От пастели Косьянковской, к открытому письму Мкртчяну
27 октября в библиотеке им. Куприна тихо открылась художественная выставка пастели Натальи Юрьевны Косьянковской «Тихая моя родина». Поверьте, эту выставку всем нужно посмотреть обязательно. И на это у вас в запасе есть, насколько я понимаю, уж точно целый ноябрь.
О блистательной Косьянковской я обещала непременно рассказать, но сделать это оказалось делом непростым. Наталья Косьянковская – художник высокий и точный. Сейчас я попытаюсь внятно объяснить свою мысль. Женщин «от поэзии» часто называют поэтессами, но Цветаева – это только «поэт», причём поэт с большой буквы. В этом смысле, Косьянковская – Художник.
Презентацию своей выставки «Тихая моя родина» Наталья Юрьевна начала с благодарности: «Во-первых, я хочу поблагодарить наши библиотеки. У нас в Гатчине нет выставочных залов вообще, ни одного, а библиотеки дают возможность выставиться не только нашим художникам гатчинским, но и дают возможность выставиться лоскутницам…» Общеизвестно, что Косьянковская – автор идеи, создатель, вдохновитель фестиваля лоскутного шитья «Лукоморье». А «Лукоморье» — это её детище, боль и радость, и это также гордость и, простите за новояз, бренд Гатчины и Гатчинского района.
Наталья Косьянковская по профессии художник-дизайнер, а живопись и графика – это её хобби, которыми она, по собственному признанию, занимается урывками. Рассказывая о своём увлечении «пастелью», о любви к ней, — именно в этой технике выполнены в основном представленные ныне работы, — Наталья Юрьевна опять переходит к выражению благодарности. Теперь она вспоминает добрым словом учебно-методический центр культуры и искусств при комитете по культуре Ленинградской области. Вообще, Косьянковскую, по моему скромному мнению, характеризуют три качества – профессионализм во всём, неравнодушие и благодарность. С таким человеком общаться легко и приятно, но такому человеку нужно соответствовать…
Выставка «Тихая моя родина» порадует зрителя безусловной органичностью и тонкой гармонией. Есть опасность «зависнуть» буквально перед каждой картиной, поэтому рекомендую при посещении этой выставки иметь некий запас времени… Боже мой, как же хороши все представленные здесь пейзажи! Но, а картина «Дельфиниум» — это просто моя любовь с первого взгляда. Она мне, и это правда, теперь снится ночами… А ещё мне сильно понравились небольшие графические работы, выполненные Натальей Юрьевной в Гатчинском парке. Опять же, пример профессионального подхода Натальи Юрьевны ко всему, в данном случае я говорю о способности показать, казалось бы, аскетичную графику безоговорочно уютной и тёплой. Для меня эти графические картинки явились дополнительным приятным бонусом. И для вас явятся, уж поверьте…
Уверена, мой отклик не будет отличаться оригинальностью, я просто настоятельно зову вас посетить эту выставку. Это как раз именно тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…
К сожалению, но мне уже не кажется странным то, что на открытии этой замечательной выставки не было ни самого «министра гатчинской культуры», ни представителей его «культурного министерства», ни культурных представителей депутатского корпуса, ни культурных общественников из Общественной палаты. Может быть, я плохо искала, но, кажется, в структуре Совета Депутатов ГМР даже нет постоянной комиссии, занимающейся вопросами культуры, сохранения культурного наследия, созданием и развитием культурных проектов. (Смотрела здесь: http://radm.gtn.ru/sovet/struktura/). Логично было бы предположить, что «мать-культуру» опекают у наших избранников в комиссии по вопросам социальной политики, но, смотрите, каково «Распределение направлений работы <этой (вставл. слово и курсив мои)> постоянной комиссии:
— вопросы по оказанию содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями города;
— контроль за выполнением законов и иных правовых актов органов государственной власти по вопросам социально-правовой защиты ветеранов и блокадников;
— проблемы инвалидов и пенсионеров;
— порядок и правила распределения жилой площади;
— защита прав семьи, материнства, детства и молодёжи;
— законодательные инициативы по вопросам социальной защиты населения». (Отсюда — http://radm.gtn.ru/sovet/comission/?id=5) Может быть, я опять плохо искала? Поправьте тогда, буду признательна.
