Вокзальные споры
В советских учебниках истории достижения советской власти сравнивались с 1913 годом. И не случайно. Этот последний предвоенный год стал пиком в развитии Российской империи. Модернизировалась промышленность, повсеместно внедрялись новые технологии, совершались научные открытия, бурлила культурная жизнь. И именно в девятьсот тринадцатом на полустанке Ковшовка появился каменный вокзал, год спустя ставший станцией Сусанино…
Имперское прошлое
Так уж случилось, что здание железнодорожного вокзала станции Сусанино Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги на сегодняшний день остаётся единственным сохранившимся историческим зданием вокзала на линии Царское Село-Дно.
Частная железная дорога, построенная в 1870-1904 годах, проходила по территориям Московской, Ярославской, Тверской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Петербургской, Витебской, Лифляндской и Курляндской губерний.
Дорога принадлежала акционерному Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги с правлением в Петербурге. Дорогой руководили два управления: Петербургское (Рыбинско-Псковская, Петербургско-Витебская, Новгородская линии) и Московское (линия Москва — Виндава). В правление акционерного общества, наряду с представителями аристократии и крупного капитала, входил учёный, видный организатор железнодорожного дела в России А.П. Бородин.
Железная дорога связывала Центр России, северо-западный и прибалтийский районы страны, а также районы Сибири и Поволжья с незамерзающим портом Балтийского моря — Виндавой. Дорога обеспечивала экспорт масла, льна, хлеба, лесных и других строительных материалов.
При сооружении железной дороги в полной мере проявился комплексный подход к созданию целостной жизненной и архитектурной среды. Это отвечало основным принципам стиля «модерн», с появлением которого совпало строительство этой дороги.
В сентябре 1918 года дорога была национализирована большевиками и передана в управление Народного Комиссариата путей сообщения. Сегодня линия Царское Село — Дно является частью Октябрьской железной дороги РЖД.
Само здание вокзала Сусанино представляет архитектурную и историческую ценность и входит в экскурсионные автобусные и пешеходные маршруты по Ленинградской области. Точнее, входило. До недавнего времени.
Российское настоящее
В советское время сусанинский вокзал был подобен другим своим железнодорожным «собратьям» и выполнял все положенные функции. В зале ожидания можно было отдохнуть, в билетной кассе — приобрести проездной. Пассажиры коротали время в буфете. На привокзальной территории были разбиты дорожки и установлены скамейки, росли кусты спиреи. Даже туалет, выполненный в «модерновой» стилистике вокзала, являл собою малый памятник архитектуры. «В те годы вокзал был центром посёлка, тут кипела жизнь», — вспоминает Елена Вавилова, почётный житель Сусанинского поселения.
Все эти воспоминания закономерно укладываются в концепцию «прекрасного советского прошлого», настойчиво культивируемую нынешними российскими властям. Но ничего общего не имеющую с «прекрасным настоящим». Во всех аспектах. В том числе, и в отношении уникального вокзального строения. Которое выглядит не просто позабытым-позаброшенным, а сознательно подготавливаемым к уничтожению.
Местный предприниматель Руслан Салахутдинов ещё в начале нулевых провёл обследование состояния станционного здания. По собственной инициативе. Хотел взять в аренду левое крыло — чтобы сохранить. Состояние вокзала на тот момент было удовлетворительным: стены кирпичные, капитальные, полы высокие, добротные, крыша не протекала. «Этому зданию сносу не было, оно могло простоять ещё сто лет», — уверен Руслан Зиадович.
Могло. Но теперь вряд ли простоит. Основная беда заколоченного здания — протекающая кровля. Постоянная сырость во внутренних помещениях способствует гниению и разрушению вокзала. «Вместо того, чтобы передать здание хотя бы в аренду, в РЖД ждут, когда крыша обвалится, и здание можно будет снести с чистой совестью», — считает предприниматель.
— Во время войны даже немцы, которые стояли в посёлке, вокзал не тронули! А мы уничтожаем его своими собственными руками, — констатирует Елена Владимировна.
В духе времени
Между тем, вокзал в Сусанино — далеко не единственный объект железной дороги, подлежащий «модернизации» в духе времени. И далеко не первый. Так, в 2015 году перестало существовать уникальное здании вокзала на станции Войсковицы — старейшей железнодорожной станции в России, основанной в 1870 году на пути из Санкт-Петербурга в Ревель (ныне Таллинн).
