Home » Культура » В Красном Селе уже больше года работает Татарский культурный центр
DSC05488

В Красном Селе уже больше года работает Татарский культурный центр

Об этом рассказал на Совете по межнациональным и межконфессиональным отношениям при главе администрации ГМР председатель татарско-башкирского общества Гатчинского района  «Юлдаш» Ильяс Норов.

Представители общественной организации «Юлдаш» – постоянные участники различных мероприятий этого культурного центра. По приглашению Ильяса Баймахматовича в татарском центре побывали гости из национально-культурных объединений Гатчинского района.

Незабываемые впечатления остались от радушия и гостеприимства, от ресторана «Халяль», где шеф-повар Раиля Даулетовна Амирова из Гатчины готовит вкусные и ароматные блюда татарской, башкирской, узбекской и русской кухни. Администратор Светлана Геннадьевна Ковязина заинтересованно, с любовью и чувством гордости провела экскурсию по всему помещению с красивыми национальными интерьерами, напоминающими восточный дворец.

Члены татарского общества Красного Села и «Юлдаш» Гатчинского района давно вынашивали мечту о своём помещении, где будет возможность глубже узнать свою историю, народные обычаи, проводить национальные праздники, вечера для молодёжи, мастер-классы, уроки татарского языка. Эти светлые мечты татарского народа сумел осуществить талантливый руководитель, предприниматель Владимир Николаевич Алимов, который на свои собственные средства построил национально-культурный дом «Луч-Нур» общей площадью 1000 м2. «С самого рождения я живу в России. Чем старше становлюсь, тем острее желание сохранить традиции и обычаи татарского народа. Я думаю, что пока живёт человек, он ищет своё предназначение. Для чего? Наверное, для того, чтобы оставить добрый след…», – сказал на открытии Национально-культурного дома «Луч-Нур» его директор В. Н. Алимов.

Алимовы научились жить и работать дружно и красиво. Все вопросы решают вместе, считают, что труд приносит ощущуение радости, помогает самоутвердиться. В семье Алимовых каждое поколение училось уважать свой род и сохранять честь своей фамилии. Заглянем в их семью. Алимов Владимир Николаевич родился в 1956 г. в г. Северо-Задонске Московской обл. в многодетной татарской семье. Он был долгожданным мальчиком после семи сестёр. Владимир с детских лет понял, что он является носителем и продолжателем фамилии. Он знал: это большая честь и ответственность. Его мать, Халися, воспитала его настоящим мужчиной. С целью дать образование детям семья переехала в Ленинград.

На берегах Невы Владимир окончил школу, отслужил в Армии, получил специальность инженера-механика. Алимов больше 10 лет работал в отделе культуры Ломоносовского района. Здесь же он устроил личную жизнь. Встретив умную и красивую девушку Нюрсяню, понял – это судьба. Алимова Нюрсяня Тагировна родилась в деревне Семёнка Горьковской обл. Успешно окончила Ленинградский институт советской торговли им. Ф. Энгельса. Алимовы поженились в 1980 г. В семье родились два мальчика: Руслан и Рустам. На семейном совете было решено открыть своё дело. Так появилась в д. Виллози «Фабрика домашних солений». Владимир – руководитель и организатор. Нюрсяня – технолог, всю рецептуру на фабрике создавала она. Сегодня ООО «ФДС» занимает лидирующее положение на рынке города и области. Алимов за добросовестный труд в агропромышленном комплексе неоднократно награждался почётными грамотами: имеет благодарность министерства сельского хозяйства РФ. За вклад в развитие и пропаганду татарской культуры награждён Благодарственным письмом Председателя Госсовета республики Татарстан.

Оба сына – Руслан и Рустам, окончили – Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения по специальности юриспруденция. Работают вместе с родителями. Сыновья соединили свои судьбы с татарскими девушками. У обоих прекрасные семьи.

В декабре 2016 г. «Луч-Нур» отметил свой день рождения. С годовщиной пришли поздравить: Никольский Евгений Владимирович – депутат ЗАКСа СПб, Мареев Евгений Маерович – глава администрации Красного Села, Валиулин Ренат Накифович – полномочный представитель Республики Татарстан в СПб, делегация всемирного конгресса татар из Казани, председатель татаро-башкирского общества «Юлдаш» – Ильяс Норов и Киям Курмакаев – учредитель «Юлдаш» – из Гатчины и другие официальные гости, а также телевидение Татарстана.

Памятные подарки, слова большой благодарности и признательности прозвучали в адрес Владимира Николаевича Алимова, который убеждён, что кроме материальных благ, на свете есть моральные, духовные и национальные ценности. Созданием Центра культуры он заложил фундамент для будущего своего народа.

Состоялось торжественное открытие выставки музейных артефактов и старинных предметов быта из частной коллекции Жалялетдинова Каюма Мибиновича, а также открытие художественной экспозиции его акварельных и графических работ: «У Троицкой церкви», «Последние лучи солнца», «Вид из окна на новую улицу» и многих других. Свой бенефис Каюм Жалялетдинов закончил игрой на гармошке весёлых татарских наигрышей и пением песен.

В течение дня все участники празднования смогли посетить «День открытых дверей» на мусульманских образовательных курсах для взрослых и детей, помещение для намаза, молельную комнату, где официально закреплён от Духовного управления мусульман РФ священнослужитель (мулла) Дамир Хусаинов, который облегчил проведение мусульманских обрядов на данной территории, курсы татарского языка, посмотреть занятия по хореографии, вокального ансамбля, театральной мастерской «Мюзикл», женского образовательного клуба, где встречи женщин проходят по интересам и различной тематике в дружественной атмосфере, заканчиваются чаепитием.

