
Гатчина как центр просвещения: старейшие учебные заведения Гатчины
Гатчину по количеству учебных заведений и качеству преподавания в них можно назвать центром просвещения в Гатчинском районе и Ленинградской области.
В начале XX века в Гатчине было много учебных заведений с интересной и славной историей. Всех желающих обучали грамоте и счёту в двадцати различных начальных училищах: пятиклассное городское высшее начальное, четырёхклассное железнодорожное, двухклассная школа при Семинарии, трёхклассное приходское училище. Также существовали более десятка частных начальных училищ и школ. На улице Николаевской (ул. Володарского), напротив места, где сейчас находится поликлиника, работало Ремесленное отделение для мальчиков. Осенью 1914 года открылось 8-и классное частное коммерческое училище Коняева. На месте здания Базовой школы на проспекте 25-го Октября (пр. Павла I) с 1871 года находилось здание Учительской семинарии, в которую принимали мальчиков после четырёх и пятиклассных училищ. Готовили там учителей начальных классов.
Для детей обеспеченных семей на проспекте 25 Октября (пр. Павла I) имелась Мариинская гимназия. В этом здании сейчас обучаются несколько начальных классов СОШ №9.
Ещё одна гимназия для девочек была открыта в 1909 году — гимназия В. Г. Табунщиковой. Плата в ней была очень высокой, но это того стоило, ведь сам процесс обучения был поставлен наилучшим образом.
В Гатчине с 1952 года до конца июля 1954 года размещалось Высшее военно-морское гидрографическое училище со сроком обучения 5 лет 6 месяцев. Первым начальником Высшего военно-морского гидрографического училища был назначен боевой контр-адмирал А.В. Солодунов, который был награждён многими орденами и медалями, в том числе орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Нахимова, Отечественной войны (дважды). В 1952 году в отдельно стоящем здании Конюшенного корпуса дворца (Сегодня это здание занимает Центральный архив военно-морского флота) не только жили, но и готовились к вступительным экзаменам абитуриенты Высшего военно-морского гидрографического училища. К концу первого учебного года курсанты разместились в восстановленные помещения левого Кухонного каре Гатчинского дворца. Кроме академических занятий за время учёбы в Гатчине курсанты постигали и азы морской практики. Так на озере, недалеко от дворца была устроена шлюпочная база училища. Там курсанты постигали навыки морского дела – ходили на вёслах на шестивёсельных ялах, обучались управлению шлюпкой под парусом. И, конечно, большим событием становились шлюпочные гонки, когда каждый класс выставлял для соревнования свою команду. Шлюпочные гонки на Белом озере в Гатчине становились настоящим событием для горожан и собирали на берегу озера толпы людей. Обязательными такие соревнования были в День военно-морского флота. В настоящее время в Кухонном каре Гатчинского дворца открыт музей, который рассказывает об истории, о буднях и праздниках первого военного училища, располагавшегося в его стенах.
Интересна история ещё одного из старейших учебных заведений города Гатчины, общеобразовательной средней школы №9, которая была основана после Великой Отечественной войны в 1947 году и располагалась на Проспекте 25 Октября в доме № 18. Первый выпуск учащихся состоялся в 1952 году. Новое современное здание школы было построено в 1960 году на улице Киргетова дом 28. Под руководством директора – заслуженного учителя РФ Петра Васильевича Булкина, школа быстро завоевала славу престижного образовательного учреждения. Булкин стал первым директором в Гатчине, да и, наверное, во всей Ленинградской области, который начал давать ребятам специализированное образование уже в школе. Каждый ученик мог выбрать, «физиком» или «лириком» он хочет стать в своей взрослой жизни. Именно в «девятке» появились классы математиков, литераторов, химиков, физиков. В качестве преподавателей специализированных предметов он пригласил сотрудников ЛИЯФа, тем самым, добившись главного эффекта: в школе воцарилась творческая атмосфера с повышенной заинтересованностью учеников к изучаемым предметам. Петр Васильевич Булкин создал в школе учебно-производственные мастерские, где мальчики и девочки из общеобразовательных классов делали мебель и вязали одежду. Это нововведение помогло достичь гармонии в школе: на выпускном вечере одним вручали золотые медали за отличную учебу, а другим — именные часы за хорошую работу и первую в своей жизни заработную плату. Директор школы как учитель-новатор постоянно внедрял в практику новые формы и методы обучения и воспитания.
В 1987 году с приходом нового директора, Смирнова Игоря Борисовича, школа начала работать по программе дифференцированного обучения учащихся. Появились классы с углубленным изучением математики и физики, химии и биологии, русского и иностранных языков, экономики и географии. Уже с 8-го класса каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными стремлениями и способностями мог выбрать для себя специализированный класс и достичь максимально высоких результатов в собственном развитии. В 2002 году Смирнов Игорь Борисович стал Победителем конкурса «Учитель года России» и привёз в школу хрустального пеликана! «Обучение в живом общении» — это основной метод его педагогического мастерства.
Сейчас учителя СОШ №9 продолжают славные традиции, имеют звание «Отличник просвещения РФ».
В школьной жизни, как и в любой другой, возникают проблемы, требующие особого внимания и разрешения. Екатерина Вадимовна Мурашова, практикующий детский психолог, талантливый писатель, автор подростковых драматических книг, поднимает сложные вопросы школьной жизни.
Так в повести «Класс коррекции» «проблемные» дети – с задержкой умственного развития, гиперактивные, социально запущенные, которым уделяется мало внимания в семьях, собранные в класс коррекции в обычной школе, помогают не только себе, но и другим своим одноклассникам справляться с трудностями, завоевать всеобщую любовь и уважение.
Книга Екатерины Мурашовой заставляет задуматься, почему проблемы, которые окутывают этих обездоленных, недоласканных детей, должны решать сами дети? А где же взрослые? Где их ответственность, стремление сделать жизнь комфортной для всех детей? Почему, чтобы быть счастливыми, детям нужно уходить в свой фантазийный мир, а не жить счастливо в реальном?
Информация Детской библиотеки г. Гатчина
На верхнем фото: Сиротский институт, построен в 1803 г., г. Гатчина