
Успеть за временем
Вышла в свет новая книга поэта, художника и композитора из Сиверского Ивана Радюкевича «Облака». Традиционно Иван Николаевич сопровождает стихи иллюстрациями своих картин. Вступительную статью к книге написал журналист нашей редакции Сергей Ковачев.
«Успеть за временем…и попытаться на холсте представить / Красу распутицы и снега талый запах…». Это цитата из стихотворного опуса художника, известного под фамилией «Радюкевич». Есть расхожая и избитая фраза, смысл которой варьируется, в зависимости от тональности произношения: «Талантливый человек талантлив во всём». Градус значений весьма широк: от иронии до обожествления. В нашем случае факт золотой середины налицо: я знаю художника, музыканта, поэта и композитора Ивана Радюкевича.
Умение слагать слова в рифмы ещё не является признаком таланта. В конце концов, есть понятие – «ремесло». Такое же, как и многие прочие иные. Ремесло поэта. Ремесло музыканта. Ремесло художника. Ремесло композитора, в конце концов. (Сейчас, в отсутствие худсоветов, очень явным стало понимание композиторского искусства как ремесленничества. Не более того. Дело лишь за «малым»: сколько денег ты готов потратить на свою «раскрутку».)
Много на свете ремёсел. Умение же хорошо, своей игрой на музыкальном инструменте, передать чужой замысел автора музыки – явление нечастое, но не уникальное. Это гениальных музыкантов – единицы на миллионы.
А профессиональных оркестров, в которых работают профессиональные музыканты, – десятки, сотни. Я неоднократно спрашивал у оркестрантов:
– А Вы не пытались когда-либо написать что-нибудь своё?
Большинство делали круглые глаза, улыбались, пожимали плечами:
«Что Вы! У меня нет таких способностей!».
И к чему всё вышесказанное, спросит читатель этих строк? Отвечу: это попытка осознать феномен реально талантливого человека, с которым мы живём одновременно. Здесь. Сегодня и сейчас. И часто ходим по одним и тем же дорогам. А феномен есть. Потому что художник, играя на фортепиано, ещё и пишет стихи, к которым сочиняет музыку. А ещё часто, понимая поэзию других, в его душе возникает желание положить зарифмованные слова на музыку. И она рождается. А потом в голову снова приходят стихи. Которые возникают по Воле Небес. Тогда, когда красные девонские пески берегов любимого Оредежа зовут к себе. Когда хочется всей кожей ощутить «молчание снегов, безмолвие полей». Потому что они «душе моей милей, чем шум и многолюдье». Как говорит своими стихами Иван: «Да что тут говорить, люблю я тишину». Почему? Да потому, что «…в этой тишине гораздо больше слов о мире и судьбе, о жизни быстротечной…»
Умение видеть и улавливать слова, которыми делится эта вожделенная тишина, – дорогого стоит. И воплощается в творчестве. Если сходятся звёзды, конечно.
А жизнь, действительно, быстротечна. Чем старше становишься, тем всё отчётливее это чувствуешь. Своими нервами, транслируя музыку в мир. Кончиками пальцев, держащими кисть. Кисть, которой предназначено воплощать краски в полотна. (Смотрите, с какой любовью Поэт говорит о красках: «Убежище моё от бед и наваждений хранится в тюбиках, они лежат и ждут / Свидания с холстом…»)
Жизнь быстротечна. И нужно успевать за временем. Успевать воплощать времена года. Ведь, хочется запечатлеть всё-всё-всё вокруг. Смену красок: от долгой и нудной зимы, через быструю стремительную весну, сквозь мимолётное лето – в чарующие золотые осенние дни. И пусть «короток век у подснежников!» и «безнадёжно мимолётен пионий век», пусть «свечи белых ночей не спеша догорают» – всё повторяется. Главное – успеть запечатлеть. И выразить. И поделиться с миром. Чему, собственно, и посвящается новая книга Ивана Радюкевича.
Сергей КОВАЧЕВ