
Литературный бенефис для коррекции речи детей
Логопед Елена Лысенко и библиотекарь Ольга Обуховская разработали педагогический проект социального партнёрства между гатчинским детским садом №26 и детской библиотекой г. Гатчина «Развитие связной речи при изучении произведений детских писателей. Литературный бенефис».
Проект рассчитан на детей старшего возраста компенсирующей направленности.
Специалисты по исследованию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечают, что у детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы и наблюдается недостаточная сформированность как произносительной, так и семантической сторон речи (морфемы, слова и предложения). Наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических процессов создаёт дополнительные трудности в овладении связной монологической речью. У детей словарный запас отстаёт от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям. Педагогам хорошо известно, что полноценное овладение детьми с общим недоразвитием речи навыками связной монологической речью и правильного звукопроизношения возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения.
— Проект «Развитие связной речи при изучении произведений детских писателей. Литературный бенефис» направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей с нарушениями речи, который позволяет при общении развивать связную речь, повышать интерес, мотивацию, познавательную активность, словарный запас, контроль за собственной речью и речью окружающих,- поясняет логопед Елена Лысенко.
Учитель-логопед детского сада №26 Елена Александровна Лысенко и библиотекарь младшего абонемента детской библиотеки г. Гатчина, восемь лет проводят совместные занятия для детей старшего дошкольного возраста группы № 8 компенсирующей направленности.
Елена Лысенко так определяет цели и задачи проекта:
Цель: Формирование развития связной речи при изучении лексических тем, формирования грамматического строя речи, правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста путём воспитания интереса к художественной литературе, книгам, через создание единой системы работы между дошкольным образовательным учреждением и детской библиотекой.
Коррекционно-образовательные задачи:
— Расширять словарный запас с помощью новых лексических тем.
— Активизировать речевую деятельность детей, используя разные части речи.
— Формировать и совершенствовать грамматический строй речи при изучении детских произведений.
Коррекционно-познавательные задачи:
— Знакомить детей с художественной литературой.
— Знакомить детей с современными поэтами и писателями.
Коррекционно-развивающие задачи:
— Развивать связную речь и речевое общение, используя диалогическую форму речи и стимулирование собственных высказываний детей при обсуждении прочитанных произведений.
— Развивать зрительную ориентировку на говорящего и умение ориентироваться на плоскости.
— Развивать образное мышление, внимание, память.
— Развивать фонематические процессы.
— Развивать коммуникативные способности и навыки сотрудничества детей друг с другом и взрослым.
Коррекционно-воспитательные задачи:
— Воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.
— Воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
— Воспитывать воображение, эмоциональную отзывчивость, интерес к прочитанному произведению.
— Воспитывать в детях доброжелательность, коммуникативные качества личности.
— У современных детей, казалось бы, есть всё для их развития: компьютеры, планшеты, телефоны, телевизоры, но, при этом, всё больше становится проблем в развитии детей, адаптации их в обществе, затрудняется процесс становления ребёнка как личности. Особенно это заметно в речевом общении и в социальном развитии малыша. Дети дошкольного возраста очень эмоциональны и восприимчивы к слову. Им нужно общение! Родители, к сожалению, уделяют этому крайне мало времени. А ведь формирование речи ребёнка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. В их совместном времяпрепровождении.
Социальное развитие подрастающего поколения становится в современном мире одной из актуальных проблем. В этом сложном процессе становления ребёнка как личности, многое зависит от того, как ребёнок адаптируется в обществе, — резюмирует Елена Лысенко.
АС-Медиа