«Я ещё только учусь рисовать»
Этим заявлением юбиляр, известный художник, преподаватель и образец для подражания Александр Ефимович Златкин весьма удивил своих учеников, которые собрались, чтобы поздравить любимого педагога и выразить восхищение его творчеством.
В стенах родной Школы искусств имени Исаака Шварца в Сиверском Александр Златкин приветствовал друзей на выставке «Берега», которая открылась к 65-летию художника.
— Мы все знаем, что сначала было слово. Для меня слово очень много значит. Слово «берег» созвучно с «беречь, берегиня». Это то, что нас оберегает, от чего мы отталкиваемся и к чему возвращаемся, — так художник ответил на вопрос гостей о названии выставки. И продолжил: — Ну и, конечно, не обошлось без Владимира Набокова. Глядя из-за границы, он назвал берега, на которых мы с вами живём, «другими». Мы с вами в более выигрышном положении, для нас эти берега «родные».
Ученики Александра Ефимовича свою выставку-подарок так и назвали «Родные берега». Коридор, ведущий к залу, в котором чествовали юбиляра, оформлен работами этой выставки-подарка. Особенно трогательно смотрятся рисунки-копии с картин учителя. Здесь есть репродукции известных и любимых работ мастера «Царь Давид» и «Баба Таня», присутствует и копия фрагмента совсем нового, философского полотна «Дары волхвов».
Эта картина на выставке занимает центральное место и сразу обращает на себя внимание нетрадиционным для художника Златкина большим форматом. Затем она притягивает внимание желанием подробно рассмотреть все лица, которых изображено около двух десятков. Женщина в красном русском сарафане, с младенцем на руках окружена мужчинами в мундирах начала 20-го века. И вдруг название — «Дары волхвов».
— Один из виновников появления этой картины — мой сосед, который несколько лет назад подарил мне старые фотографии, — рассказывает Александр Ефимович. — На одной были запечатлены необыкновенно красивые офицеры царской армии — все усатые, с породистыми лицами. На другой — ребята какого-то технического училища первых лет советской власти. У них другие лица, но тоже очень красивые. И те, и другие — совсем молодые русские люди. А ведь им пришлось убивать друг друга. Я долго разглядывал эти фотографии, для мне каждый из них стал почти родным человеком, я для каждого придумал какую-то жизненную историю. И тут я понял, что объединить эти два полюса смогла бы только любовь матери. Так у меня возник образ русской Мадонны, одетой в сарафан бабушки моей жены. Это настоящий старинный сарафан Архангельской губернии.
«Златкин — мудрец!», — услышала я за спиной тихий женский голос. «Такие глубокие, философские картины и при этом такой лёгкий, озорной характер», — ответила её собеседница.
Тем временем ведущая вечера Елена Адынян зачитывала вопросы, написанные воспитанниками Александра Ефимовича в специальный юбилейный альбом. Ребят очень интересовало время, «когда Вы были маленький».
— Когда я учился в школе, в стране ещё не было системы школ искусств, были только художественные кружки. Когда в нашей школе открылся такой кружок, рисовать пришла чуть ли не половина всех учеников. Через несколько месяцев осталось 20 человек, через полгода – трое. А спустя год я остался один. Но по-настоящему в меня вдохнули искусство в Орловском художественном училище, где я почувствовал особый творческий аромат.
Из училища Александр Златкин ушёл в армию, потом был Ленинград, работа слесарем на заводе. А уже после — учёба на худграфе в институте имени Герцена. Кстати, от его «альма-матер» прибыла целая делегация с душевными и весёлыми поздравлениями.
— Более цельного человека в жизни не встречал! — сказал Юрий Курнин, член Союза художников, доцент кафедры живописи. — Я рад, что ты всё время в поиске, и время это не уничтожает.
А Андрей Корольчук, доцент кафедры рисунка, председатель гильдии акварелистов, член Союза художников закончил своё поздравление словами мальчика, который хотел порадовать своего пожилого преподавателя: «Вы не старый, вы нормальный!» И зал в очередной раз взорвался хохотом.
Алёна РЫБАКОВА
Фото и видео: Сергей КОВАЧЕВ