Основные параметры бюджета Ленобласти на 2024 год приняты
9 ноября на 40-м заседании Законодательного собрания депутаты рассмотрели и приняли в первом чтении проект бюджета Ленинградской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Основные параметры региональной казны полностью соответствуют требованиям Бюджетного кодекса и выглядят следующим образом: доходы областного бюджета в 2024 году запланированы на уровне 216,8 млрд рублей, в 2025-м – 218 млрд рублей, в 2026-м – 197,9 млрд рублей; расходы в 2024 году составят 223,7 млрд рублей, в 2025-м – 219,4 млрд рублей, в 2026-м – 198,7 млрд рублей. Дефицит в 2024 году будет равен 6,9 млрд рублей (или 3,4 % к уровню собственных доходов), с постепенным снижением в 2025-м до 1,4 млрд рублей, в 2026-м — до 0,8 млрд рублей. Федеральные средства пока учтены не в полном объеме и традиционно будут полностью заложены при первых корректировках бюджета. Объем госдолга останется на безопасном уровне в 13,7 млрд рублей, при этом регион старается не прибегать к новым заимствованиям.
Согласно прогнозу, налоговые и неналоговые доходы на 2024 году заложены в сумме 200 млрд рублей, а безвозмездные поступления – в сумме 16,8 млрд рублей. Традиционно большую часть поступлений составят налог на прибыль организаций (98,5 млрд рублей, или 49,3 %), налог на доходы физических лиц (47,7 млрд рублей, или 23,9 %) и налог на имущество организаций (32,8 млрд рублей, или 16,4 %).
Зафиксирован документом и существенный рост минимальной заработной платы с 1 января 2024 года: он составит 20 125 рублей (на 18,5 % больше), прожиточный минимум вырастет до 17 686 рублей (+ 9,6 %). Это, в свою очередь, повлечет и рост расходных обязательств региона.
Тем не менее, бюджет-2024 сохранит свою социальную направленность – на образование, социальную поддержку и здравоохранение выделяется суммарно 113,2 млрд рублей (при общем объеме расходов по госпрограммам 199,3 млрд рублей). Так, расходы на образование выросли до 50,9 млрд рублей и сейчас находятся на первой строчке среди всех госпрограмм, на социальную поддержку – до 31,6 млрд рублей (и здесь существенную роль играет фактор СВО), на здравоохранение – до 30,7 млрд рублей. Замыкают пятерку лидеров направления «Дороги» (23,3 млрд рублей) и «ЖКХ и ТЭК» (12,7 млрд рублей).
Серьезные ассигнования предусмотрены на реновацию школ и детских садов, завершение «переходящих» объектов и включение в программу капремонта новых. На компенсацию межтарифной разницы первоначально заложено 6,4 млрд рублей, на благоустройство территорий направят 1,9 млрд рублей, на газификацию и догазификацию – 1,6 млрд рублей, на капремонт многоквартирных домов – 1,2 млрд рублей.
Финансирование адресной инвестиционной программы (АИП) вырастет до рекордных 24 млрд рублей. Впервые за долгое время в нее войдут новые объекты, среди которых: амбулатория в пос. Войсковицы, школы в Кудрово и Новом Девяткино, детские сады в Буграх, Всеволожске и Агалатово, здание дополнительного образования на базе лагеря «Россонь», реконструкция стадиона «Нефтяник» в Киришах, спортплощадка в дер. Извара, павильон входной группы музея «Прорыв блокады Ленинграда», трансформаторные подстанции в Выборгском районе, проектно-изыскательские работы очистных сооружений в Отрадном и Кировске, канализационный коллектор в Луге и др.
Первоначальное рассмотрение законопроекта прошло на депутатских слушаниях 24 октября, более предметные обсуждения по каждому направлению расходов состоялись на заседаниях тринадцати постоянных комиссий. При этом парламентарии имели возможность задать уточняющие вопросы не только комитету финансов в лице первого заместителя председателя Правительства Ленинградской области Романа Маркова, но и профильным комитетам – главным распорядителям бюджетных средств. На пленарном заседании прозвучали вопросы, касающиеся доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и от продажи активов (Александр Рязанов), мероприятий по поддержке подшефных территорий (Никита Коваль), распределения средств на реализацию АИП в разрезе районов (Анна Хмелёва), финансирования питания школьников (Андрей Гардашников), а также в целом стратегии увеличения доходной части бюджета (Сергей Моренков).
В поддержку высказались все депутатские фракции, кроме КПРФ. Фракция «Единая Россия» приняла решение о солидарном голосовании. В итоге законопроект принят в первом чтении (тридцатью семью голосами за и пятью — против). Таким образом, парламентарии утвердили основные параметры бюджета. Во втором чтении принимается ведомственная структура доходов, госпрограммы, инвестиционная составляющая, в третьем – документ в целом.
Комментируя принятие бюджета-2024 в первом чтении, председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин («Единая Россия») отметил, что параметры бюджета выглядят более чем достойно:
«Уверен, что мы его будем стараться перевыполнить, увеличить расходы по социальным программам. Все цифры – абсолютно реальные. Регион гарантирует исполнение обязательств в социальной сфере, поддержке бизнеса и развитии транспортной инфраструктуры. Прогноз бюджета основан на прогнозах поступлений налогов, работы предприятий и рекомендациях комитета по экономике, – подчеркнул спикер. – При этом мы видим, что экономика Ленинградской области активно развивается. Например, если 10 лет назад году наш бюджет составлял менее 80 миллиардов рублей, то сегодня мы закрываем 2023-й год с доходной частью более 220 миллиардов рублей».
Предлагаемые параметры бюджета позволят региону предусмотреть все публичные нормативные обязательства, заработные платы бюджетникам, поддержать инвестиционный цикл и обеспечить поступательное развитие Ленинградской области.
Председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Николай Пустотин («Единая Россия») добавил, что все комиссии рассмотрели проект бюджета и дали ему положительную оценку, при этом в заключении правового управления имеется ряд замечаний, которые, впрочем, не препятствуют принятию документа.
– На протяжении, наверно, десяти лет документы готовятся комитетом финансов в доступной и понятной форме, так что даже человек, не имеющий отношения к работе над бюджетом, может разобраться в его доходах и расходах. Это было хорошо видно на публичных слушаниях, когда люди листали брошюры «Бюджет для граждан» и не задавали вопросов, откуда какие цифры берутся, – рассказал депутат. – Мы об этом никогда не говорим, но нужно понимать, что бюджет Ленинградской области формируется за счет собственных доходов, рассчитывать на федеральную поддержку нам не приходится – она составляет не так много, порядка 7-8 % в общей структуре доходов. Поэтому мы должны внимательно относиться к крупным налогоплательщикам, представителям малого и среднего бизнеса и в тяжелой ситуации всегда их поддерживать.
Добавим, что второе чтение бюджета состоится 4 декабря, а заседание областного парламента, посвященное третьему чтению, назначено на 11 декабря. При этом законодатели планируют, как и в прежние годы, принять закон раньше, чтобы дать возможность уже до конца года профинансировать местные бюджеты и провести необходимые конкурсные процедуры.
Мария СУВОРОВА, пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области