«Зеленоглазое такси»: клиент всегда неправ?
Что делать, если поездка на такси обернулась нецензурными оскорблениями со стороны водителя? Кто несёт ответственность, выпуская на линию психопатов?
Намедни довелось мне познакомиться с удивительным человеком — Андреем Сергеевичем С-ым, который работает водителем в такси «33333». Знания гражданина С-ва в области русского языка фантастичны! На просьбу пассажирки (то есть меня) снизить температуру воздуха в салоне водитель коротко скомандовал «Не возникай!» и пригрозил выкинуть на обочине в ливень. А потом, по приезде на место, усомнившись, правильно ли я поняла предыдущий императив, водитель снарядил меня в путь, конечный пункт которого состоит из трёх букв. Чётко и без лишних разглагольствований: «Иди ты отсюда на …, чудище!»
Я не растерялась и отправилась по указанному маршруту, захватив с собой «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Полистав его на досуге, поняла, что просто не имею права оставить А.С. С-ва в неведении. Ведь согласно законодательным актам гражданин С-ов совершил несколько административных правонарушений:
— оскорбление, выраженное в нецензурной форме, влечёт за собой штраф для физического лица в размере от 1000 до 3000 рублей, для юридического — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей (статья 5.61 КоАП РФ);
— нарушение правил пользования телефоном во время движения (водитель разговаривал по мобильному, приложив аппарат к уху) также является основанием для штрафа в размере до 1500 рублей (статья 12.36.1 КоАП РФ);
— отсутствие цветографической схемы легкового такси (водитель приехал на машине без «шашечек»), невыдача чека или квитанции — поводы для наложения штрафов: водителю 3000 рублей и 1000 рублей, а юридическому лицу — 50 тысяч рублей и 30 тысяч рублей (статья 11.14.1 КоАП РФ).
Обо всех своих «подвигах» удивительный человек С-ов знать не знал, ведать не ведал. Донести до него эту информацию надо было незамедлительно. В течение двух дней я звонила в службу такси «33333» и пыталась объяснить диспетчеру «деликатность» ситуации. Не являясь ни карательными органами, ни юристом, ожидала простых человеческих извинений. Ну, нашло что-то на водителя! Кашу жена с утра пересолила, сосед сверху затопил, а тут ещё осенняя хандра. Не совладал с мрачными мыслями, вот и выдал, не подумав, с кем не бывает. Осознал, раскаивается, исправится.
Но моим чаяниям не суждено было сбыться. Сначала меня кормили «завтраками», что вот-вот придёт механик, поговорит с водителем, наставит на путь истинный. Механик «шёл» сутки. Потом диспетчер стала угрожать, что водитель, якобы, всё зафиксировал на видеорегистратор, а у меня нет никаких записей, поэтому доказать ничего не получится. И добавила, что водитель себя виноватым не считает. Дабы не утомлять читателя всеми подробностями этих переговоров в течение нескольких дней, скажу, что извинения в итоге принесены были. Вживую. Публично. Водителем. И руководством компании…
Почему-то после этого инцидента я чувствовала себя как оплёванная. В голове крутились фразы «испанский стыд» и «торжество абырвалга». Может, действительно мне надо было просто «не возникать»? Ведь слушать и видеть, как взрослый детина краснел, отказывался от своих слов, отнекивался, пытался выкручиваться перед начальством, было, честно говоря, просто противно.
Но дело не только в эмоциях. Во время поездки служба такси должна выполнить два основных условия: безопасность и комфорт. Вызывая машину от фирмы «33333», я рассчитывала, что увижу брендированный автомобиль. По факту приехала легковушка, свободная от любой маркировки. Позже выяснилось, что С-ов работает как водитель «Яндекс. Такси», получая также заказы от «33333». Кто же в таком случае должен нести ответственность, если возникают конфликтные ситуации?
Даже в фирменное такси может устроиться практически любой желающий. Главное требование — водительский стаж от пяти лет. Но является ли такой «стаж» реальным или все эти годы водительские права пылились на полочке — никто не знает. Перед приёмом на работу соискатели проходят стандартную медкомиссию. Но проверить кандидата на наличие судимости, досконально изучить его психосоматическое состояние, стрессоустойчивость и лояльность к клиентам — выполнить всё это возможности, естественно, нет. Стать «Яндекс-таксистом» ещё проще: стаж — от трёх лет, наличие водительского удостоверения, выданного в РФ, Беларуси, Кыргызстане, Казахстане, Абхазии и Южной Осетии.
Если шофёр работает непосредственно в сертифицированном таксопарке, то при выходе на линию там же забирает и путевой лист, в котором должны стоять отметки врача и механика о допуске человека и машины к работе. Но если водитель трудится как частный предприниматель, оформив ИП, то путевой лист он может просто скачать с облачного Яндекс.Диска, распечатать и заполнить самостоятельно. Новички и те, кто не работал полтора месяца, должны пройти обучение и аттестацию. В течение дня сервис может провести неожиданную проверку — фотоконтроль: водитель должен оперативно прислать фото авто и документов. Заблокировать могут за жалобы пассажиров, низкий рейтинг, грязную машину и отказы от предложенных заказов.
