Загира и его маленькую камеру знают все
«Фотопрогулки», «фотозасады», «вольный художник», «ХОЖЕНИЕ вне дома»: все эти слова и понятия прочно ассоциируются с Абдулзагиром Пашаевым — фотографом, который «без пыли и шума» появляется на всех значимых и малозначимых событиях в Гатчинском районе. Кажется, что уже нет ни одного предмета, растения и живого существа, которые бы ни запечатлела небольшая фотокамера Загира.
«Свои путешествия «по миру» Абдулзагир Пашаев часто называет фотопрогулками. Улов необычайно велик — по его словам, из всех его фоторабот только сотую часть можно найти в Интернете. На разных сайтах выкладывается лучшее, и даже выставленный на фото копирайт, по словам автора, не спасает от мелкого «воровства» А это уже само по себе — знак качества». (Юлия Лысанюк, Гатчинская правда, 2014 г.)
Абдулзагир Нуридинович Пашаев родился в селе Бабаюрт в Дагестане.
По национальности он кумык (тюркский народ, один из коренных народов Дагестана, крупнейший тюркский народ на Северном Кавказе. Говорят на кумыкском языке. Общая численность в мире составляет более 500 тыс. человек. По данным 2010 года, кумыки составляли третье по численности население в Республике Дагестан. — Прим. ред.)
Летом 1983 года Абдулзагир приехал в Ленинград и до августа 1986 года работал на Ижорском заводе слесарем-сборщиком в цехе № 19.
С сентября 1986 по 1992 гг. учился на историческом факультете РГПУ
им. А. И. Герцена. С 1997-го работал и жил в деревне Дони Гатчинского района. С 2005-го живёт в Гатчине.
— Вы можете назвать Гатчину своим домом?
— Гатчина — город, в котором живу, и куда возвращаюсь из недолгих путешествий.
«Творческие маршруты Абдулзагира Пашаева очень разные. Едва ли не вдоль и поперёк исхожен весь Гатчинский район, городские улицы и парки, включая самые потаённые их уголки, и, конечно же, Петербург. Пашаев — неизменный участник популярной фотовыставки «Сушка», где его работы пользуются особым признанием. Виды, панорамы и лица, день и ночь, в любую погоду и время года — жадный интерес к миру и жизни во всех её проявлениях требует фиксации, удержания». (Юлия Лысанюк, Гатчинская правда, 2014 г.)
— Поддерживаете ли дома национальные традиции?
— Да, национальные традиции поддерживаю. Религия — как культурное наследие, но попов-мулл не признаю. Говорю, читаю, пишу на родном, кумыкском языке. Думаю на родном языке, а также на русском, в зависимости от ситуации. В Дагестане бываю почти каждый год, отслеживаю положение.
«…о своей родине Абдулзагир Нуридинович не забывает. Он всегда в курсе всех событий, ведёт активную переписку с земляками в Интернете, участвует в соответствующих группах и обсуждениях. Для него думы о Дагестане связаны с болью за его судьбу, за жизнь своих соотечественников». (Юлия Лысанюк, Гатчинская правда, 2014 г.)
— Есть ли в Вашем родном языке пословица, аналогичная русской: «Не красна изба углами — красна пирогами»?
— Да, пословицы такого рода есть: «Уъйню арювлюгю уллу агьлю» (Богатство дома —— большая семья).
— На Ваше творчество сейчас больше влияет «русский дух» или традиции Вашего народа?
— В творчестве влияние происходит по-разному — в зависимости от темы работ.
«Экспозиция домашней фотовыставки Абдулзагира Пашаева часто меняется. На стенах развешаны не только гатчинские и питерские «мгновения», оформленные в рамку. Внимание привлекают горные пейзажи, привезённые из поездок по родному Дагестану…» (Юлия Лысанюк, Гатчинская правда, 2014 г.)
«Вольный художник по призванию и должности, любитель истории и фотопрогулок, Абдулзагир пишет СВОЮ фотоисторию Гатчины» — так говорится в аннотации к выставке Загира Пашаева, которая работала летом
в медиатеке Купринки. Каждая из 16 выставленных работ подолгу приковывала внимание зрителей. Настолько удивительными были, казалось бы, знакомые всем виды, что их хотелось разглядывать и разглядывать, чтобы понять, как фотограф исхитрился сделать такой снимок.
Всем известно, как фотографы трепетно относятся к размеру объективов своих фотокамер и к различным «приблудам» для фотоаппаратов. Считается — чем круче техника, тем лучше фотоработы. А вот для фотографа Пашаева его скромная камера не становится преградой к интересным кадрам. Загир славится тем, что для необычного ракурса он готов: присесть, лечь, влезть с ногами, нырнуть с головой, изогнуться, встать на одну ногу или даже на голову… А, кроме того, он ещё и лаконично описывает свои фотопрогулки. Эти визуальные и вербальные свидетельства очевидца становятся бесценными историческими вехами.
«Мгновение останавливается не только потому, что оно прекрасно. Мгновение хочет удержаться в человеческой памяти, чтобы помочь нам потом, по крупицам, восстановить ход времени». (Юлия Лысанюк, Гатчинская правда, 2014 г.)
Сегодня мы радуемся, наблюдая, как преображается Белогорский замок, а всего пару лет назад Загир оставил такую запись в своём ЖЖ «ХОЖЕНИЕ вне дома»:
«В очередную летнюю фотопрогулку прошёлся берегами Оредежа от Кезево до Белогорки. В Белогорке поснимал с моста Оредеж и руины Белогорской ГЭС. Затем прошёлся на территорию усадьбы Елисеева, что на левом берегу Оредежа. Территория усадьбы и сама усадьба (дом) в заброшенном (руинированном) состоянии, хотя числится за каким-то хозяином. Хозяин сделал попытку отремонтировать дом, но затем забросил затею.
Слишком затратное дело это — ремонтировать (восстанавливать) дореволюционную усадьбу.
Нынешние «хозяева жизни» умеют лишь хапать исторические объекты и кичиться ими. Вот и данная усадьба потому в руинированном состоянии гибнет…
Поснимал виды усадьбы Елисеева снаружи вокруг и внутри — полазал от подвала до чердака. Когда-то прекрасная усадьба в очень печальном виде ныне пребывает… А природа вокруг усадьбы прекрасна…»
— Как Вы отнеслись к распаду Советского Союза?
— К распаду СССР отнёсся положительно — рухнула империя со всем «советским интернационализмом» — империи не вечны.
— Вы себя чувствуете больше русским или кумыком?
— По жизни и чувству — кумык, где бы ни жил. Толерантен по отношению ко всем другим народам.
АС-Медиа