургские авторы неоднократно презентовали свои книги по петровской тематике в нашей библиотеке. Это были Евгений Анисимов («Время петровских реформ», 1989), Леонид Тихомиров («Петровский Петербург», 2020г.). Автор сборника новелл «Тайная жизнь петербургских памятников» Сергей Носов предложил слушателям занимательное повествование, основанное на его восприятии известных и малоизвестных монументов. В частности, и образа Петра I.

Много критики вызвала установка памятника Петру I (1991г.) работы М.Шемякина во дворе Петропавловской крепости. А вот многофигурная композиция «Царская прогулка» (2003г.), автором которой также является М.Шемякин, мне, например, нравится! Пётр и Екатерина, карлик-шут и 2 борзых собаки смотрят на Финский залив – в Стрельне. Две пушки и трон-кресло… Такие удобные места для фотографии! Колоритно получается, не правда, ли?

Стрельна, Царская прогулка, 2013 г.

г.Стрельна, Царская прогулка, 2013 г.

г. Стрельна, Царская прогулка, 2013 г.

ххх

Советую несколько сборников, имеющихся в «Купринке». Из серии «Государственные деятели России глазами современников»: Пётр Великий: Воспоминания. Дневниковые записи. Анекдоты. (М., 1993, 446с.).

А также: Пётр Великий в русской литературе: воспоминания, оценки, образ. (СПб., 2009, 552с.). В эту антологию включены суждения современников (Феофан Прокопович, А.Нартов), исторические и философские исследования (Н.М.Карамзин, П.Я.Чаадаев, В.О.Ключевский и др.), фрагменты из прозы Л.Толстого, Д.Мережковского, А.Толстого, Ю.Тынянова. А также и стихотворные строки К.Аксакова, К.Случевского, А.Блока, В.Брюсова, В.Набокова, М.Волошина, Д.Самойлова и М.Цветаевой.

Образ Петра и его времени – это исторические исследования А.Пушкина и романы К.Валишевского, романы Н.Гейнце «Дочь Великого Петра» и Д.Мережковского «Пётр и Алексей», книга-размышление «Вечера с Петром Великим» Д.Гранина. Проза наших краеведов: Сёмочкин А. Царевич Алексей (2010); Сёмочкин А. Фёдор Апраксин (2012); очерки А.Бурлакова.

Портреты и гравюры, знаменитые фильмы. Города и музеи, основанные Петром, многочисленные памятные места, связанные с его именем и деятельностью…

ххх

Значительное место в сборнике «Русская историческая песня» (Л., 1987, 544с.), изданной в серии «Библиотека поэта», занимают тексты об эпохе Петра I. Исторические песни это фольклорные источники безымянных авторов, основанные как на реальных событиях, так и на бытовавших в народе слухах XIV-XIX веков.

Биографические материалы: «Рождение царевича Петра», «Рождение царевича Алексея», «Пострижение царицы» и «Возле реченьки хожу млада», «Царевича Алексея хотят казнить». Тематические подборки: «Песни об Азовских походах», «Песни о восстании стрельцов», «Песни о Северной войне». Отдельные сюжеты: «Казаки встречают царя под Шлиссельбургом», «Царь казнит Долгорукова», «Царь и солдаты в кружале», «Царя встречает Меншиков», «Во славном городе во Санкт-Питере» — о последних днях жизни царя (с.233-234). Более всего – именных повествований: «Атаман Фрол Минаев жалуется Петру I», «Пётр I скорбит о гибели казаков», «Пётр I на корабле», «Петра I узнают в шведском городе», «Некрасов пишет письмо Петру I», «Поединок казака с турком при Петре I», «Пётр I и князь Ганджерин», «Добрый молодец и Пётр I», «Пётр I борется с драгуном». Лишь в одной песне показаны не будни, а торжественно-пышный выезд государя: это «Пётр I возвращается из церкви» (с.223).

ххх

В мае празднуют Международный День музеев (18мая), день рождения Санкт-Петербурга (27мая) и День библиотек России (27мая). Завершая своё повествование, приведу ещё несколько фактов.

«Не только для забавы, но и для дела. История ассамблей Петра Великого» — так  назвали кратковременную выставку в ГМЗ «Гатчина», в конце апреля этого года открыла которую зам.министра культуры России Алла Манилова. На выставке были представлены цифровые копии предметов из собрания Музея-заповедника «Петергоф»: комплекс вещей Петра Великого, портреты, гравюры и артефакты бытовой культуры петровского времени. Экспозицию дополняли текстовые материалы из мемуаров и воспоминаний, факты об ассамблейной культуре.

А 30 мая – в день 350-летия со дня рождения Петра I — в Театральном зале Гатчинского дворца-музея состоялся концерт-посвящение. Выступил «Симфонический оркестр Санкт-Петербурга», художественный руководитель и главный дирижёр — народный артист России Сергей Стадлер. Были исполнены произведения Г.Бибера, И.Баха, А.Гретри, Г.Доницетти, А.Лорцинга, Дж.Мейербера, Дж.Россини, Н.Паганини, Дж.Верди.

Известные портреты петровской тематики из фонда ГМЗ «Гатчина»: «Портрет Н.К.Нарышкиной (копия с оригинала неизвестного художника XVII в.)» – работа неизвестного художника XVIII века; «Пётр I на коне» — работа неизвестного художника 1-й четверти XVIII века; «Портрет генерал-адмирала графа Ф.М.Апраксина» — картина И.Таннауера, 1710-1728г.; «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» — работа Г.-Х.Гроота, ок.1744г.