— В 2015 году, по приказу представителей руководства РЖД, деревянный вокзал был снесён, — рассказывает гатчинский историк и краевед Андрей Бурлаков. — Как могло прийти в голову такое бездарное решение, можно только предполагать. Местные власти бездействовали, жители снос уникального памятника прошлого «проспали», и никто не вышел на его защиту. Об этой невосполнимой потере не сообщали региональные издания: все случилось тихо и быстро.
Вокзал не имел статуса официального памятника старины. Но и без охранных документов было понятно, что пережившее огненный смерч войны (в окрестностях Войсковиц в августе 1941 года произошло известное танковое сражение, в котором победил экипаж старшего лейтенанта Зиновия Колобанова) здание вокзала являлось объектом культурно-исторического достояния.
Следующим под каток «модернизации» попал вокзал в посёлке Семрино. Историческое деревянное здание, построенное в стиле «модерн» в 1904-1906 годах, перестало существовать спустя 110 лет. В 2016-ом. Кстати, вокзал Семрино несколько раз упоминает в своих дневниках Николай Второй: рядом со станцией проводилась царская охота с гончими.
«Уже будничная новость о том, что одним красивым зданием в России стало меньше. Очередной пример деградации», — посетовал в своём блоге известный урбанист Илья Варламов. На месте семринского вокзала появился унылый стандартный серый павильон РЖД. В духе времени.
И вокзал на станции Мариенбург в Гатчине построили более ста лет назад. Это проект известного инженера-архитектора Петра Купинского, о чём внутри здания есть своеобразное напоминание. Впрочем, этот факт вряд ли убережёт вокзал. Если железнодорожники до него и не доберутся, то без надлежащего ухода своё возьмет время.
Модерн по-литовски
На пути из Прибалтики в большую Европу расположился небольшой литовский городок Мариямполе. Сам-то городок-то небольшой, но здесь находится солидный транспортный узел. Любопытно, что основной достопримечательностью городка, на которую обращают внимание все проезжающие через Мариямполе, является… железнодорожный вокзал! Да-да.
Он был построен несколько позже наших, российских. Станция была открыта в 1924 году. Двухэтажное кирпичное здание выполнено в стиле «модерн» и является одним из самых богато украшенных объектов такого типа в Литве.
Планировка здания асимметричная, с учётом функционального зонирования для пассажирских и служебных помещений: центральная часть занята просторным вестибюлем, в левой части расположены кассы, багажные и административными помещениями. С левой стороны располагались буфет, залы ожидания, туалеты. На втором этаже находились служебные помещения. Фасады сложены из красного кирпича, венчающие карнизы и межэтажные пояса отделаны светлой штукатуркой. Здание венчает остроконечная водонапорная башня с черепичной крышей. Красота!
Но главное не это. Дело в том, что в здании вокзала регулярно проводятся реставрационные работы, а сам вокзальный комплекс включен в Регистр культурных ценностей Литовской Республики и охраняется государством. Так что ни «модернизации», и уничтожению не подлежит.
Между тем…
В далёком ныне 2011 году руководство РЖД выпустило приказ с говорящим названием «О сохранении памятников материальной и духовной культуры Октябрьской железной дороги». Согласно этому приказу, всем руководителям причастных служб и дирекций надлежало обеспечить сохранность недвижимых памятников истории, техники и архитектуры и принять все возможные меры для обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Замечательный приказ, своевременное начинание. Тем паче, что, согласно ему, к памятникам архитектуры были отнесены и вокзальный комплекс в Войсковицах (вокзал и 3 жилых дома), и вокзал станции Сусанино, и вокзал в Мариенбурге. Правда, давно это было, ещё до эпохи «модернизации». И при старом руководстве РЖД. Что происходит при новом, мы видели на примере тех же Войсковиц, и видим в Сусанино.
Снести нельзя сохранить
Пытаясь разобраться в сложившейся ситуации, группа неравнодушных жителей Сусанино, ратующих за сохранения здания вокзала, пришла на приём к главе администрации Сусанинского поселения Константину Морину. Константин Сергеевич был по-деловому краток:
— Нами было подготовлено письмо в РЖД: мы были готовы взять вокзал себе в собственность. Но у них там немного другие взгляды. Они предлагают нам взять его в аренду. Но расчёты показали, что это нецелесообразно — наш бюджет этого не потянет. Потому что и ремонт этого здания очень дорогостоящий, и кровля находится в очень плохом состоянии. То есть, мы пока не приняли решения по этому вопросу. Так что тут всё зависит от РЖД. Местные власти и местное самоуправление оказать большое влияние на решение этого вопроса не может.
