Гатчинская школа третьего возраста отмечает юбилей
«Золотой ключик» Татьяны Ефремовой
Кукольный театр «Золотой ключик» гатчинской Школы третьего возраста за восемь лет своего существования получил признание не только среди зрителей города и района. В 2016 году он занял второе место на всероссийском конкурсе «Доброволец-2016» в номинации «Серебряное волонтёрство».
Сегодня самодеятельный коллектив насчитывает 10 актёров, а его основателем и бессменным руководителем является Татьяна Ефремова – бухгалтер по образованию и творец по призванию. К слову, Татьяна Анатольевна всегда тянулась к творчеству – семь лет была замдиректора Дворца культуры в Североморске по хозяйственной части, принимала активное участие в работе художественных коллективов и едва сама не вышла на сцену – подвела боязнь зрительного зала. Поэтому раскрыть свой талант удалось только в Гатчине – за ширмой кукольного театра.
— Татьяна Анатольевна, как же произошла столь резкая смена амплуа – из «физиков» в «лирики»?
— Я человек очень общительный. В ноябре десятого года я ехала в электричке и разговорилась с попутчицей. Она оказалась «ученицей» гатчинской Школы третьего возраста, и с таким восторгом отзывалась о ней, что мне захотелось в этом убедиться. Я посоветовалась с мамой, которая жила в Гатчине, она одобрила моё решение. И я пришла на седьмой семестр.
Как-то наш руководитель Нина Ивановна Савицкая дала задание подумать о том, какой вклад может внести каждый из нас в дальнейшее развитие и процветание любимой школы. И мне пришла мысль: почему бы не создать кукольный театр? И занялась этим делом, поскольку ничего подобного в Гатчине не существовало. Энтузиазма было много, а вот денег не было совсем. И когда мы столкнулись с предполагаемыми расходами, то оказались неприятно удивлены.
Тем не менее, пять человек единомышленников взялись за работу по осуществлению моей идеи. Каждый приносил что-то из дому: лоскуты ткани, старых кукол. Мы их стирали, доводили до ума, пришивали к головам тельце. Затем я сконструировала ширму – настоящую, как в театре. Поехала на завод «Альбус» в Петербурге, там ребята очень прониклись моей идеей и быстро её соорудили.
Мы сделали игрушки, написали сценарий, подготовили музыкальное оформление и сделали большой спектакль «Теремок». В октябре 2012 года состоялась его премьера в нашей школе – в качестве отчёта о проделанной работе. Наши «школьники» его одобрили.
— И после этого одобрения вы вышли «в люди»?
— Затем мы поехали уже к взрослым зрителям, в социальный центр в Кобрино. Но, чтобы не смущать пенсионеров детским представлением, мы схитрили и предложили им выступить в качестве критиков – можно ли этот спектакль показывать детям. Мне очень хотелось посмотреть на их реакцию. И вы знаете, там был мужчина лет семидесяти, который наблюдал за представлением с таким сосредоточенным лицом, словно видел кукольный спектакль первый раз в жизни. Он словно вновь стал маленьким ребёнком! Когда спектакль закончился, все зрители дали нам положительную оценку.
Мы начали выступать в библиотеках, детских садах, куда нас пускали. Показывали нашу сказку пациентам реабилитационного центра в Дружной Горке, где восстанавливаются люди, перенесшие инсульт. Выступали в детском интернате в Сиверском, где в зале присутствовало около трёхсот человек. Этот интернат меня потряс!
Когда я поднималась по лестнице с оборудованием, услышала разговор двух мальчишек. Они говорили по-взрослому! Да и дети в интернате собраны от мала до велика. И я подумала, что в зале на детском спектакле будет атмосфера напряжённая. Но представление прошло замечательно! И эти рано повзрослевшие дети попросили нас показать «Теремок» ещё раз – так им понравилось.
Мы пообещали приехать к ним ещё раз, но с новым спектаклем – более взрослым. И очень приятно было слышать от ребят слова благодарности. Мы были потрясены. Дети, какими бы они ни были по воспитанию, всегда остаются детьми, а прекрасное их объединяет и завораживает. Тем более русские народные сказки, которые дарят сопереживание и положительные эмоции.
— Ваши представления не просто кукольные пересказы сказок…
— Знаете, я завела книгу отзывов и прошу зрителей оставлять в ней свои замечания по окончании спектакля – что понравилось, что не понравилось. И в этой книге нет ни одного отрицательного отзыва! Детям очень нравится. Но самое интересное, что нравится и взрослым! Объясню, почему.
Для каждой сказки мы пишем сценарий, внося какие-то свои коррективы в исходный материал. В добавление к традиционным персонажам я придумываю новые действующие лица, ввожу иные сюжетные ходы. Вот «Теремок» был исключительно детским представлением. А в следующих спектаклях — «Зайкина избушка» и «Колобок» — появились наши новации.
К примеру, Лиса не съедает Колобка, и он объединяет всех зверей в большую дружную семью, которая является основой любого общества. В «Зайкиной избушке» мы доносим для зрителей мысль о том, что нельзя пускать в дом чужого, незнакомого человека. Так сказать, с детства доносим до наших зрителей определённые социальные установки.
Сейчас мы работаем над большим спектаклем «Кошкин дом», премьера которого состоится в следующем году. Но, если честно, я переписала почти всю сказку. Главные персонажи, конечно, остались, но я их изменила. Вот Кот, который долгие годы служил у Кошки, стал профессионалом, и вдруг роняет уголёк из печки. Это просто не может быть! И я ввела в спектакль двух мартышек, которые приехали в гости к Кошке с острова Маврикий. Вот у них-то, в результате баловства, и выпал уголёк на ковёр (смеётся).
Или что делают в сказке Козёл с Козой? Играют в карты! Разве я могу рекламировать детям азартные игры? Поэтому у меня Козёл – домохозяин и «подкаблучник». Он и пироги печёт, и борщ варит, и за дровами бегает, и воду носит. То есть, мужчина должен всегда помогать по дому. Чем не пример для подражания взрослым зрителям?
— И пару слов о том, что хотите сказать сами, о насущном…
— Сегодня меня больше всего огорчает, что я не могу пройти лицензирование нашего коллектива, потому что мы волонтёры, мы добровольцы. Нам лицензия не положена. А без лицензии мы не можем выступать в большинстве детских садов, несмотря на нашу подготовку и оснащение. Как говорится, без бумажки ты букашка. Это несправедливо.
А ещё я хочу пожелать скорейшего выздоровления нашему бессменному Ёжику – Лидии Михайловне Зайцевой! Мы очень по ней скучаем и ждём её возвращения в театр!
Николай МОНАСТЫРНЫЙ