
Понять «человека дождя»
2 апреля весь мир отмечал День распространения информации о проблеме аутизма, учреждённый ООН в 2007 году.
2 апреля во всем мире говорят о людях, имеющих эту особенность, чтобы окружающие могли знать, как понять и взаимодействовать с ними, какие существуют проблемы, мешающие им чувствовать себя полноценными членами общества. В этот день в 20:00 по местному времени знаковые здания планеты освещаются синим светом: так проходит акция «Зажги синим», символом которой стала лента-пазл. Этот сложный узор отражает многообразие проявлений аутизма: каждый случай уникален, как неповторимый фрагмент мозаики.
Давайте разберёмся, что такое аутизм.
Цифры говорят:
- 1 % населения Земли — аутисты
- Соотношение мальчиков и девочек с РАС (расстройство аутистического спектра) — 4:1
- В России около 7,5 тыс. детей с официальным диагнозом
Что скрывается за диагнозом?
Аутизм — не болезнь, а особенность развития нервной системы.
Вот 7 характерных черт:
- Сенсорная чувствительность. Например, повышенная чувствительность к свету, трудности с пониманием внутренних физических ощущений, восприятие на слух громких звуков как тихих, и наоборот, синестезия (редкий психологический феномен, при котором человек соединяет сигнал от одного органа чувств с сигналом от другого, хотя для связи между ними нет оснований. — Прим. ред.).
- Особое мышление. Например, изучение «сложных» (типа —матанализа) прежде «простых» (типа — сложения), трудности в работе исполнительной функции, интеллектуальная одарённость в задачах, требующих нетривиального подхода, и одновременная с этим интеллектуальная беспомощность в делах, где необходим вербальный навык.
- «Специальные интересы». «Доскональные, но в узкой области» так называемые «специальные интересы» могут выражаться в чём угодно: от математики до балета, от дверных ручек до физики, от политики до блёсток.
- Потребность в порядке. Нарушение привычного распорядка вызывает панику. Например, праздничные дни несут с собой скорее беспокойство, чем удовольствие, так как появляется свободное от школы время, что нарушает привычный распорядок дня. Люди аутистического спектра находят особое наслаждение в упорядочивании предметов и организации порядка.
- Язык тела. Раскачивания или взмахи руками — способ саморегуляции.
- Социальные сложности. Прямой взгляд в глаза может быть физически болезненным. Предпочтение общаться при подходящих и удобных для себя случаях, реагирование на социальные сигналы с задержкой, «неуместное» в контексте конкретной социальной ситуации поведение (нет ответа «привет» сразу же, как только другой человек сказал «привет»).
- Невербальный интеллект. Часто это заметно уже в детском возрасте, потому что родители в первую очередь оценивают развитие ребёнка по уровню овладения языком. И будучи взрослыми, люди с диагнозом аутистического спектра продолжают испытывать трудности с использованием речи при разъяснении собственных эмоций и внутреннего состояния, а также при попытках ясно сформулировать мысли (что нe означает, что они не понимают происходящего или у них нет эмоций).
Сегодня исследователи считают, что можно обнаружить признаки аутизма у ребёнка 4-месячного возраста. Вот несколько признаков, которые могут указывать на то, что ваш ребенок должен пройти оценку развития, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC; англ. Centers for Disease Control and Prevention — федеральное агентство Министерства здравоохранения США. Прим. ред.):
Ранние признаки (по данным CDC) —
В три месяца: не реагирует на громкие звуки; не следит взглядом за движущимися объектами; не хватает и удерживает объекты; не улыбается людям; не агукает (не гулит); не обращает внимания на новые лица. В семь месяцев: не поворачивает голову, чтобы обнаружить откуда раздаются звуки; не показывает привязанность к вам; не смеется или не делает визжащих (от удовольствия) звуков; не тянется к объектам и не пытается привлечь к себе внимание с помощью действий; не проявляет интерес к играм (типа — пряток). В двенадцать месяцев (1 год): не ползает; не говорит отдельные слова; не использует жесты — такие как кивки (или отрицательное мотание) или качания головой; отсутствует указательный жест. В двадцать четыре месяца (2 года): говорит не более 15 слов; не использует предложения длиннее двух слов; не имитирует ваши действия или слова; не проявляет интереса к игрушкам и играм с ними; не следует простым инструкциям.
И так, что же должен знать об аутизме обычный человек?
Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идёт об инвалидности. Так что давайте перечислим их:
10 фактов про аутизм, которые стоит знать каждому!
- Аутизм многолик. Каждый человек с аутизмом уникален — их интересы, способности и поведение могут кардинально различаться.
- Это часть личности. Аутизм влияет на восприятие мира, но не определяет всю личность человека.
- Полноценная жизнь возможна. С аутизмом можно жить счастливо, быть частью семьи и общества.
- Способность любить. Люди с аутизмом испытывают те же чувства, просто иначе их выражают.
- Возможность учиться. При правильном подходе люди с РАС успешно осваивают новые навыки.
- Генетическая природа. 90 % случаев аутизма связаны с наследственностью, а не с прививками.