Работа художника И.Н.Никитина «Портрет царевны Натальи Алексеевны» (не позже 1716г.), которая находится в Русском музее, в 1925г. поступила в фонд из Гатчинского дворца. Подобные портреты с изображением любимой сестры Петра I есть в Павловском дворце-музее и в Третьяковской галерее.

Кстати, первые владельцы Гатчинской мызы и её окрестных поселений – по распоряжению Петра I – это цесаревна Наталья Алексеевна (в 1712-1716г.), лейб-медик и глава Аптекарского приказа Р.К.Арескин (в 1716-1718г.), гоф-медик и президент придворной аптеки И.Л.Блюментрост (в 1719-1732г.). Роду Апраксиных принадлежали Сиворицы и Суйда, адмиралу И.Н.Головину – Тайцы. Царевич Алексей Петрович в 1713г. во владение получил окрестности деревни Большой Грязной, которая вскоре будет переименована в «село Рождествено», так как здесь было построено здание церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Из книги А.Бурлакова «Путеводитель по южным окрестностям Гатчины» (Гатчина, 2021, с.85-86): «Сохранилось описание царского поместья, сделанное фрейлиной жены царевича – Арнгейм, в мае 1715 года: «Кругом лес, тихо. Только деревья шумят, да птицы щебечут. Быстрая,  словно горная, речка Оредеж журчит внизу, под крутым обрывом из красной глины… Деревянные срубы усадьбы похожи на крестьянские избы. Главные хоромы – в два жилья, с высоким теремом, как у старых московских двориков, ещё не достроены. Рядом – часовенка с колокольнею и двумя маленькими колоколами, в которые царевич любит сам звонить. У ворот – старинная шведская пушка и горка чугунных ядер, заржавевших, поросших зелёной травой и весенними цветами. Всё вместе – настоящий монастырь в лесу». (..)

После казни царевича Алексея, в 1718 году, Пётр I подарил Рождествено своим племянницам – Прасковье и Екатерине. Впоследствии, почти три десятилетия, сельская округа принадлежала монахам Александро-Невской лавры, а затем перешла в состав Дворцовой мызы».

Царевич Алексей

Царевич Алексей

Фильм «Царевич Алексей» (1997, режиссёр и автор сценария В.Мельников, по пьесе Д.Мережковского) был показан на 3-м кинофестивале «Литература и кино» и получил Большой приз жюри. Тогда в Гатчину приезжал исполнитель главной роли – актёр Алексей Зуев. Как он был похож на каноническое изображение сына Петра I.

Из книги В.Мельникова «Жизнь. Кино» (СПб, 2011, с.324-325, 327): «Вечный оппонент всякого властителя – его совесть. Этим вечным оппонентом для Петра стал его собственный сын. Хотелось рассказать эту общеизвестную историю, ничего не упрощая и не соблазняясь злободневностями. (..) Дебютант Алёша Зуев обратил на себя общее внимание. У него получилась серьёзная роль – правдивая и лирическая».

Фильм «Царевич Алексей» получил призы на нескольких кинофестивалях, а также и премию Ника в 3-х номинациях — «За достижения в кино».

Кстати, около 20 фильмов сняты об эпохе Петра I, известные актёры сыграли роль Императора. Это, например, П.Воинов («Пётр Великий», 1910, сохр.частично); Л.Леонидов («Царевич Алексей», 1918, не сохран.); Н.Симонов («Пётр I», 1938); Р.Ткачук («Баллада о Беринге и его друзьях», 1970); Вл.Давыдов («Табачный капитан», 1972); А.Петренко («Сказ про то, как царь арапа женил», 1976); Дм.Золотухин («Юность Петра», 1980; «В начале славных дел», 1980; «Россия молодая», 1982); А.Лазарев («Дмитрий Кантемир», 1974; «Демидовы», 1983); М.Шелл («Пётр Великий», 1985); В.Степанов («Царевич Алексей», 1997); Н.Караченцов («Тайны дворцовых переворотов. Завещание императора», 2000); В.Довженко («Молитва о гетмане Мазепе», 2001); А.Сухов («Слуга государев», 2006); А.Балуев («Пётр I. Завещание», 2011); А.Иванов (сериал «Романовы. Пётр I», 2013); Д.Дюжев («Тобол», 2019).

ххх

Образ, эпоха, время. Из сборника «Рассказы Нартова о Петре Великом»: «Кости точу я долотом изрядно, а не могу обточить дубиною упрямцев»; «Врачую тело своё водами, а подданных – примерами; и в том и в другом исцеление вижу медленное; всё решит время; на Бога полагаю надежду»; «Мир хорошо; однако, притом дремать не надлежит, чтоб не связали рук, да и солдаты чтобы не сделались бабами»; «Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество».

Как написал один из сатириков: «Пётр застал Русь бородатою и оставил её взлохмаченною»! Советую ознакомиться с новейшими публикациями. Например, это тематический номер «Наш современник Пётр Великий» (журнал «Родина» — 2022 — №5). По материалам выставки «Пётр I и его эпоха», которая содержала 250 документов и открыта была в Российском Государственном архиве (г.Москва), издан альбом (см. ИНТЕРНЕТ).

Четыре лекции по Петровской тематике в мае-июне проведёт в Музее города Гатчины Заслуженный учитель РФ, кандидат пед.наук Игорь Борисович Смирнов.

В Петербурге и Ленинградской области мероприятия в честь 350-летия Петра I будут в течение всего 2022 года.