Home » Поселения » Гатчинское городское поселение » Гатчина татарская в стародавние времена
Александр Куприн

Гатчина татарская в стародавние времена

 Ещё в начале краеведческой работы, в восьмидесятые–девяностые годы, мне не давали покоя вопросы, возникшие во время изучения забытого прошлого Гатчинского края. Откуда у железнодорожного переезда, расположенного недалеко от платформы Татьянино по Варшавской железной дороге такое странное название — «Татарский»? Почему местные старожилы называли один из участков городского кладбища «Татарским»? Какую историю имеют «Татарские могилы», находящиеся в поле, в районе станции Суйда?…

Гатчина не Казань, однако если ты занимаешься исследованием родного края, то постоянно находишь татарские и русско-татарские связи, воедино сплетённые в летопись старой и новой Гатчины.

А что же известно о появлении представителей тюркских народов в нашем городе? Здесь нужно начинать историю со времён императора Павла I.

В царском дворе с 1792 года служили два особо преданных ему сподвижника Алексей Андреевич Аракчеев (1769 1834) и Фёдор Васильевич Ростопчин (1763 1826), имевшие татарские корни. Они начинали службу при великом князе Павле Петровиче, первый подпоручиком, другой поручиком, и постепенно поднялись до самых вершин государственной власти.

Алексей  Аракчеев артиллерийский офицер, рекомендованный на службу к наследнику, комендант павловской Гатчины в 1792 1796 годах, впоследствии граф, реформатор русской армии, генерал от кавалерии, военный министр, главный начальник императорской канцелярии и военных поселений. Фамилия Аракчеева происходила от татарского слова «арак», что в переводе на русский язык «водка». Один из его предков занимался производством и торговлей этого опьяняющего напитка и получил при крещении фамилию по своему роду занятий, ставшей родовой.

Фёдор Ростопчин, в 1793 году прикомандированный к «малому» Гатчинскому двору генерал-адъютантом наследника, сумел завоевать расположение будущего императора: при Павле I возглавил кабинет министра по иностранным делам, был членом Коллегии иностранных дел, руководил военным департаментом; в 1798 году был произведён государем в действительные тайные советники. В Гатчинской истории он оставил свою память открытием в городе первой почтовой конторы.

Если Аракчеев происходил из неособо знатного служивого рода, то родословная Ростопчина велась от потомков Чингиз-хана, выехавших из Золотой Орды: сначала в Крымское ханство, а затем в Московское княжество.

Уж если вспоминать других знаменитых гатчинцев, имевших тюркские корни, то нужно вспомнить, прежде всего, писателя Александра Ивановича Куприна потомка татарского князя Кугуша по материнской линии. Мать писателя Любовь Алексееевна Кулунчакова унаследовала фамилию от предков в 11-м поколении. «Кулунчак» в переводе с татарского «стригун», годовалый жеребёнок. Будучи гатчинским жителем, Куприн гордился своим происхождением и не раз вспоминал об этом.

Вот что написал в своих воспоминаниях Иван Бунин:

«Александр Иванович очень гордился своей татарской кровью. Одну пору (во время своей наибольшей славы) он даже носил цветную тюбетейку, бывал в ней в гостях и в ресторанах, где садился так широко и важно, как пристало бы настоящему хану, и особенно узко щурил глаза».

Татары  встречаются среди жителей Гатчины ещё павловской эпохи. Например, в распоряжении Главноуправляющего Гатчинским имением барона Карла фон Борка, датированном 14 июня 1794 года, упоминается рядовой гатчинской инвалидной команды татарин Абдул Булгаков.

В другом документе, удостоверяющем право владения отведённым участком земли и домом на Загвоздинской улице в Гатчине (ныне улица Чкалова) за 1797 год сообщается об их владельце мушкетёре Мустае Муртазине.

В 1801 году среди городских жителей упоминается мещанин Самуйла Алымов, магометанской веры.

Согласно переписи населения Гатчины, проведённой Дворцовым управлением в 1893 году, в городе проживало:  татар 21 человек.

