Home » N.B! Тема » Вокзальные споры
Вокзал в Сусанино

Вокзальные споры

В советских учебниках истории достижения советской власти сравнивались с 1913 годом. И не случайно. Этот последний предвоенный год стал пиком в развитии Российской империи. Модернизировалась промышленность, повсеместно внедрялись новые технологии, совершались научные открытия, бурлила культурная жизнь. И именно в девятьсот тринадцатом на полустанке Ковшовка появился каменный вокзал, год спустя ставший станцией Сусанино…

Исторический нивелировочный знак 1913 г. на стене вокзала

Исторический нивелировочный знак 1913 г. на стене вокзала

Имперское прошлое

Так уж случилось, что здание железнодорожного вокзала станции Сусанино Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги на сегодняшний день остаётся единственным сохранившимся историческим зданием вокзала на линии Царское Село-Дно.

Частная железная дорога, построенная в 1870-1904 годах, проходила по территориям Московской, Ярославской, Тверской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Петербургской, Витебской, Лифляндской и Курляндской губерний.

Дорога принадлежала акционерному Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги с правлением в Петербурге. Дорогой руководили два управления: Петербургское (Рыбинско-Псковская, Петербургско-Витебская, Новгородская линии) и Московское (линия Москва — Виндава). В правление акционерного общества, наряду с представителями аристократии и крупного капитала, входил учёный, видный организатор железнодорожного дела в России А.П. Бородин.

Железная дорога связывала Центр России, северо-западный и прибалтийский районы страны, а также районы Сибири и Поволжья с незамерзающим портом Балтийского моря — Виндавой. Дорога обеспечивала экспорт масла, льна, хлеба, лесных и других строительных материалов.

При сооружении железной дороги в полной мере проявился комплексный подход к созданию целостной жизненной и архитектурной среды. Это отвечало основным принципам стиля «модерн», с появлением которого совпало строительство этой дороги.

В сентябре 1918 года дорога была национализирована большевиками и передана в управление Народного Комиссариата путей сообщения. Сегодня линия Царское Село — Дно является частью Октябрьской железной дороги РЖД.

Само здание вокзала Сусанино представляет архитектурную и историческую ценность и входит в экскурсионные автобусные и пешеходные маршруты по Ленинградской области. Точнее, входило. До недавнего времени.

Вокзал Сусанино, советское фото

Вокзал Сусанино, советское фото

Российское настоящее

В советское время сусанинский вокзал был подобен другим своим железнодорожным «собратьям» и выполнял все положенные функции. В зале ожидания можно было отдохнуть, в билетной кассе — приобрести проездной. Пассажиры коротали время в буфете. На привокзальной территории были разбиты дорожки и установлены скамейки, росли кусты спиреи. Даже туалет, выполненный в «модерновой» стилистике вокзала, являл собою малый памятник архитектуры. «В те годы вокзал был центром посёлка, тут кипела жизнь», — вспоминает Елена Вавилова, почётный житель Сусанинского поселения.

Все эти воспоминания закономерно укладываются в концепцию «прекрасного советского прошлого», настойчиво культивируемую нынешними российскими властям. Но ничего общего не имеющую с «прекрасным настоящим». Во всех аспектах. В том числе, и в отношении уникального вокзального строения. Которое выглядит не просто позабытым-позаброшенным, а сознательно подготавливаемым к уничтожению.

Елена Вавилова и Евгения Решетова

Елена Вавилова и Евгения Решетова

Местный предприниматель Руслан Салахутдинов ещё в начале нулевых провёл обследование состояния станционного здания. По собственной инициативе. Хотел взять в аренду левое крыло — чтобы сохранить. Состояние вокзала на тот момент было удовлетворительным: стены кирпичные, капитальные, полы высокие, добротные, крыша не протекала. «Этому зданию сносу не было, оно могло простоять ещё сто лет», — уверен Руслан Зиадович.

Могло. Но теперь вряд ли простоит. Основная беда заколоченного здания — протекающая кровля. Постоянная сырость во внутренних помещениях способствует гниению и разрушению вокзала. «Вместо того, чтобы передать здание хотя бы в аренду, в РЖД ждут, когда крыша обвалится, и здание можно будет снести с чистой совестью», — считает предприниматель.

— Во время войны даже немцы, которые стояли в посёлке, вокзал не тронули! А мы уничтожаем его своими собственными руками, — констатирует Елена Владимировна.

В духе времени

Между тем, вокзал в Сусанино — далеко не единственный объект железной дороги, подлежащий «модернизации» в духе времени. И далеко не первый. Так, в 2015 году перестало существовать уникальное здании вокзала на станции Войсковицы — старейшей железнодорожной станции в России, основанной в 1870 году на пути из Санкт-Петербурга в Ревель (ныне Таллинн).

