Home » N.B! Тема » Понять «человека дождя»
Аутизм

Понять «человека дождя»

2 апреля весь мир отмечал День распространения информации о проблеме аутизма, учреждённый ООН в 2007 году.

2 апреля во всем мире говорят о людях, имеющих эту особенность, чтобы окружающие могли знать, как понять и взаимодействовать с ними, какие существуют проблемы, мешающие им чувствовать себя полноценными членами общества. В этот день в 20:00 по местному времени знаковые здания планеты освещаются синим светом: так проходит акция «Зажги синим», символом которой стала лента-пазл. Этот сложный узор отражает многообразие проявлений аутизма: каждый случай уникален, как неповторимый фрагмент мозаики.

Символ аутизма

 Давайте разберёмся, что такое аутизм.                

Цифры говорят:

  • 1 % населения Земли аутисты
  • Соотношение мальчиков и девочек с РАС (расстройство аутистического спектра) 4:1
  • В России около 7,5 тыс. детей с официальным диагнозом

 Что скрывается за диагнозом?

Аутизм не болезнь, а особенность развития нервной системы.

Вот 7 характерных черт:

  1. Сенсорная чувствительность. Например, повышенная чувствительность к свету, трудности с пониманием внутренних физических ощущений, восприятие на слух громких звуков как тихих, и наоборот, синестезия (редкий психологический феномен, при котором человек соединяет сигнал от одного органа чувств с сигналом от другого, хотя для связи между ними нет оснований. — Прим. ред.).
  2. Особое мышление. Например, изучение «сложных» (типа матанализа) прежде «простых» (типа сложения), трудности в работе исполнительной функции, интеллектуальная одарённость в задачах, требующих нетривиального подхода, и одновременная с этим интеллектуальная беспомощность в делах, где необходим вербальный навык.
  3. «Специальные интересы». «Доскональные, но в узкой области» так называемые «специальные интересы» могут выражаться в чём угодно: от математики до балета, от дверных ручек до физики, от политики до блёсток.
  4. Потребность в порядке. Нарушение привычного распорядка вызывает панику. Например, праздничные дни несут с собой скорее беспокойство, чем удовольствие, так как появляется свободное от школы время, что нарушает привычный распорядок дня. Люди аутистического спектра находят особое наслаждение в упорядочивании предметов и организации порядка.
  5. Язык тела. Раскачивания или взмахи руками способ саморегуляции.
  6. Социальные сложности. Прямой взгляд в глаза может быть физически болезненным. Предпочтение общаться при подходящих и удобных для себя случаях, реагирование на социальные сигналы с задержкой, «неуместное» в контексте конкретной социальной ситуации поведение (нет ответа «привет» сразу же, как только другой человек сказал «привет»).
  7. Невербальный интеллект. Часто это заметно уже в детском возрасте, потому что родители в первую очередь оценивают развитие ребёнка по уровню овладения языком. И будучи взрослыми, люди с диагнозом аутистического спектра продолжают испытывать трудности с использованием речи при разъяснении собственных эмоций и внутреннего состояния, а также при попытках ясно сформулировать мысли (что нe означает, что они не понимают происходящего или у них нет эмоций).

Сегодня исследователи считают, что можно обнаружить признаки аутизма у ребёнка  4-месячного возраста. Вот несколько признаков, которые могут указывать на то, что ваш ребенок должен пройти оценку развития, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC; англ. Centers for Disease Control and Prevention — федеральное  агентство Министерства здравоохранения США. Прим. ред.):

Ранние признаки (по данным CDC)

В три месяца: не реагирует на громкие звуки; не следит взглядом за движущимися объектами; не хватает и удерживает объекты; не улыбается людям; не агукает (не гулит); не обращает внимания на новые лица.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           В семь месяцев: не поворачивает голову, чтобы обнаружить откуда раздаются звуки; не показывает привязанность к вам; не смеется или не делает визжащих (от удовольствия) звуков; не тянется к объектам и не пытается привлечь к себе внимание с помощью действий; не проявляет интерес к играм (типа пряток).                                                                                                                                                                                                                                                                                                          В двенадцать месяцев (1 год): не ползает; не говорит отдельные слова; не использует жесты такие как кивки (или отрицательное мотание) или качания головой; отсутствует указательный  жест.                                                                                                                                                                                                                                           В двадцать четыре месяца (2 года): говорит не более 15 слов; не использует предложения длиннее двух слов; не имитирует ваши действия или слова; не проявляет интереса к игрушкам и играм с ними; не следует простым инструкциям.

Лекция об аутизме

И так, что же должен знать об аутизме обычный человек?

Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идёт об инвалидности. Так что давайте перечислим их:

10 фактов про аутизм, которые стоит знать каждому!

