Сударыня моя!
Абсолютно во всех языках мира есть универсально вежливое обращение к незнакомому человеку. Во Франции говорят «месьё», «мадам» и «мадемуазель». В Испании – «сеньор» («дон»), «сеньора» («донна») и «сеньорита». В Англии и США – «сэр», «мэм» и «мисс». В Польше – «пан» и «пани». И так далее. А у нас дальше «молодого человека» («мужчины») и «девушки» («женщины») дело не идёт.
Хотя были и у нас прекрасные обращения: «сударь», «сударыня» и «барышня». Однажды покинув нашу обиходную речь, эти слова никак не могут вернуться обратно. А, жаль, – иногда очень хочется почувствовать себя сударыней. Как выяснилось, не мне одной. Например, приходилось слышать такие кардинальные предложения о том, как вернуть эти обращения в нашу речевую культуру: «Издать указ о том, что слова «сударь» и «сударыня» являются вежливыми и общеупотребительными обращениями и обязать так обращаться всех госслужащих, продавцов, банковских работников – в общем, всю сферу обслуживания. От них эти обращения привьются и к обычным гражданам».
А вот организаторы фестиваля «Памяти предков будем достойны» действуют гораздо мягче. Ежегодные встречи на Лялином Лугу, которые сначала были задуманы как военная реконструкция, со временем превратились в светский салон под открытым небом. В костюмах эпохи Александра I стали появляться не только мужчины на поле боя, но и их подруги: маркитантки, кавалерист-девицы, крестьянки, дворянки. Ну, а где мужчины в мундирах и женщины в платьях в пол, там и куртуазные манеры, а, стало быть, и особое обращение. Вот тут, сама собой и очень естественно появилась «сударыня».
В прошлом году организаторы фестиваля наградили лентами «Сударыня фестиваля» всех женщин, которые помогают в его организации и своим присутствием украшают мероприятие. Идея Петра Бабенко о том, что прекрасная половина должна быть отмечена особым образом, в нынешнем году получила своё развитие. Начальник сектора по туризму администрации Сиверского поселения Евгения Калинина и специалист отдела по социальным вопросам, молодёжной политике, спорту и культуре администрации Сиверского поселения Валентина Будник предложили женщинам до того, как надеть исторический костюм, проникнуться духом позапрошлого века. А для этого придумали и написали целый проект, который так и назвали «Сударыня фестиваля». По замыслу Евгении и Валентины, женщины, решившие участвовать в фестивале, должны готовиться к празднику не меньше месяца. Программа подготовки включала в себя изучение исторического костюма, бальной культуры и биографии «виновника» фестиваля Петра Христиановича Витгенштейна.
Глава администрации Сиверского поселения Дмитрий Сергеевич Румянцев и координатор движения «Памяти предков будем достойны» Пётр Владимирович Бабенко поддержали инициативу Евгении Владимировны Калининой и Валентины Витальевны Будник.
Финансовые расходы по реализации проекта взяла на себя администрация поселения. Но при этом проект получился не очень затратным, поскольку, по словам его кураторов, у них появилось немало единомышленников и спонсоров, готовых взять на себя часть затрат.
– Проект удалось воплотить в жизнь благодаря сильной командной поддержке от депутата Законодательного собрания Ленинградской области Людмилы Анатольевны Тептиной и депутата Совета депутатов Сиверского поселения Андрея Владимировича Головина, – говорит Евгения Калинина.
Пожалуй, самой необычной и даже неожиданной частью проекта была первая встреча, которая называлась «Гордость и предубеждение в историческом гардеробе». Собравшихся в Сиверской школе искусств сударынь ожидали настоящие открытия. Дизайн группа «SAMO» – реконструкторы и коллекционеры костюма, члены творческого союза художников России, художники театра и кино Андрей Скатков и Мария Орлова почти два часа рассказывали и наглядно показывали тонкости и секреты изящного платья ампир.
«Ампирная мода охватывала период с 1795 по 1820 годы. Сформировавшись в революционной Франции, она получила дальнейшее развитие при Наполеоне и характеризовалась интересом к античным образцам. Практичное и свободное женское платье вошло в моду с оглядкой на рабочий класс женщин, подчёркивая размывшиеся границы между полами и классами, а жакеты и жилеты, пришедшие из мужского гардероба, обозначали возросшую мобильность женщин. Утягивающие корсеты уступили место силуэту с завышенной талией. Стремление к естественности привело к моде на демонстрацию натуральной фигуры, просвечивающей через ткань, и глубокое декольте. Парижские острословы смеялись, что парижанкам достаточно одной только рубашки, чтобы быть одетыми по моде. Эта мода получила название а-ля соваж («a la sauvage» – нагая). В Англии её популяризовала Эмма Гамильтон.
Но когда Наполеон стал императором, период революционных вольностей сошёл на нет, и хотя общий силуэт сохранился, оголяться дамы стали намного меньше, декольте поползло вверх. Ближе к 1804 году платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Ещё через несколько лет слегка укоротилась юбка. Известна история о том, как Наполеон заметил красивую молодую даму в очень смелом наряде. Он громко вызвал её из толпы и грозно сказал: «Мадам, Вы раздеты! Идите, оденьтесь!»»