- Не социопаты. Проблемы в общении не означают равнодушия к окружающим.
- Нет эпидемии. Рост диагностики связан с улучшением методов выявления.
- Счастье без «излечения». Аутисты видят красоту в том, что другие не замечают.
- Желание быть частью общества. Они хотят учиться, работать и вносить свой вклад в мир.
Гении спектра
История знает множество выдающихся аутистов:
- Леонардо да Винчи — проявлял все признаки синдрома Аспергера*;
- Моцарт — имел обсессивную** любовь к определённым звукам;
- Билл Гейтс — 45 % сотрудников Microsoft имеют черты РАС;
- Ким Пик — прототип «Человека дождя» знал наизусть 12 000 книг
* Синдром Аспергера — общее нарушение психического развития (подробности в сети интернет);
** Обсессивная любовь — нездоровая привязанность, которая характеризуется навязчивыми мыслями об объекте привязанности.
Если бы аутисты вдруг исчезли, на Земле не осталось бы ни учёных, ни компьютеров, ни классической музыки, —Тэмпл Грандин, учёный с РАС
Гатчина зажигает синим
С 1 по 4 апреля в нашем округе прошёл масштабный фестиваль «#ЛюдиКакЛюди# — вместе в мире понимания и поддержки!», приуроченный к Всемирной неделе распространения информации об аутизме. С 2022 года МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (далее — МБООУ «ЦПМСС») является одной из всероссийских площадок проведения фестиваля #ЛюдиКакЛюди#. В этом году МБОУ «ЦПМСС» объединил усилия педагогов, родителей, обучающихся, воспитанников 12 образовательных учреждений Гатчинского округа, на которых были организованы мероприятия Фестиваля.
Знакомим вас с площадками и мероприятиями в рамках Всероссийского фестиваля #ЛюдиКакЛюди#:
МБДОУ «Детский сад № 46 комбинированного вида» — пригласили на открытый вебинар специалистов и родителей Гатчинского муниципального округа. В рамках фестиваля #ЛюдиКакЛюди# специалисты детского сада предложили рассмотреть важную и интересную тему: «Визуальное расписание в домашних условиях. Улучшаем понимание речи у ребёнка с РАС и боремся с нежелательными формами поведения». Специалисты группы «Особый ребёнок» рассказали, как визуальное расписание в домашних условиях и в условиях детского сада улучшает понимание речи, снижает тревожность, формирует временные представления, улучшает поведение у детей с расстройством аутистического спектра.
МБДОУ «Детский сад № 42 комбинированного вида» — провели важное и трогательное мероприятие, посвящённое пониманию и принятию людей
с аутизмом. Дети и педагоги играли в коммуникативную игру: «Мы все разные», учась видеть и ценить индивидуальность каждого. Просто и понятно рассказали ребятам об особенностях детей с аутизмом. Все вместе посмотрели познавательную презентацию о том, как правильно общаться с людьми с РАС. Провели акцию солидарности, где каждый участник прикрепил голубую ленточку к плакату с надписью: «Я тебя понимаю», выражая поддержку и принятие. В холле детского сада были размещены полезные материалы для родителей: «Что такое аутизм?», «Десять фактов про аутизм».
МБДОУ «Детский сад № 16 комбинированного вида» «зажёгся» синим цветом в поддержку людей с аутизмом! Была проведена акция: «Надень одежду голубого цвета». В акции «Подари малышу синий шарик» шарики стали символом дружбы и тепла, которые ребята дарили друг другу. Воспитатели выполнили с детьми коллективную работу: «Мир вокруг нас» — все группы создали яркие плакаты и аппликации, напоминая, что мы живём в одном мире, полном красок и разнообразия. В саду провели беседы и игры, где воспитатели рассказывали детям, как важно быть добрыми, помогать и понимать друг друга. На прогулке воспитатели провели флешмоб «Мы вместе» — дети и взрослые выстроились в форме сердца, чтобы показать: мы — одна большая семья!
МБДОУ «Детский сад № 54 комбинированного вида». Воспитанники и педагоги окунулись в мир добра и понимания, участвуя в специальной программе: «Мы похожи, но мы разные». Специалисты сада в доступной форме рассказали детям об особенностях сверстников с аутизмом и научили правилам общения. Педагоги провели игры на сплочение. Дети с радостью участвовали в увлекательных играх, развивающих коммуникацию и толерантность. Реализовали творческий проект: «Планета дружбы». Ребята создали красочный плакат, символизирующий единство и принятие всех детей без исключения. Ярким завершением стал массовый флешмоб — танец «Доброта», наполненный улыбками и хорошим настроением!
