Ну, о-очень страшный Шекспир!
«Все умерли, но пьеса хорошая!» — этой фразой, как красным шнурком, прошиты произведения великого англичанина, вошедшие в фарс «Страшные сказки Шекспира». А почему нет? Давайте считать.
В «Гамлете» погибли восемь персонажей. «Ромео и Джульетта» — пять погибших, «Король Лир» — семь, «Отелло» — четыре. «Макбет» — лидер по «страшностям». Насчитав с десяток трупов, я сбилась.
В юности я занималась в театральной студии. С тех пор в моём лексиконе для отрицательной оценки нет слов «плохой спектакль», есть «мне не понравилось», или «я не поняла». Об этих сказках у меня нет необходимости говорить то или другое. Я поняла. И кое-что мне даже понравилось, но претензии всё же есть.
«Ничто не является хорошим или плохим – всё зависит от того, как мы смотрим на вещи», — так говорил Шекспир.
Я не сноб. И уж тем более не моралистка. Соглашусь со всеми, кто говорит, что наши дети видели и знают ТАКОЕ, что нам и не снилось. Да. Но… когда подростки заходят на взрослые страницы в Интернете, они понимают, что это чужая, запретная территория, и всё, что там происходит, на них не рассчитано. А что же спектакль, который показывают в два часа буднего дня? Он рассчитан на старшеклассников?
Все эти шекспировские страсти «чисто, чтобы поржать», — как бы говорят взрослые артисты юным зрителям. И ребята чётко считывают этот посыл. Во время спектакля довольно громко переговариваются, не следят за сюжетом, но «включаются» и начинают живо реагировать только тогда, когда Офелия начинает раздеваться.
— Парни, о чём спектакль? — спрашиваю мальчишек при выходе из зала.
— Чисто поржать! – отвечают те.
Что тут скажешь? Они правы. Это же фарс — комедия лёгкого содержания с внешними комическими приёмами, значит, должно быть смешно.
А вот мне в некоторых моментах было совсем не смешно. И я даже спиной чувствовала неловкость, когда Эмилия с призывно поднятой юбкой, голосом девушки с дорожной обочины, учила Дездемону «уму-разуму»:
— Я тоже не могла бы перед богом. Но где-нибудь в потёмках — отчего ж!
Вот вы хоть зарежьте меня, как героев Шекспира, но не переубедите! Мальчикам и девочкам в четырнадцать лет со сцены театра о женщинах нужно какие-то другие вещи слышать. А подобных «истин» они ещё насмотрятся и наслушаются — и на улице, и в Интернете. Если уже не наслушались.
Одним словом, к «Страшным сказкам» должно прилагаться другое время и другая публика. Более взрослая и более подготовленная, что ли. Которая улавливает «культурный» контекст и с которой смеяться можно на одном языке.
Хотя… Может быть, у авторов расчёт на то, что дети подумают: «Ха, прикольно! А что там было на самом деле?», да и пойдут взахлёб читать Шекспира? Хорошо бы! Но очень сомнительно.
Если будете принимать решение «to go or not to go?», советую — «to go». Следующий раз Гатчинский ТЮЗ будет давать «Страшные сказки Шекспира» 17 мая в 19.00, зал ЦТЮ.
P.S. С 23 по 26 апреля во всём мире отмечают шекспировские дни. Настоящий день рождения Барда, как называют его в Британии, история не сохранила. Известно лишь, что крещён он был 26 апреля 1564 года, а умер 23 апреля 1616. В эти апрельские дни принято ставить спектакли, проводить фестивали, читать Шекспира.
Не знаю, дата премьеры «Страшных сказок Шекспира» — 24 апреля — была выбрана нарочно, или так совпало? Но приятно, что Гатчина оказалась в мировом тренде. И англицизмы в моей заметке совершенно уместны, поскольку день рождения драматурга ООН объявила Днём английского языка.
«До чего изумителен Шекспир! Не могу прийти в себя… У меня кружится голова после чтения Шекспира. Я как будто смотрю в бездну». А.С. Пушкин.
Алёна РЫБАКОВА
Фото: Ольга ФИРСОВА, «Гатчинская правда»
На верхнем фото: Кормилица — Наталья Корух, Джульетта — Валентина Зудова