Наша «Шхуна» поднимает паруса!
Период летнего простоя нашей посудины, связанный с ремонтом, очисткой днища от «ракушечника», и роспуском команды, благодушно разрешённый руководством ЦТЮ и нашим КЕПом Алексеем Шутиловым, наконец-то закончился.
Распущенный за лето – донельзя! – экипаж наконец-то в октябре собрался и взошёл на борт. Старый боцман Андрей Потоцкий дунул в боцманский свисток: «Свистать всех кого куда!», и наша «Шхуна», жадно ловя старыми парусами попутный ветер, скрипя и кряхтя на волнах, отвалила-таки от пристани в своё 39-е плаванье. Это нам официально 38 лет, а на самом деле наша «Шхуна» была спущена со стапелей клуба завода «Буревестник» в 1982 году, так что, почитай, – нам уж сороковник.
22 октября в кают-компании клуба авторской песни «Шхуна» (малый зал № 60 МБУ «ЦТЮ») собрались бывалые моряки: барды, поэты, бард-рокеры, наши старые и верные друзья-зрители, и начинающие юнги, совсем недавно вступившие во флотский экипаж нашей арт-посудины. Например, юнга-поэт и бард Володька Кошелев, недавно влившийся в наши дружные ряды и отметивший, тоже совсем недавно, свой пацанский возраст – 75 лет. Сам КЭП с нами не поплыл, отвалил быстрым катером куда-то налево. Потом оправдывался: «Мол, на работу надо было».
Наше первое блюдо – флотскую «Сборную солянку», изготовленную по старым морским рецептам – «всё, что к полу не прибито, мелко шинкуем и в котёл». А было, было из чего пошинковать, и сварить в этот вечер! Старейший наш боцман Андрей Потоцкий наготовил, намариновал и накоптил кучу всяких своих песен. Он в КАП «Шхуне» с 1982 года и уж кому-кому, а ему все рецепты бардовских кушаний доподлинно известны. Песней зацепил наши, патриотически настроенные души, Юрий Щукин. Уж кто-кто, а он-то знает на каких струнах души поиграть. Юлия Андрианова – поэт – систематически выбегала из трюма на палубу, чтобы, в целях проведения среди нас воспитательной работы, читать нам свои очень моральные и назидательные стихи. Бывалые мореманы, насупившись, слушали и молчали, согласно кивая головами. Геннадий Дёмин пришёл на палубу не один, а со своей постоянной спутницей – гитарой. Ну и… вмазал! Хорошо и содержательно! Пели свои песни: наш юнга – Вовка Кошелев, бывалый матрос Вано Гукасов. Одна из песен Вано – «Реквием» – была им посвящена нашему, поменявшему хрупкое земное судёнышко на Небесную бригантину, вождю – основателю, строителю КАП «Шхуны» и первому её капитану Виктору Алексеевичу Шутилову.
Очень порадовало всех выступление нашей иностранной морячки (она плавает где-то в морях Белоруссии и лишь изредка посещает наш борт) Ларисы Алексеевой. Как всегда это были высокохудожественные произведения. А иначе и быть не могло. Опоздавший к отплытию, догнавший «Шхуну» вплавь Алексей Андриенко, выхватил из рук Ларисы штурвал и в свойственном ему рок-стиле накричал и нашумел. Никто сразу ничего не понял, но было красиво.
Единственный заяц-безбилетник, оказавшийся в тот день на нашем борту, – поэт Ирина Панькина. Она читала свои стихи, ещё даже не оформив свой «брак» со «Шхуной» (формально не вступив в членство в нашем Клубе авторской песни.) А вот стихи её членам команды и пассажирам-зрителям пришлись по вкусу.
Бум брать поэтессу – прошептали старые, бывалые мореманы! Бум – откликнулись эхом остальные моряки-зрители.
После грубых морских глоток с их песнями до хрипоты, выступление – главной по газу на камбузе «Шхуны» – Светланы Шуршилиной было просто ангельским пением. Все сопели носом от умиления, хором сморкались и вытирали слёзы.
И тут, как-будто «не то с небес, не то поближе», спустилась со шпангоутов и рангоутов парусная команда – арт-проект «Окоём», со своими поэтами Юлией Андриановой, Анитой Шутиловой и композитором-аранжировщиком Алексеем Андриановым. И тут уже из динамиков, как ядра из шхуновских пушек, загрохотали такие рокерские «фузы», такие тяжёлые, почти металлические интонации, и вместе с ними такие прекрасные, глубокие философские слова, мысли и ассоциации. Улёт (простите, уплыв!) был полный. Тут уж в трюме запели и наши пассажиры-зрители, прорывались на сцену кают-компании «Шхуны» и тоже и читали, и пели, и – только что не танцевали.
Завершением торжественного концерта-отплытия из порта приписки было выступление дуэта Ирины Садковской и Владимира Эйхвальда. Живут они в Петербурге, но дружат с нами, и давно и бесспорно уже НАШИ, презентуют Гатчинскую КАП «Шхуну» в разных городах и весях России, участвуют в творческих фестивалях различных уровней.
И я там был. Стихи читал, со всеми песни распевал. Вообще-то ходить на «Шхуне» я начал ещё с 1982 года, но иногда сбегал со «Шхуны» на другие суда, а вот недавно взял да и вернулся. Надеюсь, что уже насовсем.
И вот, что меня радует: наша старая посудина ещё жива, держится на плаву, весело шлёпая на ветру своими парусами. В экипаж приходят новые матросы, с нами остаются наши многолетние друзья-зрители, а значит не надо нам слушать песенку, что мол «авторская песня устарела, что этот формат себя изжил».
Просто у авторской песни свои зрители. До этой песни надо ещё дотянуться, пожить и кое-что понять об этой жизни.
Плыви родная «Шхуна», семь футов тебе под килем и многая творческая лета!
Палубу «Шхуны» драил Юрий ДАВЫДКИН
На фото: Ирина Садковская и Владимир Эйхвальд