Год наставника заканчивается – наставничество продолжается
Это подтверждает активная работа Ассоциации педагогов –наставников Гатчинского района. Для того чтобы привлечь к движению наставников новых «адептов», члены ассоциации проводят выездные встречи, на базе разных школ. Одна из таких встреч прошла в Войсковицкой школе№ 1. Здесь собрались учителя Войсковицкой школы№2, Елизаветинской и Пламенской школ; воспитатели детских садов №41, 44, 55.
В рамках встречи эксперт Министерства просвещения РФ в режиме видео-лекции провела методический интенсив, рассказав о системе наставничества педагогических работников в образовательных организациях. Учителя узнали о том, что Министерство хочет вернуться к «хорошо забытому старому» и планирует за наставничество денежное вознаграждение. А также в качестве поощрения введён нагрудный знак «Почётный наставник».
Затем, участников встречи ждал методический экспресс. В разных аудиториях, успешные наставники делились опытом.
«Источники вдохновения: как заряжаться самому и мотивировать других» — об этом рассказал Михаил Солонников, учитель русского языка и литературы Елизаветинской СОШ. Михаил Юрьевич известен далеко за пределами своего поселения, как ведущий блога в соцсетях «Литература в школе». Ученики говорят о нём: наш учитель — блогер. А вот самому Михаилу нравится определение: педагог-просветитель. Михаил Юрьевич рассказал коллегам, о том, как важно, правильно хвалить. И показал на практике, что такое похвала общая, а что такое детальная. Михаил Юрьевич убеждён, что хвалить нужно не общими фразами, а отмечать индивидуальные детали, присущие конкретному человеку, подчёркивающие его способности и лучшие качества. Именно такая похвала является более активным мотиватором для деятельности.
«Почему я выбираю проект?» — Елена Бородина, учитель математики Гатчинской гимназии им. К.Д. Ушинского.
«Интегрированный урок: польза и особенности» — Евгения Истомина, кандидат педагогических наук.
«Ученик года — наставник» — Ирина Нестерова, учитель математики Гатчинской гимназии им. К.Д. Ушинского.
«ГТО – путь к успеху!» — Кира Красавина, учитель физкультуры Гатчинского лицея №3 им. А.И. Перегудова; Татьяна Алексеева, инструктор по физвоспитанию детского сада №18.
«Лучшие практики наставничества в образовательных учреждениях», — Наталья Трубникова, руководитель методического объединения, учитель биологии и обществознания Войсковицкой СОШ №1.Наталья Ивановна рассказала о прекрасных педагогах-наставниках своей школы Нине Ефимовой, учителе физкультуры и Екатерине Абловацкой, учителе начальных классов. И Нина Ивановна, и Екатерина Армасовна опекали и опекают своих юных коллег всегда, сколько работают в школе. И в те времена, когда наставничество было нормой жизни, и в то время, когда нормой быть перестало, и теперь – когда пытаются возродить утраченное. Потому что они это делают не по методическим предписаниям, а по потребности своей педагогической натуры.
Рассказала Наталья Трубникова и о своём личном опыте наставничества.
— Школы крайне редко могут похвастаться тем, что к ним приходят работать специалисты из других отраслей. Такой небывалый случай произошёл в нынешнем учебном году в нашей школе. К нам пришёл преподавать физику молодой человек Алексей Князев. Алексей Евгеньевич магистр технической физики. Он необыкновенно позитивный и коммуникабельный человек. Но он не учитель. Он честно признался: «Я знаю что, но не знаю как». Вот в этом я ему и помогаю. Советую, подсказываю.
Вдвоём Наталья Ивановна и Алексей Евгеньевич прекрасно справляются.
Своим взглядом на современное наставничество поделилась Елена Рыбкина, руководитель Ассоциации педагогов-наставников Гатчинского района, заместитель директора по УВР Гатчинской СОШ №12 «Центр образования».
— Ассоциация — общественная организация, это объединение людей, которые выразили желание добровольно объединиться для того чтобы сформировалось общественное пространство педагогов-наставников. И привлечь внимание к этому движению. С инициативой выступил комитет образования Гатчинского района. Это было продиктовано тем, что Министерство просвещения разработало целевую модель по возрождению наставничества, расширению его видов и форм в современном контексте. Ответом на этот посыл Министерства, в разных регионах стали образовываться такие ассоциации.
Мы уже третий год работаем, и одна из задач, которую мы перед собой ставим – расширить наше пространство, мы даём возможность присоединиться к нашей организации и педагогам дошкольного образования и средне специального. В дальнейшем мы будем предлагать межсетевое взаимодействие муниципалитетов. Нам бы хотелось поделиться своим опытом, послушать коллег из других районов. Есть у нас задумка, сделать на базе Гатчинского района областное мероприятие для педагогов-наставников.
