Лето под присмотром бабушек из ШТВ
Библиотека «Чудо» и Школа третьего возраста (зав. библиотекой Ирина Петрова, библиотекари Татьяна Андреева и Ольга Василенко, от Школы Ольга Гаврилова) в июне провела на улице два праздника День защиты детей и Пушкинский день — день русского языка.
Школьники из клубов «Пламя» и «Огонёк» азартно отвечали на мудрёные вопросы, носились в подвижных играх, погружались в театрализованный мир героев книг: мушкетёров со шпагой, звездочетов с логарифмической линейкой, магов с волшебной палочкой. Няня Арина Родионовна пришла с…веретеном! Пришлось учиться считать на линейке и прясть. Школьники старались помочь героям «Таинственного острова» Жюля Верна. Они переводили текст записки из бутылки, искали на карте остров Табор, чтобы передать спасительный хинин. Кто стал Павлом I, кто пиратом. Все вместе взялись за руки и произнесли клятву мушкетеров – один за всех и все за одного! Одна из ведущих призналась, что библиотека воспитала её, книги научили не сдаваться, уважать других. Как говорил Жуковский: ни дня без доброго дела, мысли, чувства.
Пушкинский день начался необычно. Дети рассматривали копию уникального авторского поэтического альбома «Моя Пушкиниана» гатчинской поэтессы Надежды Ломовой. Рукописный альбом, выполненный каллиграфическим письмом, был подарен библиотеке им. Пушкина в 2016 г. Школьники, любуясь «рукописным изобилием», читали вдохновенные строки:
Служитель музы
Не ради хлеба,
Он – Божий рупор,
Он – голос Неба.
Водимый свыше —
В словах всесилен
По чине высший
Поэт России.
Затем автор Ольга Гаврилова прочла стихи, посвящённые необычному юбилею — исполнилось 25 лет со дня открытия памятника Коту Учёному из сказки «Руслан и Людмила» возле Лицея №3 (25 мая 1999 г скульптор Валерий Шевченко). Там есть такие строки:
Почему он возник здесь на сломе веков?
Было Пушкину — 200, каждый вспомнить готов.
А полвека назад (как предвидеть он мог?)
Нашим первым директором был посажен дубок…
Но самый большой интерес и у детей, и у воспитателей, и у ведущих вызвала викторина «Назовите символы России во всех областях жизни». Первым, конечно, прозвучало имя самого Александра Сергеевича, родоначальника современного русского языка. Школьники назвали Кремль и балалайку, Байкал и калач…Забегая вперед, скажем, что такую же викторину тоже 6 июня организаторы провели в дневном лагере Лицея№3. Такой же лес рук, наперебой неслись ответы: Красная площадь, Волга, блины и пироги, полёт Гагарина, лапти и клюква, собор Василия Блаженного, Медный всадник, Родина-Мать. Высокое и бытовое, трагичное и озорное… Надо было заканчивать встречу, но школьники не утихали, продолжало звучать всем нам такое близкое, важное, родное, независимо от возраста. Наши дети не подвели, не упустили ничего, а ведь они не готовились! Где эти скептики, которые твердят, что всё забыто, всё пропало?
Библиотека «Чудо», как всегда была на высоте. Викторины по сказкам поэта, конкурс его строки на асфальте. С прошлого года сохранился портрет поэта на стене библиотеки! Серьезно размышляли дети над ответом на вопрос: как обратиться к незнакомцу? В самом деле, в русском языке сейчас нет такой формы. «Товарищ» ушёл, «господин» и «сударь» не прижились, «мужчина» и «женщина» заставляют вспомнить про баню… Один мальчик, услышав обращение «мужик», задумчиво сказал «а ко мне обратились «голубчик». Остаётся безличное: «Прошу прощения…».
Сердце защемило, когда ветеран-чернобылец Николай Шишиморов дважды побывавший на ликвидации Чернобыльской АЭС сказал: «Есть у нас такое обращение – брат…».
Свистать всех на бульвар!
28 июля на бульваре Науки состоялся детский праздник, посвящённый Военно-морскому флоту. Инициатор и ведущая праздника Ольга Гаврилова из Школы третьего возраста сразу пригласила их на борт корабля «Бульвар Науки». Прозвучал праздничный сигнал корабельного горна «Большой сбор» и, определившись с координатами (59°34´с.ш. и 30°07´в.д.), двинулись к станциям.
Здесь узнали о святых покровителях моряков – Андрее Первозванном, Николае Чудотворце, Александре Невском, Иоанне Кронштадском, Фёдоре Ушакове, в честь которых были названы дизельные и атомные подводные лодки, крейсер, катер связи.
А потом пришлось окунуться в нелегкую жизнь моряка, ведь в разучиваемом танце «Яблочко» есть и гребля, и натягивание каната, и подъём по вантам… Но больше всего времени ушло на освоение «короля узлов» — беседочного (булинь). Дети «спасли» из моря ведущую, которая ловко в воде обвязалась канатом. Каждый унёс схему, так что дома можно продолжить.
Трудновато оказалось с морской терминологией, но к концу все усвоили, что такое «бить склянки», а также «камбуз», «кубрик», «корма». Затем все занялись изучением семафорной азбуки, Вика просемафорила «Гатчина». С особым азартом прошла викторина-квест «Выходим завтра в море» где надо было назвать любые плавсредства. Вот только «бревно» и «бочка» под общий смех были отвергнуты…
На одной из станций прибывшие узнали, какими прочными «канатами» связана любимая Гатчина с ВМФ на протяжении своей истории. Вспомнили Озёрную флотилию Павла I, испытание первой серийной подводной лодки Степана Джевецкого, Инженерное военно-морское училище во дворце до 1960 года, наш Центральный военно-морской архив, морской кадетский класс, морское собрание и наши предприятия, связанные с судостроением.
Дети увлеченно вспоминали главные морские символы России: андреевский флаг, гюйс и бескозырка, якорь, крейсеры «Варяг» и «Аврора», ботик Петра, памятник затопленным кораблям в Севастополе, Чесменский обелиск в Гатчинском парке.
На вопрос – почему военных моряков связывает такая прочная дружба и верность, ребята сказали: без неё им просто всем не выжить.
И вдруг на бульваре зазвучала мелодия из к/ф «Пираты Карибского моря»! Появилась мадам Вонг с повязкой на глазу и косынке с черепами. Вот только вместо оружия она держала в руке … кошелёк с пиастрами. «У нас нет стыда, жалости и сочувствия, — громко заявила она. — Мы верим только в деньги и купим на них дружбу и всех вас!». Ребята запротестовали – дружбу не купить! Пираты с позором бежали…
Праздник, как и предполагалось, получился познавательным. Ещё бы! Ведь всё происходит на бульваре Науки и по инициативе волонтёров Школы третьего возраста.
Ольга ГАВРИЛОВА, волонтёр ШТВ