Художники пишут Вырицу
Собираться в Ночь музеев в доме героя 1812-го года Николая Бороздина становится традицией для дачной Вырицы.
В конце мая бОльшая часть дачников уже сменила городские квартиры на загородные дома, но горячий сезон садов и огородов ещё не начался. Вечера тёплые и соловьи за окнами, деревья покрыты той очаровательной юной зеленью, о которой через пару недель уже и не вспомнишь. Одним словом, самое время для романтических встреч.
Выставка с одноимённым названием книги Андрея Барановского «Вырица с мольбертом» первый раз собрала мастеров кисти в 2015 году. Все были очарованы чудесными полотнами вырицких живописцев и милой светской обстановкой, которую умеет создавать господин Барановский. Опыт решили повторить в 16-м.
Для того чтобы, придя на выставку, вы сказали «ах!», организаторы должны поработать задолго до её открытия: определить тему, пригласить участников, отобрать и разместить работы. Все организационные хлопоты взяли на себя Александр Курчанов, Андрей Барановский и Александр Симо.
На выставке были представлены картины вырицкого дачника и архитектора Сергея Светлицкого; участника войны, заслуженного художника РФ Бориса Николаева; Игоря Болотова, Юрия Антонова, Андрея Волконского, Леонарда Котова, Бориса Мортирова, Ивана Сотникова, Георгия Семёнова и других художников 20-21 веков. Главным критерием для появления полотен в залах «Ювенты» было, по определению организаторов, «дачное звучание».
Вырица, действительно, звучала в каждой работе. Звучала самобытно и узнаваемо, но ярче всего она звучала в оконных проёмах. Я не большой знаток оформления выставочного пространства, но, на мой взгляд, окна с живыми вырицкими пейзажами были очень серьёзными конкурентами пейзажам рукотворным, и не все картины эту конкуренцию выдерживали. Взгляд то и дело отрывался от созерцания экспонатов, и переключался на зелёную пастель, царившую за окном.
Главное ощущение после выставки было таким, что я скорее «переела», чем насладилась. Очень много художественных впечатлений за один раз. И только сейчас, спустя почти год после события, вспоминая майский вечер, я понимаю, что меня «зацепило» и осталось со мной. Прозрачные сине-зелёные акварели Георгия Семёнова и почти чёрные полотна Владимира Маркова, написанные маслом, задевают в моей душе разные струны, но звучат они с одинаковой силой.
Очень хорошо сказал о картинах Маркова Андрей Барановский: «То ли у него полно серой грунтовки к холстам, то ли ловкая фантазия посоветовала не удаляться от колорита кузницы, но вещи стали выходить умными и напоминать фильмы Хичкока и Тарковского».
А работы Георгия Семёнова, напротив, очень светлые, наполненные юношеским восторгом, любовью к окружающему миру, его помыслы устремлены в небо, как вековечные вырицкие сосны — и это передаётся, и вдохновляет.
Ещё одну майскую встречу на выставке я вспоминаю с теплотой и приятием. Лизу Барановскую я видела несколько лет назад ещё маленькой девочкой. И вот я рассматриваю её художественный дебют: в «Ювенте» экспонируются две её работы, автор ходит рядом – сосредоточенная девушка-подросток. Зная, что мама у Лизы художница, да и папа не чужд искусства, спрашиваю у девочки, что её подтолкнуло к рисованию. Услышала совершенно очаровательный и простой ответ: «Наличие в доме красок».
На следующий день после выставки первое, что я сделала, – накупила красок, кистей, бумаги и разложила по всему дому. Эксперимент удался: теперь весь дом увешан чудесными рисунками моих детей.
В нынешнем году дом Бороздина, «дача Бородавкина», детский лагерь «Ювента» снова в Ночь музеев предложит свои залы тем, кто с мольбертом.
На фото Сергея КОВАЧЕВА:
На выставке «Вырица с мольбертом»
Организаторы выставки
Гости выставки
Лиза Барановская