МБОУ «Гатчинская НОШ № 5» в рамках недели распространения информации об аутизме школа провела серию важных мероприятий под девизом: «Многообразие людей — не проблема, а ресурс развития общества!». Учителя на «Разговорах о важном» рассказали, кто такие «Дети дождя». Посмотрели и обсудили трогательные мультфильмы: «Мой маленький брат с Луны», «Amazinq Things Happen», «ПарИть». Для педагогов провели обучающий семинар по теме: «Дети с РАС в инклюзии: что важно знать педагогу?». Для родителей состоялся важный диалог: «Люди, как люди — развенчиваем мифы об аутизме», где обсудили особенности и восприятия мира детьми с РАС. Разобрали стереотипы и предрассудки. Нашли точки взаимопонимания.
В МБОУ «Гатчинская СОШ № 1» в рамках фестиваля провели следующие мероприятия для школьников: «Радиопередача об особенностях людей с РАС». Учителя и ученики просмотрели и обсудили тематический мультфильм о правильном взаимодействии людей. На стенде в холле школы была размещена ознакомительная и полезная информация о людях с РАС. Просмотрели мультфильмы, раскрывающие разные грани аутизма. Провели акцию солидарности: все участники надели синие ленточки — символ поддержки и принятия людей с аутизмом. Многие пришли в синей одежде, ведь этот цвет символизирует равновесие и понимание. Синий цвет — это международный символ аутизма. Проведённые мероприятия помогли ученикам и педагогам лучше понять особенности людей с РАС и научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной жизни.
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 9» тоже «зажёгся синим» в поддержку фестиваля #ЛюдиКакЛюди#. Сад активно включился в акцию, объединив детей, родителей и педагогов в важном деле — формировании инклюзивного общества. Провели акцию: «Зажги синим» — все участники поддержали международную инициативу, надев элемент синего цвета. Для педагогов и родителей провели познавательные мероприятия о людях с аутизмом, практические мастер-классы по эффективному взаимодействию. Все участники получили информационные буклеты и значки фестиваля. Для воспитанников детского сада педагоги провели коммуникативные игры, развивающие понимание и толерантность. Провели тематические беседы в доступной форме. Взрослые и дети создали плакат «Зажги синим». Девиз мероприятия: «Вместе мы создаём пространство, где каждый чувствует себя важным и нужным».
МБОУ «Сиверская СОШ № 3» «зажгла синим» в поддержку Всемирного дня распространения информации об аутизме. В школе для учащихся провели важные мероприятия — для улучшения понимания мира особенных людей. Акция «Мир глазами особых людей» включала прослушивание на радиолинейке важных факторов об аутизме. Оформили интерактивный стенд с полезной информацией для учителей и школьников. Для старшеклассников продемонстрировали фильм: «Каждый 88-й». Для начальной школы показали специальный познавательный мультфильм. На мероприятии волонтёры раздавали символ акции — синие ленточки. Специалисты и педагоги убеждены: понимание и поддержка — ключ к созданию комфортной среды для всех! Особенные дети — такие же дети, просто нужен особый подход.
МБДОУ «Детский сад № 35 комбинированного вида» «зажёг синим» в поддержку фестиваля #ЛюдиКакЛюди#. Были проведены беседы: «Мы похожи, но мы разные». Дети узнали, что каждый человек воспринимает мир по-своему, и это делает всех нас уникальными. Посмотрели мультфильм «Мой маленький брат с Луны»: трогательная история помогла понять, как чувствуют себя дети с аутизмом. Была организована выставка игрушек — конкурсные работы на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики, которые можно использовать в играх с особыми детьми.
Школа имени императора Александра III организовала и провела трогательную и вдохновляющую выставку творческих работ учеников с РАС. Ребята представили свои рисунки, посвящённые краеведению, православной культуре и литературе, а также провели презентацию своих работ для гостей. Особенно важным моментом стало благословение от отца Алексея (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге), который поддержал юных художников. Завершилось мероприятие классным часом, где учащиеся поделились своими впечатлениями и пожеланиями.
МБОУ «Таицкая СОШ» провела для учащихся 5 – 11 классов познавательное мероприятие, посвящённое Всемирному дню распространения информации об аутизме. Педагоги рассказали о символике акции, узнали об особенностях людей с РАС, обсудили, как правильно взаимодействовать, поддерживать и дружить с ними. Школьникам показали документальный фильм «Каждый 88-й» и анимационный ролик о том, как устроен мозг у разных людей.
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 26». Педагоги, воспитанники и родители участвовали в акции «Наш солнечный мир для детей с РАС». Для детей групп компенсирующей направленности провели беседу «Все люди на свете разные», с просмотром мультфильмов об аутизме. Педагогам показали презентации и обсуждение особенностей работы с детьми с РАС. Для родителей провели важный разговор о ранних признаках аутизма, мифах и адаптации в детском саду.
С проблемой аутизма сталкиваются совершенно разные семьи. Аутизм распространён: независимо от национальности, культуры, вероисповедания и уровня жизни.
Людям с аутизмом ПРОСТО НЕОБХОДИМА поддержка. Для того, чтобы жить, справляться с непростыми для них социальными задачами и полностью реализовать свои возможности. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.
Давайте будем терпимыми к ним и окажем им поддержку!
Информация МБОУ «Центр Психолого-медико- социального Сопровождения»
С использованием материалов сайта www.aspergers.ru