Home » Культура » Оскар в Гатчине не случился
Михаил Кураев с дипломом

Оскар в Гатчине не случился

 Когда произносишь название премии Американской киноакадемии, сразу возникает образ «золотой» статуэтки парня со сложенными руками. И представить себе не возможно, что вручение Оскара может быть без Оскара.

 А вот вручение призов XXVIII Международного кинофестиваля «Литература и кино» в этом году проходило без вручения заветных «пёрышек». Да, собственно, призов никаких и не было. Были дипломы и цветы. Зрители с недоумением переговаривались, не понимая, почему победителям не вручают гатчинские «оскары». Журналистам, как это повелось на нынешнем фестивале, вопросы было задать некому. Пресс-конференции, пресс-подхода или другой формы общения журналистов с организаторами после закрытия фестиваля предусмотрено не было. Из собственных источников мне удалось узнать, что заказ на изготовление статуэток для кинофестиваля был выполнен, но «довольно долго всё решалось по договору и предоплате». В итоге, исполнители (предприятие находится в Челябинской области) отправили заказ за несколько дней до награждения. Но служба доставки не исполнила свои обязательства и заказ опоздал.

В данной ситуации можно пенять на кого угодно. Но один мой знакомый в таких случаях подводит итог простой фразой: «Профессионализм это отсутствие форс-мажоров».

Ведущий закрытия кинофестиваля Литература и кино

Если опустить эту досадную «малость», то в целом закрытие прошло достаточно энергично и не без изюминки. Очень хорошим решением было постояное присутствие на сцене живой музыки. Музыканты расположились на красной мягкой мебели, которая, во время открытия фестиваля, погружала зрителей в антураж гостиничного номера из знаменитого фильма Дэвида Линча. Кроме того, что музыканты очень логично заполняли паузы и создавали фон, ведущий вечера перебрасывался ремарками с солисткой ансамбля, поскольку партнёрши на сцене у него не было. Таким образом, была создана атмосфера непринуждённого общения.

Те из зрителей, кто добросовестно посмотрел бОльшую часть конкурсных фильмов, расклад победителей сделали ещё до награждения. Во всяком случае, обладатель гран-при сомнения ни у кого не вызывал. Все мои собеседники единогласно сходились в том, что главный приз увезёт в Кыргыстан Артыклай Суюндуков, режиссёр фильма «Шамбала». В итоге, так и вышло.

Получение Гран-при на таком важном и нужном фестивале для нас большая честь. Самым трудным процессом в работе над сценарием была адаптация литературного материала на киноязык (Фильм создан по мотивам повести Ченгиза Айтматова «Белый параход». Прим. редактора.), на это у меня ушло без малого 30 лет, сказал в видеообращении режиссёр.

Читательское жюри лучшим признало также фильм из Кыргыстана «Дорога в Эдем», режиссёров Бакыт Мукула и Дастан Жапара уулу. Вручал приз председатель читательского жюри писатель Михаил Кураев.

Дастан Жапар уулу и Михаил Кураев

Дастан Жапар уулу и Михаил Кураев

Нас подкупило то, что в фильме видна душа. Может быть тем, кто привык к экшну, покажется, что фильм затянут. Ну, и пусть! Потому что тянут, куда нужно, сказал под аплодисменты Михаил Николаевич.

Награда за лучший сценарий досталась фильму из Казахстана «Акын», режиссёр Дарежан Омирбаев.

Приз имени Андрея Петрова за лучшую музыку к фильму получил композитор Ширван Чалаев (фильм «Детство Чика», режиссёр Аслан Галазов, Россия).

За лучшую мужскую роль отметили Марата Алышпаева в фильме «Дорога в Эдем». Получая награду, режиссёр фильма Дастан Жапар уулу с прискорбием сообщил, что актёр несколько месяцев назад умер. Но эта награда важна для детей и внуков артиста, её передадут сыну, который учредил фонд имени Марата Алышпаева.

Награда за лучшую женскую роль уехала в Армению. Её обладательницей стала Марине Петросян за пронзительный образ Акир в фильме «Зулали». Получал награду режиссёр Арк Ордян. Он сказал, что Марине в Армении известная театральная актриса, но вот в кино это её первый опыт, и сразу такой успех!

Лучшим полнометражным фильмом (в этом году им стало документальное кино) жюри назвало работу Алексея Федорченко «Монета страны Малави», Россия. Завсегдатаи «Литературы и кино», наверняка, помнят, что Алексей и в прошлом году удостоился двух наград гатчинского кинофестиваля. Его фильм «Последняя «Милая Болгария» был назван лучшим игровым, и за него же Алексей Федорченко получил приз «За лучшую режиссуру».

Нельзя не вспомнить о специальных призах кинофестиваля.

Владимир Литвинов и Владимир Цой

Владимир Литвинов и Владимир Цой

 

Приз губернатора Ленинградской области в этом году получил президент кинофестиваля, заслуженный артист России Владимир Литвинов. Вручил награду  Владимир Цой,  заместитель председателя Правительства Ленинградской области.

Людмила Нещадим традиционно подарила изящный гранатовый браслет «За  поэтичность женских образов». В этом году ювелирное украшение получила Алиса Гребенщикова.

Этот фестиваль для меня особый. Я не только действующая киноактриса, но и занимаюсь просветительскими проектами в области русской литературы. Это, пожалуй, моя любимая деятельность. Главная задача моих проектов, как и у кинофестиваля: я стараюсь, чтобы люди обратили внимание на литературу, вернулись к книгам, которые когда-то читали, сказала Алиса и очень проникновенно прочитала стихотворение Роберта Рождественского.

Людмила Нещадим и Алиса Гребенщикова

Людмила Нещадим и Алиса Гребенщикова

В этом году впервые был учреждён приз попечительского совета имени основателя и первого директора кинофестиваля Генриэтты Ягибековой «За верность фестивалю». Руководители Гатчинского района вручили его Фёдору Полевому, который все предыдущие годы был дизайнером всей печатной продукции фестиваля и организатором традиционных художественных выставок.

Получая награду, Фёдор Полевой сказал «Я желаю ЭТОМУ фестивалю процветания». Умышленно ли Фёдор исключил себя из рядов фестиваля, не сказав «НАШЕМУ фестивалю», или это, как сейчас модно говорить, «оговорка по Фрейду», но, так или иначе, каталог фестиваля в этом году делал не Фёдор Полевой, а неизвестный автор.

Ну и чтобы не заканчивать на грустной ноте, скажу о фильме закрытия. Им стал шедевр Александра Сокурова «Тихие страницы», снятый почти тридцать лет назад по мотивам русской прозы XIX века, в частности, роману «Преступление и наказание» Достоевского. За прошедшие годы фильм не утратил своего очарования и не стал менее интересным.

 

Алёна РЫБАКОВА

Фото: Александр БАСКАКОВ

Альбом с фотографиями:  https://vk.com/album-29998172_287490599

More 1355 posts in Культура
Recommended for you
Книги про бабушек и дедушек
Наши мудрые бабули и дедули: заветы предков в создании семьи

 «Природными русскими педагогами» бабушек и дедушек назвал Константин Дмитриевич Ушинский. Они сделали человеческую семью по...