На словах звучит убедительно, но на деле получилось, что никто за поведение водителя С-ва ответственности брать не хотел: ни он сам, ни механик, ни таксопарк. А оставить жалобу в приложении «Яндекса» я тоже не могла, потому что вызывала машину просто по телефону таксопарка-партнера, да и фамилию свою водитель скрывал до последнего.
При передвижении на такси психологи предлагают следовать нескольким правилам:
— быть вежливым в общении, уверенным в себе, но не агрессивным;
— ездить только с проверенными перевозчиками;
— либо перемещаться не в одиночку, либо позвонить во время поездки кому-то из знакомых;
— следить за маршрутом, по которому везут;
— всегда отказываться от приехавшего автомобиля, если там находится ещё кто-то, помимо водителя, или если внешний вид последнего вызывает подозрения;
— садиться на заднее сидение: так проще контролировать действия водителя;
— в приложении отслеживать онлайн передвижение авто, если такси заказывается для ребенка;
— не давать водителю дополнительных поручений, тем самым провоцируя конфликт.
Последний пункт, наверное, и стал моей роковой ошибкой: я обременила человека дополнительной просьбой повернуть температурный регулятор радиатора на два деления вниз. Итог известен: матерная брань, нервотрепка, стыд.
Зато теперь в моей копилке знаний на все случаи жизни прибавилось ещё одно — знание алгоритма действий, если вдруг судьба столкнёт с таким же специалистом в области русского языка, как Андрей С-ов. Юристы советуют сначала попробовать разрешить конфликт в досудебном порядке.
Если фамилия водителя охраняется им самим и диспетчером серьёзнее, чем государственная тайна, то узнать ФИО обидчика можно, направив адвокатский запрос в ГАИ.
Второй пункт — написание официальной претензии юридическому лицу. Кроме того, необходимо составить жалобы в Роспотребнадзор, Северо-Западную транспортную прокуратору и Прокуратуру Ленинградской области. Эти документы должны быть отправлены адресатам заказными письмами.
Если все усилия не привели к желаемому результату и извинения обидчик приносить не собирается, то решать вопросы придётся уже в суде. Придерживаться такой схемы имеет смысл в том случае, когда со стороны водителя было только словесное оскорбление. Если дело дошло до рукоприкладства, то в суд смело можно отправляться сразу.
Анастасия КРАСОТКИНА
От редакции. Жалобы на работу гатчинских таксистов поступали в редакцию не единожды. Да и наши работники, время от времени, сталкивались с некоторыми нарушениями со стороны фирм-перевозчиков, но руки всё не доходили взять эту тему в работу.
Готовя материал к публикации, редакция помогала нашему журналисту найти «концы» и понять, есть ли возможность цивилизовано улаживать возникшие конфликты. Как и в большинстве случаев, многое упирается в человеческий фактор. Мы звонили в диспетчерские службы разных фирм, делая, что называется «контрольную закупку», задавали неудобные вопросы. Кто-то отвечал любезно, по просьбе представлялся полным именем и фамилией, был готов на диалог по любой проблеме. Кто-то занимал круговую оборону, не желая даже назвать себя. И как в случае, описанном выше, мы не могли узнать фамилию руководителя компании и водителя, до тех пор, пока не сообщали, что мы журналисты.
В ходе наших расследований выяснили, что ни в районе, ни в области нет организации, которая бы контролировала работу такси, и куда можно было бы пожаловаться. Управление по государственному техническому надзору и контролю отвечает только за выдачу разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Со всем остальным предлагают обращаться в Роспотребнадзор.
В Гатчине территориальное отделение Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится на улице Карла Маркса д.44 А, позвонить можно по телефонам: 8-813-71-215-17; 8-813-71-217-44, а написать по адресу: gatchina@47.rospotrebnadzor.ru
Во время работы над материалом мы услышали десятки рассказов о том, кто и как «попадал» с таксистами. Удивляет то, что при довольно высокой конкуренции, фирмы-перевозчики не очень дорожат клиентами, допуская со стороны своих работников столько некорректных поступков. Но, проведя подсчёт, сколько пассажиров сообщили руководству таксиста о неблаговидном поступке, и сколько человек отказались пользоваться услугами конкретной фирмы, мы поняли, что сами позволяем «садиться себе на голову», оставляя без последствий грубость, нарушения и завышенные расценки.
Такси — это бизнес. А самое больное для бизнеса — это выручка. Вот и бить надо по больному. Отказаться от услуг этой таксо-фирмы, накатать письмо директору с детальным описанием причины отказа. И разместить в сети бооооольшой негативный отзыв на эту фирму. Конечно, от одного отказавшегося клиента таксисты не обеднеют. Но если так поступят хотя бы 10% пассажиров, это уже серьезно укусит хозяина. Как говорят мудрые китайцы — не думай за всех, решай за себя! Этот совет одного из наших собеседников показался нам самым толковым и эффективным.
Иллюстрация из открытых источников