  1. Аутизм многолик. Каждый человек с аутизмом уникален их интересы, способности и поведение могут кардинально различаться.
  2. Это часть личности. Аутизм влияет на восприятие мира, но не определяет всю личность человека.
  3. Полноценная жизнь возможна. С аутизмом можно жить счастливо, быть частью семьи и общества.
  4. Способность любить. Люди с аутизмом испытывают те же чувства, просто иначе их выражают.
  5. Возможность учиться. При правильном подходе люди с РАС успешно осваивают новые навыки.
  6. Генетическая природа. 90 % случаев аутизма связаны с наследственностью, а не с прививками.
  7. Не социопаты. Проблемы в общении не означают равнодушия к окружающим.
  8. Нет эпидемии. Рост диагностики связан с улучшением методов выявления.
  9. Счастье без «излечения». Аутисты видят красоту в том, что другие не замечают.
  10. Желание быть частью общества. Они хотят учиться, работать и вносить свой вклад в мир.

 Гении спектра

История знает множество выдающихся аутистов:

  • Леонардо да Винчи  проявлял все признаки синдрома Аспергера*;
  • Моцарт  имел обсессивную** любовь к определённым звукам;
  • Билл Гейтс  45 % сотрудников Microsoft имеют черты РАС;
  • Ким Пик  прототип «Человека дождя» знал наизусть 12 000 книг

 * Синдром Аспергера общее нарушение психического развития (подробности в сети интернет);

** Обсессивная любовь нездоровая привязанность, которая характеризуется навязчивыми мыслями об объекте привязанности.

 Если бы аутисты вдруг исчезли, на Земле не осталось бы ни учёных, ни компьютеров, ни классической музыки, —Тэмпл Грандин, учёный с РАС

Гатчина зажигает синим

С 1 по 4 апреля в нашем округе прошёл масштабный фестиваль «#ЛюдиКакЛюди# вместе в мире понимания и поддержки!», приуроченный к Всемирной неделе распространения информации об аутизме. С 2022 года МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (далее МБООУ «ЦПМСС») является одной из всероссийских площадок проведения фестиваля #ЛюдиКакЛюди#. В этом году МБОУ «ЦПМСС» объединил усилия педагогов, родителей, обучающихся,  воспитанников 12 образовательных учреждений Гатчинского округа, на которых были организованы мероприятия Фестиваля.

Знакомим вас с площадками и мероприятиями в рамках Всероссийского фестиваля #ЛюдиКакЛюди#:

МБДОУ «Детский сад № 46 комбинированного вида» пригласили на открытый вебинар специалистов и родителей Гатчинского муниципального округа.  В рамках фестиваля #ЛюдиКакЛюди# специалисты детского сада предложили рассмотреть важную и интересную тему: «Визуальное расписание в домашних условиях. Улучшаем понимание речи у ребёнка с РАС и боремся с нежелательными формами поведения». Специалисты группы «Особый ребёнок» рассказали, как визуальное расписание в домашних условиях и в условиях детского сада улучшает понимание речи, снижает тревожность, формирует временные представления, улучшает поведение у детей с расстройством аутистического спектра.

МБДОУ «Детский сад № 42 комбинированного вида» провели важное и трогательное мероприятие, посвящённое пониманию и принятию людей

с аутизмом. Дети и педагоги играли в коммуникативную игру: «Мы все разные», учась видеть и ценить индивидуальность каждого. Просто и понятно рассказали ребятам об особенностях детей с аутизмом. Все вместе посмотрели познавательную презентацию о том, как правильно общаться с людьми с РАС. Провели акцию солидарности, где каждый участник прикрепил голубую ленточку к плакату с надписью: «Я тебя понимаю», выражая поддержку и принятие. В холле детского сада были размещены полезные материалы для родителей: «Что такое аутизм?», «Десять фактов про аутизм».

МБДОУ «Детский сад № 16 комбинированного вида» «зажёгся» синим цветом в поддержку людей с аутизмом! Была проведена акция: «Надень одежду голубого  цвета». В акции «Подари малышу синий шарик» шарики стали символом дружбы и тепла, которые ребята дарили друг другу. Воспитатели выполнили с детьми коллективную работу: «Мир вокруг нас» все группы создали яркие плакаты и аппликации, напоминая, что мы живём в одном мире, полном красок и разнообразия. В саду провели беседы и игры, где воспитатели рассказывали детям, как важно быть добрыми, помогать и понимать друг друга. На прогулке воспитатели провели флешмоб «Мы вместе» дети и взрослые выстроились в форме сердца, чтобы показать: мы одна большая семья!

Сердце из шариков

МБДОУ «Детский сад № 54 комбинированного вида». Воспитанники и педагоги окунулись в мир добра и понимания, участвуя в специальной программе: «Мы похожи, но мы разные». Специалисты сада в доступной форме рассказали детям об особенностях сверстников с аутизмом и научили правилам общения. Педагоги провели игры на сплочение. Дети с радостью участвовали в увлекательных играх, развивающих коммуникацию и толерантность. Реализовали творческий проект: «Планета дружбы». Ребята создали красочный плакат, символизирующий единство и принятие всех детей без исключения. Ярким завершением стал массовый  флешмоб танец «Доброта», наполненный улыбками и хорошим настроением!