Вокзал в Войсковицах незадолго до сноса

Вокзал в Войсковицах незадолго до сноса

— В 2015 году, по приказу представителей руководства РЖД, деревянный вокзал был снесён, — рассказывает гатчинский историк и краевед Андрей Бурлаков. — Как могло прийти в голову такое бездарное решение, можно только предполагать. Местные власти бездействовали, жители снос уникального памятника прошлого «проспали», и никто не вышел на его защиту. Об этой невосполнимой потере не сообщали региональные издания: все случилось тихо и быстро.

Вокзал не имел статуса официального памятника старины. Но и без охранных документов было понятно, что пережившее огненный смерч войны (в окрестностях Войсковиц в августе 1941 года произошло известное танковое сражение, в котором победил экипаж старшего лейтенанта Зиновия Колобанова) здание вокзала являлось объектом культурно-исторического достояния.

Следующим под каток «модернизации» попал вокзал в посёлке Семрино. Историческое деревянное здание, построенное в стиле «модерн» в 1904-1906 годах, перестало существовать спустя 110 лет. В 2016-ом. Кстати, вокзал Семрино несколько раз упоминает в своих дневниках Николай Второй: рядом со станцией проводилась царская охота с гончими.

Вокзал Семрино было и стало

Вокзал Семрино было и стало

«Уже будничная новость о том, что одним красивым зданием в России стало меньше. Очередной пример деградации», — посетовал в своём блоге известный урбанист Илья Варламов. На месте семринского вокзала появился унылый стандартный серый павильон РЖД. В духе времени.

И вокзал на станции Мариенбург в Гатчине построили более ста лет назад. Это проект известного инженера-архитектора Петра Купинского, о чём внутри здания есть своеобразное напоминание. Впрочем, этот факт вряд ли убережёт вокзал. Если железнодорожники до него и не доберутся, то без надлежащего ухода своё возьмет время.

Модерн по-литовски

На пути из Прибалтики в большую Европу расположился небольшой литовский городок Мариямполе. Сам-то городок-то небольшой, но здесь находится солидный транспортный узел. Любопытно, что основной достопримечательностью городка, на которую обращают внимание все проезжающие через Мариямполе, является… железнодорожный вокзал! Да-да.

Он был построен несколько позже наших, российских. Станция была открыта в 1924 году. Двухэтажное кирпичное здание выполнено в стиле «модерн» и является одним из самых богато украшенных объектов такого типа в Литве.

Вокзал Мариямполе

Вокзал Мариямполе

Планировка здания асимметричная, с учётом функционального зонирования для пассажирских и служебных помещений: центральная часть занята просторным вестибюлем, в левой части расположены кассы, багажные и административными помещениями. С левой стороны располагались буфет, залы ожидания, туалеты. На втором этаже находились служебные помещения. Фасады сложены из красного кирпича, венчающие карнизы и межэтажные пояса отделаны светлой штукатуркой. Здание венчает остроконечная водонапорная башня с черепичной крышей. Красота!

Но главное не это. Дело в том, что в здании вокзала регулярно проводятся реставрационные работы, а сам вокзальный комплекс включен в Регистр культурных ценностей Литовской Республики и охраняется государством. Так что ни «модернизации», и уничтожению не подлежит.

Между тем…

В далёком ныне 2011 году руководство РЖД выпустило приказ с говорящим названием «О сохранении памятников материальной и духовной культуры Октябрьской железной дороги». Согласно этому приказу, всем руководителям причастных служб и дирекций надлежало обеспечить сохранность недвижимых памятников истории, техники и архитектуры и принять все возможные меры для обеспечения сохранности объектов культурного наследия.

Приказ РЖД о сохранении ОКН

Замечательный приказ, своевременное начинание. Тем паче, что, согласно ему, к памятникам архитектуры были отнесены и вокзальный комплекс в Войсковицах (вокзал и 3 жилых дома), и вокзал станции Сусанино, и вокзал в Мариенбурге. Правда, давно это было, ещё до эпохи «модернизации». И при старом руководстве РЖД. Что происходит при новом, мы видели на примере тех же Войсковиц, и видим в Сусанино.

