Семейный инклюзивный туризм в Ленинградской области
Общественная организация Ленинградской области родителей детей — инвалидов, инвалидов с детства «ДАНКО», занимается очень важной и нужной проблемой современного общества развитием безбарьерного туризма для семей с детьми инвалидами.
Осенью предыдущего года было потрачено немало сил для изучения этой темы, для реального воплощения развитого инклюзивного туризма на территории Ленинградской области.
В современной России инклюзивный туризм начал свое развитие только с периода 2007–2009 гг., тогда как в развитых странах Европы практика туризма для семей с детьми инвалидами имеет более чем 15 летнюю историю. На сегодня в России имеются серьезные проблемы, которые выделяют исследователи, связанные с неразвитостью этого направления в нашей стране:
— отсутствие социально направленной законодательной базы, регулирующей взаимоотношения между семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями, государством и бизнесом;
— низкая информированность и заинтересованность российского предпринимательства и туристкой индустрии относительно экономической привлекательности реализации туристских услуг для семей с детьми — инвалидами.
— почти полное отсутствие специализированной туристской инфраструктуры, для семей с детьми — инвалидами;
— нехватка информационных ресурсов, позволяющих получить подробную информацию о возможностях доступного туризма в России;
– отсутствие инвестиционной политики в области туризма;
Это видимые проблемы, которые не позволяют развиваться инклюзивному туризму, не только в отдельно взятом регионе, но и в стране в целом.
Для их решения, необходима эффективная координация взаимодействия туристической индустрии, государства и общества. Необходимость поддержки бизнеса со стороны общественности, в том числе и самих лицо с ограниченными возможностями, определяет особую, социальную роль инклюзивного турима.
Кроме видимых проблем, в современной России исторически сформировалось другое отношение к семьям в которых есть ребёнок- инвалид. Инвалидность воспринимается как недуг, заболевание, патология. А как любую патологию необходимо скрыть от общества. Данное отношение к инвалидам снижает их социальную позицию, его социальную значимость, формирует обособленность от остального сообщества, тем самым усугубляет его неравный социальный статус и подталкивает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими людьми.
Одной из основных проблем семей, в которых есть дети инвалиды, как потребителей туристских услуг является то, что им приходится преодолевать множество факторов уже на стадии замысла и планирования своего путешествия. Безусловно, самый существенный это фактор физический, у детей – инвалидов, возникший вследствие тех или иных нарушений здоровья и в силу ограниченной развитости инфраструктуры являющийся серьезным сдерживающим аргументом. Результаты социологических исследований показывают, что 48 процентов семей с детьми-инвалидами, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата приходится трудно при пользовании общественным транспортом. Две 30 процентов опрошенных – семей с детьми инвалидами по зрению отмечают трудность или полную невозможность детям посещать места отдыха.
Важное значение имеют деньги при планировании путешествия. Высокоразвитая инфраструктура для размещения семей с детьми-инвалидами, к сожалению, находится в высокоразвитых странах Европы и Америки, но материальной возможности отдыха у большинства наших семей с детьми инвалидами отсутствует. А внутри страны ее очень мало и стоит она также не дешево.
Наряду с этим, можно наблюдать двухсторонний информационный барьер, между туристическим бизнесом и потенциальными туристами – семьями с детьми- инвалидами. Он имеет место быть как со стороны потенциального туриста, так и со стороны сотрудников туристической организации. Семьям с детьми — инвалидами сложно получить информацию об услугах, особенно представляет собой сложность доступ к информации для людей с нарушениями слуха и по зрения, так как источников туристической информации, адаптированных для них, крайне мало. Наряду с этим существует и барьер со стороны сотрудников туристической индустрии. Как отмечают сами менеджеры, они не знают как себя вести с туристами представляющими семьи с детьми – инвалидами. Сотрудникам туристских компаний довольно сложно понять потребности и нужды таких семей и как следствие удовлетворить их запросы.
Одновременно, существует и внутренний барьер или эмоциональный, как продукт реакций окружающих, подвергающих стрессу ребенка – инвалида и его родителей: любопытство, насмешка, гиперопека, страх, брезгливость, жалость и т.д.
Это все порождает недоверие потенциальных туристов из числа семей с детьми — инвалидами к туристической отрасли. Возможность того, что они и их дети смогут получить качественную туристическую услугу: продуманную экскурсию, в специально рассчитанном темпе и по маршруту, который полностью адаптирован с учетом особенностей детей-инвалидов; проживание в недорогом отеле с номерами, оборудованными для них, и персоналом, который знает как работать с данной категорией гостей, кажется для них маловероятной. Очевидно что, негативный опыт таких семей, это следствие слабой изученности данного направления туризма и того, что ограниченный круг компаний работают в сфере инклюзивного туризма, а качественный турпродукт остается проблемой.