МБОУ «Гатчинская НОШ № 5» в рамках недели распространения информации об аутизме школа провела серию важных мероприятий под девизом: «Многообразие людей не проблема, а ресурс развития общества!». Учителя на «Разговорах о важном» рассказали, кто такие «Дети дождя». Посмотрели и обсудили трогательные мультфильмы: «Мой маленький брат с Луны», «Amazinq Things Happen», «ПарИть». Для педагогов провели  обучающий семинар по теме: «Дети с РАС в инклюзии: что важно знать педагогу?». Для родителей состоялся важный диалог: «Люди, как люди развенчиваем мифы об аутизме», где обсудили особенности и восприятия мира детьми с РАС. Разобрали стереотипы и предрассудки. Нашли точки взаимопонимания.

В МБОУ «Гатчинская СОШ № 1» в рамках фестиваля провели следующие мероприятия для школьников: «Радиопередача об особенностях людей с РАС». Учителя и ученики просмотрели и обсудили тематический мультфильм о правильном взаимодействии людей. На стенде в холле школы была размещена ознакомительная и полезная информация о людях с РАС. Просмотрели мультфильмы, раскрывающие разные грани аутизма. Провели акцию солидарности: все участники надели синие ленточки символ поддержки и принятия людей с аутизмом. Многие пришли в синей одежде, ведь этот цвет символизирует равновесие и понимание. Синий цвет это международный символ аутизма. Проведённые мероприятия помогли ученикам и педагогам лучше понять особенности людей с РАС и научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной жизни.

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 9» тоже «зажёгся синим» в поддержку фестиваля #ЛюдиКакЛюди#. Сад активно включился в акцию, объединив детей, родителей и педагогов в важном деле формировании инклюзивного общества. Провели акцию: «Зажги синим» все участники  поддержали международную инициативу, надев элемент синего цвета. Для педагогов и родителей провели познавательные мероприятия о людях с аутизмом, практические мастер-классы по эффективному взаимодействию. Все участники получили информационные буклеты и значки фестиваля. Для воспитанников детского сада педагоги провели коммуникативные игры, развивающие понимание и толерантность. Провели тематические беседы в доступной форме. Взрослые и дети создали плакат «Зажги синим». Девиз мероприятия: «Вместе мы создаём пространство, где каждый  чувствует себя важным и нужным».

МБОУ «Сиверская СОШ № 3» «зажгла синим» в поддержку Всемирного дня распространения информации об аутизме. В школе для учащихся провели важные мероприятия для улучшения понимания мира особенных людей. Акция «Мир глазами особых людей» включала прослушивание на радиолинейке важных факторов об аутизме. Оформили интерактивный стенд с полезной информацией для учителей и  школьников. Для старшеклассников продемонстрировали фильм: «Каждый 88-й». Для начальной школы показали специальный познавательный мультфильм. На мероприятии волонтёры раздавали символ акции синие ленточки. Специалисты и педагоги убеждены: понимание и поддержка ключ к созданию комфортной среды для всех! Особенные дети такие же дети, просто нужен особый подход.

МБДОУ «Детский сад № 35 комбинированного вида» «зажёг синим» в поддержку фестиваля #ЛюдиКакЛюди#.  Были проведены беседы: «Мы похожи, но мы разные». Дети узнали, что каждый человек воспринимает мир по-своему, и это делает всех нас уникальными. Посмотрели мультфильм «Мой маленький брат с Луны»: трогательная история помогла понять, как чувствуют себя дети с аутизмом. Была организована выставка игрушек конкурсные работы на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики, которые можно использовать в играх с особыми детьми.

Школа имени императора Александра III организовала и провела трогательную и вдохновляющую выставку творческих работ учеников с РАС. Ребята представили свои рисунки, посвящённые краеведению, православной культуре и литературе, а также провели презентацию своих работ для гостей.  Особенно важным моментом стало благословение от отца Алексея (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге), который поддержал юных художников. Завершилось мероприятие классным часом, где учащиеся поделились своими впечатлениями и пожеланиями.

Школа Александра 3

МБОУ «Таицкая СОШ» провела для учащихся 5 – 11 классов познавательное мероприятие, посвящённое Всемирному дню распространения информации об аутизме. Педагоги рассказали о символике акции, узнали об особенностях людей с РАС, обсудили, как правильно взаимодействовать, поддерживать и дружить с ними. Школьникам показали документальный фильм «Каждый 88-й» и анимационный ролик о том, как устроен мозг у разных людей.

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 26». Педагоги, воспитанники и родители участвовали в акции «Наш солнечный мир для детей с РАС». Для детей групп компенсирующей направленности провели беседу «Все люди на свете разные», с просмотром мультфильмов об аутизме. Педагогам показали презентации и обсуждение особенностей работы с детьми с РАС. Для родителей провели важный разговор о ранних признаках аутизма, мифах и адаптации в детском саду.

Детский сад №26

С проблемой аутизма сталкиваются совершенно разные семьи. Аутизм распространён: независимо от национальности, культуры, вероисповедания и уровня жизни.

Людям с аутизмом ПРОСТО НЕОБХОДИМА поддержка. Для того, чтобы жить, справляться с непростыми для них социальными задачами и полностью реализовать свои возможности. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.

Давайте будем терпимыми к ним и окажем им поддержку!

 

 Информация МБОУ «Центр Психолого-медико- социального Сопровождения»

С использованием материалов сайта www.aspergers.ru