Снести нельзя сохранить

Пытаясь разобраться в сложившейся ситуации, группа неравнодушных жителей Сусанино, ратующих за сохранения здания вокзала, пришла на приём к главе администрации Сусанинского поселения Константину Морину. Константин Сергеевич был по-деловому краток:

— Нами было подготовлено письмо в РЖД: мы были готовы взять вокзал себе в собственность. Но у них там немного другие взгляды. Они предлагают нам взять его в аренду. Но расчёты показали, что это нецелесообразно — наш бюджет этого не потянет. Потому что и ремонт этого здания очень дорогостоящий, и кровля находится в очень плохом состоянии. То есть, мы пока не приняли решения по этому вопросу. Так что тут всё зависит от РЖД. Местные власти и местное самоуправление оказать большое влияние на решение этого вопроса не может.

Встреча с главой адмнистрации Сусанинского СП Константином Мориным

Встреча с главой адмнистрации Сусанинского СП Константином Мориным

— Как можно соединить общие усилия для того, чтобы перевести здание вокзала в статус объекта, охраняемого государством? — поинтересовалась Елена Вавилова.

— Собственники здания — не какие-то конкретные люди, а оно стоит на балансе РЖД, — продолжил глава администрации. — Если вы ходите перевести его в статус памятника культуры или строительства, это должен сделать сам собственник. И выступить инициатором. Но, переведя его в этот статус, он наложит на себя очень много обязательств, к примеру, с ремонтом. И это будет очень тяжело. Опять же, надо будет делать дорогостоящие проекты, проводить историко-культурную экспертизу и так далее. Это всё очень проблематичные вещи. И я сомневаюсь, что собственник решит надеть на себя этот хомут. Так что речь о памятнике архитектуры сейчас вообще не идёт. Чтобы получить статус памятника, собственник должен решать вопросы не в этом кабинете.

Далее — везде?

Несмотря на кажущуюся патовость ситуации, сусанинские активисты не намерены опускать руки. Так, Евгения Решетова, пытаясь добиться личной встречи с кем-то из руководителей дороги, ездила в Санкт-Петербург на приём к начальнику Балтийского вокзала. Не повезло: начальник был в отъезде. И, похоже, вовсе не горел желанием общаться с «простолюдинами», поскольку его секретарша была более откровенной: «Он всегда в отъезде».

— Мы должны не просить, а требовать, чтобы компания РЖД перевела здание нашего вокзала в статус ОКН, охраняемого региональным или федеральным законом! — считает Елена Вавилова.

— Неужели так сложно вернуть вокзалу тот статус, который был раньше? — задаётся вопросом Руслан Салахутдинов. — Или сдать в аренду? Что же касаемо ремонта здания, то жители Сусанино выражают желание помочь в восстановлении и материалами, и деньгами.

Но руководство железной дороги пока к мнению людей не прислушивается. У него своё видение и на прошлое, и на будущее. А это значит, что Сусанино, действительно, может потерять единственное сохранившееся историческое здание вокзала на линии Царское Село — Дно.

Вокзал Сусанино, февраль 2022 г.

Вокзал Сусанино, февраль 2022 г.

Вместо послесловия

Согласно данным Википедии, холдинг «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — российская государственная вертикально интегрированная компания, владелец инфраструктуры общего пользования и крупнейший перевозчик российской сети железных дорог. 100 % акций принадлежат Правительству России.

Отсюда вопрос. Если РЖД принадлежит государству, значит ли это, что и государству наплевать на сохранение памятников истории и культуры? Тех памятников, которые символизируют «наше славное прошлое», о возвращении в которое так печётся власть. Хоть в советское прошлое, хоть в имперское. Очень не хотелось бы так думать. Тем паче, что не за горами 410-летие Дома Романовых. И 110-летие вокзала в Сусанино…

Алёна РЫБАКОВА

От редакции. Тамара Турапина, член гатчинского отделения ВООПИиК, отвечая на вопросы нашего корреспондента о возможности сохранения здания железнодорожного вокзала в Сусанино, высказала мнения, что такая возможность вполне реальна, если взяться за это дело всем миром.

Для того, чтобы здание получило особый статус и попало под охрану государства, необходимо, чтобы его признали объектом культурного наследия. Для этого нужно подать заявление в Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области. «Чем таких заявлений поступит больше, тем больше шансов, что Комитет назначит экспертную комиссию по определению предмета охраны», — уверена Тамара Витальевна.

Подать такое заявление может любой гражданин. А если вспомнить, что у каждого из нас есть конституционная обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, то подать такое заявление каждый, обеспокоенный судьбой сусанинского вокзала, не только может, но и должен. 

Заявление можно отправить в Комитет по сохранению культурного наследия по почте: 191124, Санкт-Петербург г., ул. Смольного, д. 3, литера А. Или на электронный адрес: okn@lenreg.ru. Также можно подать такое заявление через портал Госуслуг.

Все нюансы и тонкости законодательства, связанного с охраной культурного наследия, можно изучить, обратившись к 73 федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».