А также мастер-классы по вязанию, росписи по керамике и стеклу, витражи и др. Детей пригласили на театрализованное музыкальное представление «Волшебный сундучок».

Праздник завершился в банкетном зале за фуршетным столом, среди радостных и счастливых людей, где состоялся большой концерт национальной музыки и пения  с участием гатчинского исполнителя Динара Байтемирова, а также новогодними поздравлениями татарского Деда Мороза – Кыш Бабая.

Среди наших соотечественников в Ленинградской области много достойных людей. Они всегда готовы делать нашу жизнь краше и быть полезными нашему обществу. Такие люди вызывают восхищение и уважение.

Нина АНИКОНОВА-ЭРТЭ, директор Центра культуры ингерманландских финнов «Hatsina»

Справка

Татары в Санкт-Петербурге появились с первых дней его строительства, так как Пётр I сгонял по собственному указу «работных» людей со всех уездов России. На строительство будущей столицы из каждых 10 татарских дворов брали одного молодого мужчину, который назад уже не возвращался. Указом от 18 августа 1710 г. предписывалось переселять в Петербург из всех губерний, уездов и посадов 4720 мастеровых людей с жёнами и детьми на вечное жильё.

Прибывшие работные люди селились посадами (слободами), чаще всего по этническим признакам, по принципу землячества (казанские, касимовские, пензенские, нижегородские татары). Жили татары в татарской слободе, был у них свой татарский рынок. Татары, для своего времени, были культурной и образованной нацией. Лучшие сыны татарского народа обучались не только в булгарском медресе, но и в Бухаре, Самарканде. Караваны средневековых булгарских купцов колесили тогда по русским княжествам, Крыму, Ср. Азии, и даже по Скандинавии. Татарские ювелиры и оружейники восхищали весь мир. Таким образом, в русской истории татары всегда были народом со своими древними культурными и духовными традициями. В Петербурге они старались не смешиваться с жителями столицы и всегда составляли замкнутую мусульманскую прослойку.

Не вся татарская знать после падения Казанского ханства продолжала исповедовать ислам. Многие приняли христианство и усвоили русскую культуру (перечень аристократических татарских фамилий очень широк: Ширинские, Шахматовы, Мещерские, Апраксины, Нарышкины, Юсуповы, Тургеневы). Можно выделить три основных занятия татар: торговля, услужение и ремесло. Татары вели также крупную торговлю мехами, кожей и коврами. Уже с конца XIX века в России некоторые отрасли торговли солью, хлебом, кожами – почти всецело находились в их руках. Среди татар были купцы IIIIII гильдии. С древнейших времён татары узнали, что торговля интернациональна, и их национальная принадлежность и вероисповедание здесь не играют никакой роли. Торговых людей в Петербурге объединяли крепкими узами твёрдые законы и коммерческая дисциплина: умение держать слово, честность в финансовых делах.

Трудовая деятельность татар в столице Российской империи была особенно заметной в сфере услужения. Многочисленные дворники содержали в чистоте дворы и улицы, разносили дрова по квартирам и выполняли множество мелких услуг. Прислуга в императорском Зимнем дворце в начале XX века была полностью укомплектована из татар. Лучшие элитные рестораны столицы славились знаменитыми касимовскими официантами. Занимались татары лёгким и грузовым извозом на лошади. Ломовые извозчики-татары выполняли одновременно тяжёлую работу грузчика. В отличие от других грузчиков, татары за работу денег не брали. В качестве рабочих татары славились добросовестностью, выносливостью, трезвостью и аккуратностью.

Знаменитые татарские просветители и общественные деятели: Баязитов и Муса Бигиев (Муса Эффенди). Баязитов был основателем в Петербурге первой газеты на татарском языке «Нур» («Свет»). В 1881 году Баязитов от имени петербургских мусульман обратился к властям за разрешением на строительство мечети. Первое богослужение в мечети прошло 21 февраля 1913 г. в день празднования 300-летия дома Романовых. До 1939 г. мечеть была действующей. С 1956 г. служба в мечети возобновилась.

Петербургские татары, обретя здесь свою новую Родину, всегда были верны России и российскому престолу. Татары служили в российской армии со времён основания империи. С начала XIX века комплектовался отдельный гвардейский корпус, где офицеры и солдаты исповедовали ислам. Среди бывшего командования российской армии были полковники и генералы татары. Например, Али Давлетович Шейх-Али из рода Тевкиловых, который командовал башкиро-мишарскими войсками, а после выхода в отставку занимался общественной деятельностью. Род Тевкиловых исправно и преданно служил Российской империи. Среди них были учёные, муфтии, дипломаты и генералы, даже члены Государственной Думы.

С начала великой Отечественной войны все мужчины, способные носить оружие, ушли на фронт. Состав отдельных подразделений Ленинградского фронта на 30% состоял из татар. Многие женщины-татарки в блокадном городе служили в МПВО, госпиталях, работали на заводах. Не все пережили блокаду. Более 30 тысяч татар похоронены на Пискарёвском и Серафимовском кладбищах. Они занесены в «Книгу памяти Ленинграда 1941-1945 г.г.». Памятники погибшим героям-татарам установлены на Невском пятачке и Синявинских высотах.

Татарский народ имеет богатую материальную и духовную культуру, которая своими корнями уходит вглубь веков. Татарский народ гордится поистине многовековой историей литературы, искусства и др. отраслей культуры, давших человеческой цивилизации такие яркие таланты, как Кул Гали, Муса Джалиль, Зайни Султанов, Гумер Баширов, Рудольф Нуриев, Ильгам Шакиров и др.

 

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

More 1300 posts in Культура
Recommended for you
Масленица
Масленичные гулянья в Гатчинском районе

С 11 по 17 марта по России идёт широкая Масленица (далее…)