В библиотеке Куприна представили фотоальбом «Гатчинский дворец. По залам довоенного музея»
Книгу представили авторы С.А. Астаховская, И.Э. Рыженко, А.Э. Шукурова.
Хотя здание дворца-музея в годы Великой отечественной войны подверглось разрушениям, а спасенные коллекции оказались в различных музеях страны, старые фотографии позволят «пройти» по залам довоенного музея.
Вчера – резиденция царской семьи, сегодня – советский музей.
Как проходил переход от дворца, наполненного первоклассными произведениями искусства и огромным количеством личных вещей представителей Дома Романовых к музею, открывавшему десятки залов простому, часто неграмотному посетителю?
Как сохраняли памятник, не дав окончательно распродать его сокровища?
Как выглядел новый музей в 1920-1930-е годы, что осталось во дворце от прежних венценосных хозяев и как все это «преподносилось» экскурсантам?
На эти вопросы, хотя бы частично, попытались ответить авторы фотоальбома – своеобразного путеводителя по залам довоенного музея. В книге помещены фотографии парадных залов и личных комнат владельцев Гатчинского дворца (начиная с императора Павла I, вплоть до последних «насельников» имения – императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, и ее детей – великих князей Николая, Георгия, Ксении, Михаила и Ольги) такими, какими они представали перед первыми советскими посетителями.
Становление музея в Гатчинском дворце проходило в сложнейших условиях революционного и военного времени 1917 — 1920-х годов. Первыми сотрудниками были лучшие представители российской интеллигенции. Перед ними стояла нелегкая задача – по требованию времени подвести классовую базу под рассказ о роскошных царских покоях и богатствах, накопленных самодержавными хозяевами, и тем спасти коллекции от разграбления, продаж и расформирований.
Частично эту задачу удалось выполнить. В Гатчинском дворце к концу 1930-х годов проводились экскурсии по уникальным интерьерам XVIII — XIX веков и выставкам из фондов, которые насчитывали более пятидесяти тысяч первоклассных мемориальных предметов.
Сегодня фотографии, выполненные Михаилом Антоновичем – бесценный материал для реставраторов и сотрудников Гатчинского дворца, работающих над воссозданием его интерьеров. А читатели книги могут с помощью старых фотографий «пройти» по залам довоенного музея и полюбоваться находившимися там сокровищами, многие из которых погибли или оказались в других музеях страны.Фотосъемка интерьеров и экспонатов, сопровождавшая Генеральную инвентаризацию дворца-музея в 1938-1940 годах, чудом сохранилась в Великую Отечественную войну. Она, скорее всего, была эвакуирована.
Сотни фотографий интерьеров и отдельных предметов выполнил Михаил Антонович Величко, уроженец Гатчины, выпускник гатчинского Реального училища. Занимаясь любительски с 1919 года фотографией, он был приглашен Управлением по делам искусства – Инспекцией по охране памятников на работу по художественной инвентаризации Гатчинского дворца в 1938-1940 годах. В Инспекции Величко будет работать и в блокаду. После освобождения пригородов Ленинграда для комиссии по определению ущерба от немецко-фашистских захватчиков он фотографировал разрушенные дворцы, в том числе, Гатчинский.
И.Э.Рыженко, исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»