Это лишь немногое из того, о чём рассказывал Андрей Скатков собравишимся на его лекцию сударыням. Но самое захватывающее было во время практической части. В зале появилась Мария Орлова в одной нижней рубашке и спущенных чулках. На глазах внимательной аудитории Андрей начал одевать свою партнёршу. Участницы встречи наблюдали весь интимный процесс преображения женщины, от подтягивания чулков подвязками и шнуровки карсета, до последних штрихов: палантина и сумочки.
Тема лекции оказалась настолько неисчерпаема, что диалог продолжили уже в неформальной обстановке за чашкой чая с вкусными свежеиспечёнными пирогами, любезно предоставленными магазином сети «Хлебная усадьба».
– Мы рады, что многие девушки всерьёз заинтересовались историей костюма и решили шить себе платья для фестиваля. Вот и я, наконец, сшила платье, до этого брала напрокат, – делится Евгения Калинина.
– Мы надеемся, что вскоре на фестивале сможем провести настоящий бал. А пока мы сделали первый, пока ещё робкий шаг к этому событию, вторым этапом нашего проекта была встреча в Мемориальном доме-музее Исаака Шварца «И сколько б танцев не бывало, а лучше вальса, право, нет!»
Теоретический и практический экскурс в историю мировой бальной культуры конца XVIII – начала XIX веков провёл приглашённый гость из Санкт-Петербурга, актёр театра и кино, хореограф-постановщик и танцмейстер крупномасштабных классических и современных балов Виталий Исаков, – рассказала Валентина Будник. – Обучение вальсу – сложное занятие, которое на деле оказалось увлекательным и очень интересным времяпрепровождением.
Благодаря профессиональному подходу ведущего и заинтересованности участников, удалось освоить чуть больше заявленного в программе. Помимо польки, полонеза и вальса участники попробовали и русскую кадриль. Улыбка не сходила с лица участников в течение всего вечера. Это была невероятно оживлённая встреча с особой атмосферой, которая прошла на высоком уровне с большим эмоциональным откликом со стороны участников.
Кроме мероприятий, запланированных программой проекта, возникали предложения, от которых сударыни не могли отказаться. Например, представительницы Женского совета Сиверского поселения решили провести для участниц проекта мастер-класс по изготовлению зонтиков-парасоль, что в переводе с французского языка означает «против солнца».
Рукодельницы собрались в уютном зале центра «Юность». Мастер-класс прошёл в весёлой, дружеской обстановке. От совместного творчества удовольствие получили все без исключения, даже единственный мужчина – оператор Михаил Майоров.
– Мы благодарны Анне Чаус за предоставленные материалы и организацию мастер-класса. Участницам фестиваля этот роскошный, элегантный аксессуар пришёлся весьма кстати, – говорит Евгения Владимировна.
Последняя встреча из цикла образовательно-просветительских лекций – экскурсия «П. Х. Витгенштейн в Сиверской» состоялась 25 июня, её провёл сотрудник Музея «Дачная столица» Рашид Ганцев.
Началось путешествие в историю рода Витгенштейнов у памятника «Победам Витгенштейна», а закончилось возле усыпальницы Стефании Радзивилл.
«Витгенштейны – известный в Европе старинный графский и княжеский род Сайн-Витгенштейн-Берлебург. С Дружносельем связана младшая линия этого рода – Христиан-Людвиг-Казимир Витгенштейн во время Семилетней войны в 1761 году попал в плен, а затем поступил на русскую службу. Его сын Пётр Христианович Витгенштейн – герой войны 1812 года. Его называли «Спасителем Петербурга» после того, как войска под его командованием у деревни Клястицы между Полоцком и Себежем (ныне территория Республики Беларусь) разгромили превосходящие силы французов, которые направлялись к Петербургу. После смерти Кутузова он некоторое время был главнокомандующим русскими войсками в Германии. Сын Петра Христиановича – Лев Петрович – был женат на представительнице богатого и знатного польского рода Радзивиллов – Стефании Радзивилл. Именно в Дружноселье они поселились после свадьбы и начали перестраивать имение на свой вкус», – рассказывал экскурсовод.
Сударыни с интересом слушали, разглядывая «прекрасные» развалины бывшего крепкого хозяйства. О назначении некоторых развалин можно узнать только по столбам-меткам: амбар, скотный двор, барский дом…
Путь к автобусу лежит по величественной старой лиственничной аллее. А дальше сударыни отправились на Лялин Луг, где их ждал торт «Сударыня фестиваля». И это замечательно! Какая сударыня не любит сладкого?
Алёна РЫБАКОВА, обладательница ленты «Сударыня фестиваля»
Альбомы с фотографиями:
https://vk.com/album-29998172_285166908
https://vk.com/album-29998172_284886870
Координаторы проекта «Сударыня фестиваля» искренне и тепло благодарят:
Женский Совет Сиверского городского поселения;
Мемориальный дом-музей И. И. Шварца и лично директора Нагорную Антонину Владимировну;
Сиверскую детскую школу искусств и лично директора Эскелинен Елену Александровну;
Музей «Дачная столица» и лично директора Рогинкина Александра Ивановича;
Студия флористики г. Гатчина и лично Анну Чаус;
Сеть кафе и пекарен «Хлебную Усадьбу» и лично Марянян Азнив Амаяковну;
Кафе «Гранд» и лично Ким Валентину Трофимовну;
За десерт отдельное спасибо – ~ЕDELENА~.