И в Общественной палате такой – «по вопросам культуры» — комиссии нет, я честно не нашла. Но, надо заметить, «общественные» люди, болеющие за Культуру (курсив мой) и борющиеся за её интересы, конечно есть. Одно имя Андрея Вячеславовича Бурлакова чего стоит!
Уважаемые, может быть, выставка Натальи Косьянковской просто для вас недостаточно культурное мероприятие? Как и выставка Владимира Маркова, опять же? Какие культурные мероприятия вы считаете достойными своего внимания? В открытых источниках я нашла только вот такую информацию:
«В Межпоселенческой центральной районной библиотеке им. А.С. Пушкина 9 июня прошёл круглый стол «Вокруг Пушкина…», в котором приняли участие именитые пушкинисты и потомки Александра Сергеевича Пушкина.
С приветственным словом перед участниками круглого стола выступили первый заместитель главы администрации Гатчинского района Роман Дерендяев, председатель комитета по культуре и туризму района Даниил Мкртчян…» (https://gtn-pravda.ru/2018/06/18/voydu-nevidimo-i-sjadu-mezhdu-vami.html).
То есть, конечно-конечно, Пушкин – наше всё! Никто не спорит. Кстати, что там со сгоревшей усадьбой Руново? «В Гатчинском районе сгорела усадьба «Руново», связанная с именем Пушкина. Она расположена всего в километре от знаменитого домика няни Арины Родионовны в Кобрине. Печальное событие уже громко назвали «потерей для русской культуры». Увы, мечта о пушкинском заповеднике, с инициативой создания которого ещё тридцать лет назад выступал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, становится все болеепризрачной…» (https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/runovskoe_pozharishche) Там же: « — Сколько за многие годы мной было написано газетных статей, обращений во все инстанции по поводу трагической судьбы «Руново», — сокрушается Бурлаков. — Но чиновники всякий раз почему-то отмахивались: никто не хотел брать на себя ответственность. В качестве одной из отговорок звучало, что, мол, поскольку там была туберкулезная больница, то здание может быть заражено. Да ничего подобного! Иначе почему, брошенное, оно было открыто всем?» Тема Пушкина и всё, что связано с именем Поэта – об этом можно говорить и спрашивать бесконечно, тут Круглым столом раз в год не обойдешься, да?
К слову сказать, я звала вас, «добрые ангелы» из гатчинского культурного поднебесья, на вполне себе очень даже культурную встречу. Один момент, на этот раз процитирую себя любимую: «…хочу постучаться «в культурные небеса» и пригласить наших добрых ангелов из «гатчинского министерства культуры» на собрание ГТХ (Гатчинского товарищества художников), которое состоится 26 октября, в ближайшую пятницу, в Музее истории Гатчины (пр. 25-го Октября, 18). Встретимся в 16-30, обрадуемся друг другу, пообщаемся, глядишь – и выйдет толк». (Сверить можно здесь: http://gatchinka.ru/culture/ot-metalla-do-holsta-vladimira-markova.html). Толка не вышло: а потому, как никто из вас не откликнулся, и никто «из них» не пришёл… Понимаю, много дел, понимаю, не до пустяков. Но, поймите правильно, услышьте-прочитайте: очень нужно многим с вами поделиться и о многом вас расспросить. О бедных художниках хочется замолвить слово. Ну, так, по старой дружбе… Ну, ничего-ничего, я напишу вам подробное письмо, буквально на днях, к празднику, ко Дню народного единства. Открытое…
А напоследок три строки современного гатчинского поэта Л. Кульбенко, вполне себе культурного человека:
«…И на плацу стоит безмолвно Павел,
Мечтая снова Гатчине вернуть
Тот блеск, и красоту, что он оставил…»
Елена ФЕДОТОВА, общественный председатель Гатчинского товарищества художников