А. Перегудов и Г. Панёв

Легендарная находка

В это трудно поверить. Да что там — почти невозможно. Алексей Перегудов склонился над двигателем самолёта и пробует рассмотреть номер в том месте, на которое ему указывает Геннадий Панёв.

Денис МитинМы уже два года копаем в Горбунках, в районе лесопитомника, — рассказывает Денис Митин, участник одного из петербургских поисковых отрядов. — Мы проверяем блиндажи, ищем останки солдат. И нам время от времени попадаются алюминиевые детали самолётов. А в этом году мы наткнулись на воронку, и в ней нашли части бомбардировщика Пе-2.

Как раз в этом месте стояла немецкая дальнобойная артиллерия, которую 30 сентября 1943 года вылетел бомбить экипаж в составе командира Василия Гречишкина, штурмана Алексея Перегудова и стрелка-радиста Ивана Марченко. С боевого задания самолёт не вернулся.

30 сентября 1943 года экипаж самолёта в составе командира В.Н. Гречишкина, штурмана А.И. Перегудова и стрелка-радиста И.Ф. Марченко вылетел на бомбардировку дальнобойной батареи врага.

Самолёт был подбит. Лётчики направили горящий самолёт на позицию артиллерийской батареи. В.Н. Гречишкин и А.И. Перегудов погибли. И.Ф. Марченко удалось покинуть горящую машину, он в бессознательном состоянии попал в плен.

Алексей Перегудов

Алексей Перегудов

— Экипаж был очень отважен! Только боевых вылетов — двести двадцать. Из них ночных — более полутора сотен, — говорит Алексей Валерьевич Перегудов, внук Алексея Ивановича Перегудова. — Как они ориентировались в кромешной тьме, я, как лётчик, не представляю. Постоянная смена аэродромов, постоянно нужно наизусть изучать план местности. В обязанности  штурмана входило бомбометание. И это всё в темноте с нулевой навигацией! Они очень много бомбили и нанесли огромный урон врагу. Экипаж к званию героев представили ещё при жизни, но, пока документы «ходили», лётчики погибли и были награждены уже посмертно.

Алексей Перегудов-младший был назван в честь деда: «А нас всех называли в честь деда. У меня и двоюродные братья, и племянник —  все Алексеи. Хорошее имя, почему бы нет?» (смеётся)

Так же, как и дед, жизнь свою Алексей Валерьевич посвятил военной авиации. Закончил оренбургское военное училище, стал лётчиком морской авиации, служил на Северном флоте:

Тащат мотор самолёта

—  У нас с дедом разные специальности. Он штурман, а я лётчик. Когда я появился на свет, отец сказал: «Лётчик родился». В садике на вопрос о будущем говорил, что хочу быть конюхом. А когда стал чуть старше, решил стать лётчиком. Думаю, что сыграл свою роль не столько дед, сколько отец. Он хотел быть лётчиком, но у него не получилось по здоровью. И во мне он воплотил свою мечту…

Алексей Валерьевич гордится своим героическим предком и бережно хранит семейные реликвии, связанные с Алексеем Ивановичем:

— Вот, в семейном архиве сохранилось удостоверение Героя Советского Союза. Осталось очень много писем к жене — моей бабушке. Дед там про отца пишет, папа тогда только родился. Я перечитываю письма деда, очень интересно.

Алексей надеется на официальное подтверждение того, что части Пе-2, найденные поисковиками, действительно принадлежат самолёту, на котором воевал его дед.

Мотор самолёта

— О подвиге Гречишкина и Перегудова мы узнали уже после того, как нашли части самолёта, — говорит поисковик Денис Митин. — Обычно так и бывает, что начинаешь изучать конкретный бой или историю человека уже после того, как заинтересовался какой-то находкой. Проанализировав свою деятельность в поисковом отряде, понимаю, что большая часть знаний о войне пришла с интересом к находкам. Найдёшь, например, стаканчик — и начинаешь раскручивать, что за стаканчик, какого года выпуска, где производился. И за этим тянется целая история. По номерам двигателя, которые мы рассмотрели, нам сказали, что это Пе-2 Василия Гречишкина. Но поскольку доступа к архивам у нас нет, точность этих сведений нужно ещё проверять.

Официальное подтверждение этому факту взялся получить инициатор создания Гатчинского музея истории военной авиации Геннадий Панёв. Геннадий Анатольевич убеждён, что такой экспонат для музея — настоящий подарок и настоящая гордость. Он, не задумываясь, купил двигатель Пе-2, найденный в Горбунках, и привёз его в Гатчину:

IMG_7563

О том, что поисковики из Петербурга нашли части самолёта, на котором воевал Алексей Перегудов, я узнал от Андрея Клементьева, руководителя поискового отряда «Искра». Зная, что в Гатчине будет музей истории военной авиации, я решил, что у нас обязательно должен быть такой экспонат. Я бы сказал, уникальный экспонат. Ведь это часть двигателя самолёта, который защищал гатчинское небо, а члены экипажа, воевавшие на нём, похоронены в Гатчине. Появление такого экспоната — это огромная удача! Нам вскоре привезут и лопасть винта этого самолёта, так что в музее появится целый стенд, посвящённый экипажу легендарного бомбардировщика.

Алексей Перегудов входит в инициативную группу по созданию  Гатчинского музея военной авиации. Геннадий Панёв надеется, что на этом стенде появятся материалы архива семьи Перегудовых, которые музей возьмёт на ответственное хранение.

Геннадий Анатольевич Панёв с интересом откликается на любую информацию, связанную с историей военной авиации. Он, как будущий директор музея, заинтересован в исторически достоверных и уникальных экспонатах.

— Мы открыты к сотрудничеству со всеми людьми, которые неравнодушны к истории своей малой родины, — говорит Геннадий Панёв. И бережно касается «сердца» Пе-2, которое перестало биться 30 сентября 1943 года.

Алёна РЫБАКОВА

Фото: Сергей КОВАЧЕВ

На верхнем фото Алексей Перегудов и Геннадий Панёв рассматривают находку

 

 

 

 

Recommended for you
Парк закрыт
Музей-заповедник «Гатчина» готовится к летнему сезону

С 27 апреля вход  в Дворцовый парк будет платным. Для  посещения Дворцового парка жителями  Гатчины...