По сведениям Всероссийской переписи населения, за 1897 год, их проживало в городе уже 32 человека. На плане городского кладбища, составленном в 1899 году, обозначена «Татарская» или Магометанская часть некрополя, площадью 110 сажень.

Пожалуй, самой известной в городе считалась крестьянская семья Изатуллы Тимендеровича Байбурова, происходившего из Касимовского уезда Московской губернии. Байбуровы владели в Малой Загвоздке доходной дачей. Глава семьи был содержателем буфета на Варшавском вокзале в Гатчине и избирался санитарным попечителем Гатчинской волости.

В отчёте о деятельности Гатчинского реального училища за 1914 год, составленном его директором Л. Н. Шафрановским, среди характеристик учеников 6 класса упоминается Осман Байбуров (20 лет):

«1) Ученик Байбуров Осман, родом татарин, с трудом овладевший русским языком и поэтому начавший школьное обучение несколько позднее, проходил весь предыдущий курс во вверенном мне училище, переходя

из класса в класс без задержки и пробыл два года только в V классе;

в истекшем учебном году (VI класс) он вовсе не посещал уроков вследствие болезни».

Легкоатлеты Гатчинского спортклуба 1920. Осман Байбуров в центре верхнего ряда

Легкоатлеты Гатчинского спортклуба 1920. Осман Байбуров в центре верхнего ряда (фото из архива А. Бурлакова)

В предреволюционный период в Гатчине появляются татарыремесленники

и торговцы. Собственный магазин по продаже готового платья содержал выходец из крестьян Сергачского уезда Нижегородской губернии Кафитулла (Габибулла) Суйфулин. Он располагался на Малогатчинской улице (ныне улица Соборная), в доме № 10.

В 19151916 годах, в связи с начавшейся Первой мировой войной, в город прибыло немало беженцев; среди них было и несколько татарских семей.

В хронике революционных событий 1917 года так же мелькают фамилии представителей тюркских народов. Так, часть беспорядков в Гатчине пресекалась находившимися здесь частями Дикой дивизии.

Вот что вспоминал сотенный командир Хаджи-Мурат Дзарахохов, избранный председателем татарского солдатского революционного полкового комитета и председателем комитета 1-й сотни Дикой дивизии, вступивший в 1917 году в партию большевиков и прозванный за подвиги в Гражданской войне «Северным Чапаевым»:

«Пошёл слух, что на товарной станции в Гатчине пьянство. Там стоял взвод, который охранял товарную станцию. Они начали пьянствовать, открыли две цистерны спирта. Нам идёт помощь с фронта, а они так безобразничают. Меня посылают с 14 матросами усмирить этих несознательных людей.           У этих пьяных было два пулемёта. Я беру пулемёт и еду. Мы захватили две цистерны, пустили спирт в речку и сказали речь, чтобы они не пьянствовали, а усмирились.

Мне говорят, что у начальника станции с огромной рыжей бородой шесть домов в Гатчине, и он против нас на перроне агитирует. Я его арестовал и назначил нового начальника станции, рабочего.

Целую ночь мы всё приводили в порядок, охраняли станцию, отвозили под конвоем пьяниц».

Татарский «след» можно найти и в первые годы советской власти.

Так, в городской хронике часто мелькают имена активистов спортивной жизни двадцатых годов братьев Шамиля и Абдурахмана Байбуровых, членов клуба гатчинских железнодорожников, существовавшего тогда в здании бывшей гостиницы и трактира братьев Верёвкиных у Варшавского вокзала. Известно, что с 1924 года работу детской спортивной секции объединял инструктор клуба имени Н. А. Некрасова Шамиль Изатуллович Байбуров. Под его руководством четыре раза в неделю занимались 256 детей.

Андрей БУРЛАКОВ, краевед

На верхнем фото: Александр Куприн

 

Recommended for you
Загир Пашаев
Загира и его маленькую камеру знают все

«Фотопрогулки», «фотозасады», «вольный художник», «ХОЖЕНИЕ вне дома»: все эти слова и понятия прочно ассоциируются с...