— Как можно соединить общие усилия для того, чтобы перевести здание вокзала в статус объекта, охраняемого государством? — поинтересовалась Елена Вавилова.
— Собственники здания — не какие-то конкретные люди, а оно стоит на балансе РЖД, — продолжил глава администрации. — Если вы ходите перевести его в статус памятника культуры или строительства, это должен сделать сам собственник. И выступить инициатором. Но, переведя его в этот статус, он наложит на себя очень много обязательств, к примеру, с ремонтом. И это будет очень тяжело. Опять же, надо будет делать дорогостоящие проекты, проводить историко-культурную экспертизу и так далее. Это всё очень проблематичные вещи. И я сомневаюсь, что собственник решит надеть на себя этот хомут. Так что речь о памятнике архитектуры сейчас вообще не идёт. Чтобы получить статус памятника, собственник должен решать вопросы не в этом кабинете.
Далее — везде?
Несмотря на кажущуюся патовость ситуации, сусанинские активисты не намерены опускать руки. Так, Евгения Решетова, пытаясь добиться личной встречи с кем-то из руководителей дороги, ездила в Санкт-Петербург на приём к начальнику Балтийского вокзала. Не повезло: начальник был в отъезде. И, похоже, вовсе не горел желанием общаться с «простолюдинами», поскольку его секретарша была более откровенной: «Он всегда в отъезде».
— Мы должны не просить, а требовать, чтобы компания РЖД перевела здание нашего вокзала в статус ОКН, охраняемого региональным или федеральным законом! — считает Елена Вавилова.
— Неужели так сложно вернуть вокзалу тот статус, который был раньше? — задаётся вопросом Руслан Салахутдинов. — Или сдать в аренду? Что же касаемо ремонта здания, то жители Сусанино выражают желание помочь в восстановлении и материалами, и деньгами.
Но руководство железной дороги пока к мнению людей не прислушивается. У него своё видение и на прошлое, и на будущее. А это значит, что Сусанино, действительно, может потерять единственное сохранившееся историческое здание вокзала на линии Царское Село — Дно.
Вместо послесловия
Согласно данным Википедии, холдинг «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — российская государственная вертикально интегрированная компания, владелец инфраструктуры общего пользования и крупнейший перевозчик российской сети железных дорог. 100 % акций принадлежат Правительству России.
Отсюда вопрос. Если РЖД принадлежит государству, значит ли это, что и государству наплевать на сохранение памятников истории и культуры? Тех памятников, которые символизируют «наше славное прошлое», о возвращении в которое так печётся власть. Хоть в советское прошлое, хоть в имперское. Очень не хотелось бы так думать. Тем паче, что не за горами 410-летие Дома Романовых. И 110-летие вокзала в Сусанино…
Алёна РЫБАКОВА
От редакции. Тамара Турапина, член гатчинского отделения ВООПИиК, отвечая на вопросы нашего корреспондента о возможности сохранения здания железнодорожного вокзала в Сусанино, высказала мнения, что такая возможность вполне реальна, если взяться за это дело всем миром.
Для того, чтобы здание получило особый статус и попало под охрану государства, необходимо, чтобы его признали объектом культурного наследия. Для этого нужно подать заявление в Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области. «Чем таких заявлений поступит больше, тем больше шансов, что Комитет назначит экспертную комиссию по определению предмета охраны», — уверена Тамара Витальевна.
Подать такое заявление может любой гражданин. А если вспомнить, что у каждого из нас есть конституционная обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, то подать такое заявление каждый, обеспокоенный судьбой сусанинского вокзала, не только может, но и должен.
Заявление можно отправить в Комитет по сохранению культурного наследия по почте: 191124, Санкт-Петербург г., ул. Смольного, д. 3, литера А. Или на электронный адрес: okn@lenreg.ru. Также можно подать такое заявление через портал Госуслуг.
Все нюансы и тонкости законодательства, связанного с охраной культурного наследия, можно изучить, обратившись к 73 федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».