Если говорить о форме наставничества, то их несколько. Например. Взрослый педагог, прекрасный профессионал, но при этом, у него недостаточно знаний для использования современных технических возможностей. А рядом молодой учитель, который с техникой, то, что называется на «ты». Он вполне может стать наставником для своего взрослого коллеги. Так что процесс наставничества очень динамичный и взаимозаменяемый.
— А это обязательно как-то документально закреплять?
— В связи с изменением политики, которая транслируется и заключается в том, что эта работа не должна быть просто назначаемой, она должна быть продуманной, научно обоснованной. Прежде чем оказать помощь, нужно провести диагностику профессионального дефицита, понять, в чём человек испытывает затруднения. Дальше разрабатывается индивидуальный маршрут, и здесь уже продумывается, какими ресурсами можно воспользоваться, куда можно обратиться, где можно поучиться, что сделать вместе. Дальше обрабатываются результаты, что получилось, а что нет. Такой научный подход, он правильный. Естественно, традиции наставничества существуют, но такой научный подход начали применять только сейчас. В основе современной модели наставничества лежит андрагогика. Это педагогика взрослых. Когда ты учишься осознанно. Не потому, что тебя заставляют или принуждают, а потому, что ты сам так решил.
— Такая наукообразность не отпугнёт тех, кто занимается наставничеством «по старинке»?
— Если говорить на уровне образовательного учреждения, то руководителям рекомендовано из стимулирующего фонда оплачивать эту работу, как премиальные, тем людям, которые этим занимаются. Это не прописано в обязательные условия. Это на усмотрение руководителей педагогического совета. Если ты хочешь чтобы эта оплата у тебя была гарантирована, то тебе придётся включиться в процесс оформления документов, без него ты не сможешь получить эту квалификацию. Я прекрасно понимаю людей, которые всю жизнь это делали по зову души и от чистого сердца, они не понимают для чего вся эта история с оформлением и заполнением чего-то. Но вот тут, как раз возникает взаимообратное наставничество. Молодой педагог, которого наставляет этот профессионал, может помочь своему наставнику заполнить все необходимые формы очень быстро. Молодёжь сейчас с этим справляются на раз, они владеют цифровыми технологиями гораздо лучше. Таким образом, молодой становится наставником взрослого и они вместе преодолевают возникшие трудности.
— Как в школах учителя реагируют на выход наставничества на новый уровень?
— Целевая модель по возрождению наставничества начала действовать с 2020 года. Первый год был установочным, потом в школах начали разрабатывать нормативные документы. Когда мы приезжаем в школы, нам задают много вопросов, и многие открывают для себя что-то новое. К нашей ассоциации уже присоединились 20 человек. Пока это только заявки, и нам ещё предстоит познакомиться со всеми этими людьми. Но я точно могу сказать, что интерес к теме повысился, когда стало известно о возможности пройти аттестацию и получить квалификацию. Стали интересоваться, как это сделать, а можем ли мы помочь подготовиться к аттестации. Материалы у многих наработаны, они этим занимаются и пять, и десять, и пятнадцать лет. Учителя понимают, что ресурсы у них есть. Почему бы не получить официально квалификацию? И, конечно, всех этих педагогов-энтузиастов нужно замечать, нужно предлагать их для награждения.
— Как к наставничеству относится молодёжь?
— Здесь очень интересный момент. В некоторых случаях начинает работать совершенно новая модель: от молодого педагога – к молодому. Я три года курировала конкурсы профессионального мастерства, в том числе «Молодой педагог». Предположим, участвует педагог, стал лауреатом, на следующий год она уже приводит коллегу для участия в конкурсе. Я спрашиваю, «кто тебе помогал готовиться к конкурсу?», оказывается, эта девушка, которая была лауреатом прошлого года. Они готовы помогать друг другу. В наставничестве очень важна энергетическая близость людей. Если назначают наставника без учёта «родства душ», то это будет малоэффективное взаимодействие. Бывают молодые люди вполне самодостаточные, они уверены, что им никто не нужен, и они имеют на это право.
— Наставничество это такая живая история…
— Живая! Интересная! Жизнеспособная!
Алёна РЫБАКОВА
На верхнем фото: Директор Войсковицкой СОШ №1 Татьяна Артюх (справа) приветствует участников Дня наставника
Альбом с фотографиями: https://vk.com/album-29998172_300588327